search
main
0

Будущее человека закладывается в первую тысячу дней его жизни

В Ташкенте 14-16 ноября прошла Вторая Всемирная конференция ЮНЕСКО по воспитанию и образованию детей младшего возраста

В конференции приняли участие более 2500 участников из 147 стран, включая глав государств, министров, педагогов и экспертов. Среди гостей конференции – генеральный директор ЮНЕСКО Одри Азуле, президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев, генеральный секретарь ФИФА Фатма Самура, лауреат Нобелевской премии мира Кайлаш Сатьяртхи. Прошло 20 панельных сессий, на которых были представлены лучшие практики и решения. Официальную делегацию от России возглавлял министр просвещения Сергей Кравцов.

 

«Сегодня мы обсуждаем вопросы, которые связаны с одним из важнейших этапов в жизни детей, с самыми первыми шагами в образовании. От них во многом зависит будущее ребенка, то, как он будет чувствовать себя в школе, в обществе. Поэтому защита детства, развитие дошкольного образования – это безусловный приоритет нашей государственной политики».

Сергей Кравцов, министр просвещения РФ

 

Зачем инвестировать в дошкольное образование

Ученые утверждают, что, когда ребенок достигает трехлетнего возраста, у него развито уже 90% мозга. Что это значит? Значит, что воспитание и образование ребенка надо начинать еще в утробе матери. И конечно, первоочередную роль здесь играют, по крайней мере должны играть, родители. Ребенок не может развиваться сам по себе, ему нужно живое развивающее обучение, которое не заменят никакие гаджеты.

Американский экономист лауреат Нобелевской премии 2000 года Джеймс Хекман доказал, что «дошкольные инвестиции [в развитие] значительно улучшают когнитивные и некогнитивные навыки дошкольника, которые способствуют росту доходов и повышают результаты школьного образования», и что «раннее инвестирование в жизнь детей из неблагополучных семей поможет сократить неравенство как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе».

Результаты, полученные американскими исследователями в процессе метаанализа 22 экспериментальных исследований, проведенных на протяжении 50 лет, показали, что дошкольное образование снижает риск попадания ребенка в специальное учебное заведение, сокращает отсев в учебе и повышает академические достижения выпускников средней школы на 11 процентных пунктов.

Эксперты также считают, что стратегии выявления, вмешательства и профилактики в раннем детстве гораздо более рентабельны с точки зрения решения проблемы инвалидности, неблагополучия, уязвимости и социальной изоляции, чем последующие корректирующие меры.

Анализ академических достижений учащихся 4-х классов в Чили показал, что те, кто посещал государственную программу дошкольного образования, имели более высокие баллы по чтению, математике и общественным наукам, чем дети, которые этого не делали, при этом эффект был выше для детей из более бедных семей.

Сегодня охват образовательными программами и программами ухода за детьми до трех лет не равномерен по странам. Он по-прежнему во многом зависит от социально-экономического положения государства. Так, в некоторых странах со средним и высоким уровнем дохода более 20% детей в возрасте до года и более 60% малышей в возрасте до двух лет охвачены образовательными программами и имеют доступ к услугам по уходу.

В странах с низким уровнем дохода и уровнем дохода ниже среднего менее двух из трех детей посещают организованное обучение за год до официального возраста поступления в начальную школу, а средний разрыв в уровне участия между самыми богатыми и самыми бедными составляет поразительные 48 процентных пунктов. Такие невзгоды часто совпадают с экономическим уровнем семьи и накапливаются по мере взросления детей.

 

«Особенно подчеркну, что основы мировоззрения, традиционные ценностные ориентиры, которыми дети будут руководствоваться на протяжении всей жизни, закладываются в самом раннем возрасте. Поэтому мы стараемся приобщить детей к таким ценностям, как крепкая семья, уважение к старшим, бережное отношение к природе, уже начиная с детского сада. Безусловно, важнейшую роль здесь играют родители, родные и близкие детей, которые передают им уважение к окружающим, учат доброте и справедливости».

Сергей Кравцов, министр просвещения РФ

 

Почему выбрали Москву для первой международной конференции по дошкольному воспитанию и образованию

Прошло более тридцати лет с тех пор, как простое, но мощное послание «Обучение начинается с рождения» было включено в Джомтьенскую декларацию Всемирной декларации об образовании для всех. В Конвенции о правах ребенка указано, что дети младшего возраста имеют право не только на выживание, но и на благополучие и развитие в полной мере. Именно в этом духе международное сообщество на Всемирном форуме по образованию в Дакаре в 2000 году взяло на себя обязательство «расширить и улучшить всестороннее воспитание и образование детей младшего возраста, особенно для наиболее уязвимых и обездоленных детей».

Десять лет спустя Москва стала местом проведения Первой Всемирной конференции ЮНЕСКО по воспитанию и образованию детей младшего возраста. Свой выбор в пользу Москвы ЮНЕСКО обосновало тем, что «Российская Федерация и особенно правительство Москвы всегда уделяли особое внимание и инвестировали средства в развитие дошкольного образования и воспитания детей. В Москве сложилась устойчивая традиция обеспечения всеобъемлющего дошкольного образования и воспитания через систему государственных учреждений, которые специализируются на предоставлении услуг детям и семьям. Особое внимание обращается на укрепление существующей системы дошкольного образования, эффективно внедряются его альтернативные и гибкие формы, организуется повышение квалификации персонала дошкольных учреждений и продвигаются инновационные педагогические программы. Все это делает Москву подходящим местом для проведения международной конференции по воспитанию и образованию детей младшего возраста».

В конференции, проходившей 27-29 сентября 2010 года, участвовали делегации более 150 стран: главы государств, правительств, министры образования, представители научных кругов и общественных организаций. Участники конференции приняли Московский рамочный план действий, в котором определили первоочередные задачи на пути обеспечения начального образования для всех.

С 2010 года ситуация с качеством и инклюзивностью дошкольного образования заметно улучшилась. В 2015 году Организация Объединенных Наций приняла Повестку в области устойчивого развития на период до 2030 года с революционным видением социального, экономического и экологического развития и призвала к глобальному партнерству для достижения семнадцати целей устойчивого развития.

 

«Сделано действительно много, и Россия готова делиться своим опытом, передавать зарубежным партнерам наилучшие практики, в том числе в сфере информационных технологий. Еще в 2014 году мы создали Федеральную информационную систему доступности дошкольного образования (ФГИС ДДО), которая позволяет в ежедневном режиме получать оперативную и достоверную информацию о распределении мест в детских садах и потребности в них.

Сергей Кравцов, министр просвещения РФ

 

Что обсуждали на конференции в Ташкенте

Всемирная конференция еще раз подтвердила право каждого ребенка младшего возраста на качественный уход и образование и призвала государства обеспечить «всем девочкам и мальчикам доступ к качественному развитию, уходу и дошкольному образованию, чтобы они были готовы к начальному образованию». На конференции подчеркивалось, что многим странам еще предстоит устранить большинство барьеров, связанных с социально-экономическим статусом, этнической принадлежностью, полом, языком, задержкой развития и инвалидностью, а также жизнью в отдаленных и маргинализированных географических районах.

На конференции были определены три основные цели в области воспитания и образования детей младшего возраста. Они касаются разработки амбициозной, актуальной и учитывающей культурные особенности политики, создания эффективных и подотчетных систем, многосторонних партнерств и услуг и увеличения инвестиций в эту область как важную и неотъемлемую часть стратегий стран, направленных на достижение статуса обществ образования на протяжении всей жизни и устойчивого развития.

Главными темами конференции стали:

«Инклюзивность, качество и благополучие» (учебная программа и педагогика, включая обучение в игровой форме; справедливость и инклюзивность, включая негосударственные субъекты; создание прочного фундамента: здоровье, питание и благополучие; воспитание и образование детей младшего возраста в чрезвычайных ситуациях; готовность к школе и роль оценивания);

«Персонал и воспитатели» (системы обучения учителей и персонала по уходу, включая привлечение, набор и гендерное неравенство; профессионализация: аттестация, лицензирование, карьерный рост, коучинг; контроль и лидерство; рабочая сила в негосударственном секторе; воспитание детей);

«Программные инновации» (использование нейробиологии для продвижения программ по воспитанию и образованию; технологии и искусственный интеллект, включая экранное время и этику ИИ; разработка инновационных методов обучения; альтернативные модели воспитания и образования; экологизация программ);

«Политика, управление и финансы» (данные, мониторинг и оценка; политические и правовые рамки: формальные, неформальные, 0-3/3-6/6-8); финансирование и партнерство; структуры и системы обеспечения качества; общегосударственный подход, многосекторальность и координация).

Итоговым документом конференции стала принятая в последний день Ташкентская декларация, основанная на справочном отчете «Образование начинается рано: прогресс, вызовы и возможности». Декларация призвана определить международную повестку в области дошкольного образования до 2030 года и закрепить ряд руководящих принципов:

повышение качества и актуальности учебных программ и психолого-педагогического обеспечения;

обеспечение равных и инклюзивных образовательных услуг для всех детей;

защита и гарантии прав на доступ к образованию в чрезвычайных ситуациях.

Эти и ряд других задач базируются на таких основополагающих факторах, как развитие и поддержка педагогов, широкое внедрение инноваций и государственная поддержка сферы.

Декларация подтверждает право всех детей на получение дошкольного образования. Она также призывает уделять больше внимания экологическому просвещению: информирование об изменении климата и устойчивом развитии должно начинаться уже в первые годы жизни ребенка.

В ходе конференции страны взяли на себя обязательство инвестировать не менее 10% от общих расходов на образование в дошкольную сферу и обеспечить зарплату и условия труда персонала дошкольных учреждений на уровне учителей начальной школы. Они также подтвердили обязательство гарантировать по меньшей мере один год бесплатного дошкольного образования.

 

Что говорит наука

Многочисленные исследования показывают, что основы развития человека закладываются в первые годы жизни и развитие протекает очень быстрыми темпами от рождения до 8-летнего возраста. Ученые доказали, что первые три года жизни крайне важны для пробуждения потенциала детей.

В течение первых нескольких лет жизни мозг очень чувствителен к стимуляции окружающей среды. В результате взаимодействия между ребенком и окружающей средой новые нейронные связи формируются со скоростью от 700 до 1000 в секунду.

Важность заботливого качественного ухода и роли семьи, поддерживающих сообществ и благоприятной политической среды хорошо задокументирована.

Исследования в области доступных и недорогих качественных услуг по уходу за детьми вновь привлекают внимание к этой забытой области.

Ведущие экономисты представили убедительные доказательства долгосрочных преимуществ инвестиций в раннее развитие и цену бездействия, которая может достигать по некоторым данным 10% валового национального продукта.

Исследования также показывают, что здоровье, питание и общая готовность будущих матерей и отцов к воспитанию детей влияют на исход родов. Кроме того, неблагоприятный опыт, включая недоедание, стресс, пренебрежение и жестокое обращение, а также отсутствие стимуляции в первые месяцы младенчества нарушают развитие мозга, отрицательно влияя на количество, связи и организацию клеток мозга, что, в свою очередь, угрожает здоровью детей.

 

Кто больше всего страдает от пандемии COVID-19

Ответ на этот вопрос однозначен: маленькие дети. Данные лонгитюдных исследований показывают, что физические и когнитивные способности пожилых людей, их слух и ожидаемая продолжительность жизни во многом зависят от здорового развития в детстве – массы тела при рождении, роста младенца, его физических и когнитивных способностей.

Эксперты утверждают, что, принимая меры противодействия пандемии, правительства большинства стран отдали приоритет другим уровням образования, но не дошкольному.

Комиссия Lancet по будущему детей заявила, что дети из групп риска, в том числе живущие в бедности, с ограниченными возможностями, а также из этнических меньшинств и мигрантов, являются главными жертвами пандемии. Последствия ее они будут ощущать на протяжении всей жизни.

 

«Отмечу, что в своей работе мы привержены долгосрочным целям устойчивого развития, стремимся обеспечить широкий доступ к современным, качественным знаниям. Развивая образование, уделяем серьезное внимание экологическому просвещению, чтобы каждый ребенок рос в уважении к окружающей среде, к природному богатству нашей планеты. Особую роль в нашей системе образования отводим этнопедагогике. Будем и дальше опираться на фольклор, уникальные обычаи, традиции множества народов, которые проживают в нашей стране, на их культуру. Хотел бы обратить внимание на важность развития этнопедагогики – и в зарубежных странах».

 Сергей Кравцов, министр просвещения РФ

 

Как меняется ситуация в мире

По данным ЮНЕСКО, за последние десять лет значительно возросло количество детей, охваченных дошкольным образованием, увеличившись с 46% в 2010 году до 61% в 2020 году.

В странах с низким уровнем дохода, где бюджетные ассигнования на «дошколку» составляют только 2% от общих расходов на образование, охват едва достигает 20%. Каждый четвертый ребенок в мире в возрасте до пяти лет – 33 миллиона из 134 миллионов – никогда не получал никакого дошкольного образования.

В 33 странах со средним уровнем дохода охвачены развивающими образовательными программами лишь 19% детей в возрасте до 3 лет. Как правило, правительства стран с низким и средним уровнем дохода редко спонсируют уход за детьми.

В богатых странах распространена помощь родителям со стороны работодателя. В бедных государствах такая практика лишь зарождается.

Надо сказать, что всего лишь 51 страна из 184, или 28%, сделали дошкольное образование обязательным: в 29 странах оно является таковым в течение одного года, в 13 странах в течение двух лет и в 9 странах – трех и более лет.

Серьезной проблемой является нехватка квалифицированных учителей и воспитателей дошкольных учреждений. По оценкам ЮНЕСКО, для того чтобы дошкольное образование стало всеобщим к 2030 году, необходимы дополнительно еще 9,3 миллиона преподавателей, работающих полный рабочий день.

 

Что делать с кадрами

Среди 127 стран, информация о которых доступна, количество педагогов с минимально необходимой квалификацией, работающих в дошкольном образовании, увеличилось с 68% в 2010 году до 80% в 2020 году. Улучшается также соотношение «воспитанник – учитель».

В 2010 году в среднем в мире на одного педагога дошкольных учреждений приходилось более 40 малышей. К 2020 году эта цифра стала чуть меньше тридцати. Но, к сожалению, стран, где один педагог работает с 57 дошкольниками, в два раза больше, чем государств со среднемировым показателем.

Серьезной проблемой является отсутствие поддержки педагогов дошкольного образования. Перспективу работать в сфере раннего развития, воспитания и образования мало кто считает радужной. И в первую очередь это связано с двумя определяющими факторами: чрезмерной нагрузкой и низкой заработной платой.

Хотя призывы к обеспечению малышей более качественным дошкольным образованием звучат все больше, внимания условиям работы, статусу и карьерному росту педагогов этой сферы уделяется все меньше. Практически во всех странах педагоги «дошколки» получают меньше, чем учителя начальной школы. В странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) педагоги этого сектора с той же квалификацией, что и учителя начальных и неполных средних школ, получают на 12-17% меньше своих коллег. В Соединенных Штатах средняя почасовая заработная плата в дошкольном образовании обычно ниже, чем в начальной школе. Заработная плата, оставаясь низкой, варьируется в зависимости от того, где работают педагоги – в государственных или частных дошкольных учреждениях. При этом практически во всех странах их заработная плата остается ниже средней по стране.

Имеющиеся данные показывают, что ежегодно около 5 процентов педагогов дошкольных учреждений уходят из профессии. В некоторых странах отсев превышает 25 процентов. Пока нет данных, как на глобальном уровне повлияла пандемия на сокращение количества кадров в дошкольном образовании.

 

«Безусловно поддерживаем создание безопасной информационной среды для ребенка. Считаем абсолютно верным рекомендацию специалистов ограничивать детям в раннем возрасте доступ к гаджетам, ограждать их от вредоносной информации. Важно, чтобы родители проводили с ребенком больше времени в живом общении».

Сергей Кравцов, министр просвещения РФ

 

Как обстоят дела в России

Продолжается обновление инфраструктуры детских садов, большое внимание уделяется повышению квалификации педагогов. Благодаря созданию дополнительных мест на сегодняшний день в стране удалось полностью решить проблему обеспечения доступности дошкольного образования – сегодня она стопроцентная. А если быть совсем точными, то на 1 ноября нынешнего года доступность дошкольного образования в среднем по стране составила: для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет – 96,86%; для детей в возрасте от 3 до 7 лет – 99,63%.

Особое внимание уделяется созданию мест для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, адаптируются для них пространства в детских садах, чтобы всем детям было комфортно и удобно учиться, развиваться.

Правовые статусы федеральной и региональных систем доступности дошкольного образования в нашей стране закреплены законодательством. Это помогло сделать процедуру распределения мест в детских садах максимально прозрачной, понятной для родителей. Развиваются консультационные центры, где семьи могут получить квалифицированную помощь, психологическую поддержку, грамотный совет по воспитанию, в том числе если ребенок пока не имеет возможности посещать детский сад или по решению родителей получает дошкольное образование в семье. Таких центров по всей стране уже создано13 тысяч.

Три года назад запущен портал информационной и просветительской поддержки «Растим детей. Навигатор для современных родителей», которым родители сегодня активно пользуются.

Отдельный вопрос касается ранней помощи детям (до трех лет), у которых есть сложности с развитием или же риск их возникновения. Сегодня в нашей стране работают 6 тысяч межведомственных служб ранней помощи. В них проводятся коррекционно-развивающие занятия, психолого-педагогические мероприятия, на которых специалисты помогают родителям выстроить коммуникацию с детьми.

Упор на развитие сегмента раннего детства в дошкольном образовании является стратегическим маневром для активизации образовательных и демографических процессов в России. Они направлены на расширение возможностей для молодых матерей выхода на рынок труда, усиление приверженности семейным ценностям, способствующим повышению рождаемости.

Актуальными для дошкольных организаций остаются три задачи: внедрение цифровых технологий в работу с детьми, повышение квалификации педагогов, развитие практики удаленной работы.

 

«Также совершенствуется содержание дошкольного образования. В этом году внесены изменения в закон об образовании, и со следующего учебного года все детские сады будут работать по программам, разработанным в соответствии с Федеральной образовательной программой дошкольного образования. В каждом детском саду содержание, качество образования теперь должны быть не ниже тех, что определены Федеральной образовательной программой дошкольного образования».

 Сергей Кравцов, министр просвещения РФ

 

Что представил на конференции благотворительный фонд «Вклад в будущее»

Благотворительный фонд «Вклад в будущее» принял участие в одной из стартовых панельных дискуссий, запустивших обсуждение ключевых тем конференции в первый день ее работы. Сессия «Здоровье, питание и благополучие» была посвящена обсуждению стратегий, закладывающих основы для здорового развития на протяжении всей жизни с помощью программ и политик воспитания и образования детей младшего возраста.

Растущее количество данных показывает, что опыт и обучение в раннем детстве прямо или косвенно влияют на здоровье и благополучие на протяжении всей жизни. Основы здоровья, поведения и познания закладываются в течение первых 1000 дней жизни. Более поздние этапы детства строятся на этих основах, обеспечивая оптимальные результаты для здоровья, обучения и социального развития. Исследования на эту тему представил Ян Хики, профессор психиатрии из Центра мозга и разума Сиднейского университета, который был на этой сессии ключевым выступающим.

Ян Хики считает, что «ранняя» среда богата разнообразными социальными, эмоциональными, творческими и образовательными исходными возможностями, что сильные «коллективные» и скоординированные действия родителей, семей (включая разные поколения), сообществ и воспитателей раннего возраста обеспечивают наилучшие социальные модели.

Базовое образование в области здоровья и благополучия может улучшить социальные и эмоциональные навыки, повысить грамотность, помочь лучше подготовить детей к переходному периоду, предотвратить насилие и жестокое обращение и способствовать здоровым отношениям с семьей, сверстниками и взрослыми.

Темой выступления благотворительного фонда «Вклад в будущее» стала практика формирования социальных и эмоциональных навыков у дошкольников с опорой на разработанный по инициативе фонда учебно-методический курс «Социально-эмоциональное развитие».

Комплексный набор материалов для преподавания и обучения был разработан, чтобы помочь воспитателям дошкольных учреждений создать благоприятную учебную среду, позитивный климат и вооружить пяти-семилетних ребят навыками, необходимыми для управления эмоциями, внимательного участия, проявления просоциального поведения, ставить и достигать цели и лучше учиться.

С 2018 года курс доступен для детских садов и начальной школы в Российской Федерации. На сегодняшний день в программе участвуют более 1000 образовательных организаций в 30 регионах страны. Он интегрирован в преподавание и обучение таким образом, чтобы способствовать развитию социальных и эмоциональных навыков более чем 150000 детей в возрасте от 5 до 7 лет.

Анализ показывает, что интеграция специальных курсов по социально-эмоциональному развитию помогла учащимся улучшить самосознание и способность управлять эмоциями, лучше общаться и строить дружеские отношения. Развитие таких навыков не только способствует лучшим академическим достижениям, но и помогает личностному развитию, устойчивости, способности адаптироваться к меняющимся обстоятельствам и справляться с повседневными проблемами.

Каждый регион-участник определяет заинтересованные образовательные учреждения и подписывает с фондом соглашение о трехлетнем сотрудничестве. В течение первого года в каждом дошкольном учреждении-участнике проводится интенсивное обучение педагогов и менеджеров, а затем они получают экспертную поддержку и кураторство в течение двух лет подряд.

Регулярные мониторинговые и оценочные опросы руководителей детских садов и учителей показали, что внедрение курсов улучшает социализацию детей, их отношения со сверстниками и учителями, а также в семье. Климат в детском саду становится более позитивным и располагающим к обучению; в результате дети демонстрируют не только лучшие социальные и эмоциональные навыки, устойчивость и самостоятельность, но и лучшие академические достижения.

Те учреждения, где преподается этот курс в течение нескольких лет, заметно изменили свою общую организационную культуру, сделав ее более открытой и готовой к изменениям и развитию.

Сильной стороной курса является последовательное привлечение родителей как активных участников реализации программы. Такой подход создает больше возможностей для развития социальных и эмоциональных навыков ребенка не только в детском саду, но и дома. Специальные компоненты программы, такие как семейные задания и совместные занятия родителей и детей, помогают организовать содержательное общение между родителями и детьми и способствуют лучшему развитию.

Подходы, предлагаемые программой, могут быть использованы вне рамок специального курса. Их применение на других занятиях и мероприятиях способствует созданию и поддержанию благоприятного климата в классе, а также повышению успеваемости.

Благотворительный фонд «Вклад в будущее» рекомендует тем, кто намеревается интегрировать эти практики в свои образовательные организации, следовать такому четырех­этапному подходу:

начать развивать новую организационную культуру и формировать новый климат в детском саду, в котором учитываются возможности учителей, учащихся и их семей и удовлетворяются их психологические потребности;

предоставлять учителям возможность обучения не только для их профессионального, но и для личного развития;

поддерживать педагогов и воспитателей детского сада на протяжении всего процесса трансформации после завершения обучения;

поощрять формирование и поддерживать профессиональные учебные сообщества – педагоги очень заинтересованы в инновациях, у них повышается мотивация, когда они чувствуют себя принадлежащими к сообществу единомышленников и получают поддержку от общения с коллегами и экспертами.

 

Что дальше

В 2023 году ЮНЕСКО в сотрудничестве со своими партнерами разработает первые международные стандарты профессиональной сертификации педагогов для детей младшего возраста, аналогичные тем, которые уже существуют для учителей начальных и средних школ. Для сохранения импульса, приданного конференцией, ЮНЕСКО будет также сотрудничать с партнерами, включая ЮНИСЕФ и Всемирный банк, в деле публикации раз в два года глобального доклада по вопросам воспитания детей младшего возраста, который будет служить информационной основой для государственной политики.

Петр ПОЛОЖЕВЕЦ, исполнительный директор благотворительного фонда «Вклад в будущее»; Екатерина ХАУСТОВА, руководитель Программы по развитию личностного потенциала БФ «Вклад в будущее», Москва – Ташкент – Москва

 

 

При подготовке статьи были использованы материалы публичных докладов и аналитических материалов ЮНЕСКО, в том числе:

Global education monitoring report, 2021/22: non-state actors in education: who chooses? who loses? (2021) https://www.unesco.org/gem-report/en/non-state-actors

Education starts early: Progress, challenges and opportunities. World Conference on Early Childhood Care and Education background report (2022) https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000383668

 

Выражаем особую признательность за консультации и поддержку при подготовке к участию в конференции региональному советнику ЮНЕСКО по образованию и здоровью Тиграну Епояну.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте