Цель: Разработка модели воспитательного пространства класса с гуманистическими характеристиками и обеспечение условий ее реализации. Основная идея педагогического опыта: Родители + дети + учителя = взаимопонимание, взаиморост, взаимообогащение, личностное развитие всех субъектов воспитательного пространства класса, гимназии. Результативность: Самопроявление, самоутверждение, саморазвитие всех субъектов воспитательного пространства класса (гимназии).
Взяв за основу высказывание В.А. Сухомлинского о том, что «воспитание есть творение счастья каждого человека», я перефразировала тему, и теперь она звучит так: «Уроки Жизни в пространстве Любви». Ведь воспитательное пространство – это лишь часть единого социального пространства. Оно не статично, его эволюция есть непременное условие развития всех субъектов процесса воспитания. Воспитательное пространство, в отличие от среды, формируется, что позволяет придавать ему определенные свойства и характеристики. Оно может возникнуть в результате как инициативной деятельности «сверху», так и деятельности детей по освоению и присвоению жизненного пространства, в основе которой лежат их потребности.
Характеристики воспитательного пространства задаются воспитательной системой и характером воспитательной деятельности. Под воспитательной системой понимается развивающийся во времени и пространстве комплекс взаимосвязанных компонентов: целей, совместной деятельности людей, ее реализующих, самих людей как субъектов этой деятельности, освоенной ими среды, отношений, которые возникают между участниками деятельности, управления, взаимодействия элементов (микроклимат, традиции, образ школы и т.д.). Если система сориентирована на личность обучаемого, развитие его природных задатков и способностей, создание социальной защищенности, творческое содружество, она гуманистична по своему типу.
Формирование воспитательного пространства в классе предполагает целеполагающую, диагностическую, прогностическую, проектировочную, конструктивную, коррекционную, коммуникативную, организаторскую и оценочно-результативную деятельность.
I. Мы определили субъектов воспитательного пространства класса: дети, педагоги, родители. Учитывая возраст детей, формировать пространство класса будем «сверху». Вот почему так важна фигура учителя.
Учитель проявляет себя в различных ипостасях: профессионал; человек и гражданин; управленец; фасилитатор. Гармоничное сочетание качеств личности учителя, позитивный настрой и переживание ситуации успеха способствуют социально-психологическому комфорту как педагога, так и учеников, родителей, что подтверждает слова А.С. Макаренко: «Хотите, чтобы были хорошие дети, будьте счастливы».
II. Определяем цель. С одной стороны, она не должна противоречить цели гимназии и гимназической Модели выпускника начальной школы. С другой стороны, должна учитывать интересы и потребности детей, а также запросы родителей.
Проблема, которую разрабатывает коллектив гимназии, имеющей статус федеральной экспериментальной площадки с 1999 года, звучит так: «Гуманистическая воспитательная система гимназии – центр воспитательного пространства». Цель программы экспериментальной деятельности – разностороннее развитие и социализация личности ученика на основе усвоения и присвоения общечеловеческих ценностей; воспитание мирного человека, живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающего активную жизненную позицию по отношению к ней; воспитание человека с широким планетарным мышлением. Наша совместная цель – содействовать развитию личности ребенка. Для успешной реализации цели процесс личностного развития и социализации гимназиста разделен на этапы, первый из которых – адаптация (1-4-е классы). Основные задачи воспитательной работы с детьми младшего школьного возраста – создание сплоченного коллектива, адаптация личности в коллективе, развитие таких качеств личности, как дружелюбие, отзывчивость, милосердие, любовь к природе и ответственность за ее сохранение, любовь к Родине.
Характер и результативность цели определяются принципами, которые важны для учителя, доступны для понимания детей, учитываются родителями:
1. Принцип «само» (умение реализовать себя).
2. Принцип творческой активности (умение искать творческие решения).
3. Принцип успешности (умение делать).
4. Принцип общения (умение говорить, слушать, понимать).
5. Принцип элективности направлен на умение делать выбор в различных ситуациях.
III. Важна диагностика складывающихся связей и отношений. Она носит характер мониторинга, то есть проводится (например, раз в полугодие) с использованием опросников или анкет. Например, в рамках реализации программы «Индивидуальная траектория развития личности гимназиста» организуется мониторинг учащихся, заполняется Индивидуальная карточка обследования на основе наблюдений, анкетирования, тестирования, метода независимых характеристик. В ней отмечаются изменения в сферах самореализации личности учащихся, таких как: когнитивная (формирование гибкого критического, аналитического и оригинального мышления), креативная (формирование творческой активности), операциональная (коммуникабельность, самоорганизация), мотивационная (создание условий для саморазвития, самопознания, самоопределения, самореализации личности), культурная (самокритичность, смелость мышления, чуткость и т.п.), нравственно-эмоциональная (качества и ценности, составляющие современную общечеловеческую мораль), соматическая (здоровье).
IV. Прогностичность нашей деятельности придает разработанная в гимназии Модель выпускника начальной школы. Она отражает ожидаемый результат (черты личности младшего школьника).
Человек знающий: владеющий основными нормами, т.е. стандартами ЗУН; обладающий познавательной активностью, высокой мотивацией к учебной деятельности; умеющий самостоятельно добывать знания, применять их на практике, планировать свою деятельность и реализовывать свои планы; владеющий основными категориями мыслительной деятельности и др. Человек творческий: способный к созданию чего-либо нового; умеющий применять знания в новой нестандартной ситуации; инициативный; способный к принятию решений; стремящийся к успеху; обладающий развитым воображением; проявляющий индивидуальность в любом деле; целеустремленный; самостоятельный и др. Человек социальный: ориентированный на нравственные ценности; признающий самоценность каждого человека; успешный; трудолюбивый; коммуникабельный; организованный, ответственный; сознательно дисциплинированный и др. Человек культурный: имеющий сформированные нравственные поведенческие навыки; уважающий традиции русского и других народов (толерантный); умеющий слушать и слышать другого; знающий и соблюдающий нормы гигиены, ведущий здоровый образ жизни; владеющий культурой речи и др. Данную модель пронизывают сферы самореализации (см. диаграмму).
V. Проектировочная деятельность заключается, с одной стороны, в разработке самой модели воспитательного пространства, с другой стороны, в проектировании системы воспитательной работы.
Для нашего класса приоритетными являются направления: «Здоровье», «Семья», «Наша Родина», «Культура», «Природа», «Труд», «Человек». Они способствуют решению задач воспитательной работы с детьми младшего школьного возраста, а именно: развитию пытливости ума, умения наблюдать, рассуждать, обобщать сведения об объектах и явлениях окружающего мира; освоению знаний об окружающем мире, о человеке; воспитанию патриотических чувств; воспитанию эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; развитию потребности проявлять заботу о других; развитию умения видеть красивое в природе, труде, искусстве, поступках людей; побуждать ребенка совершать добрые поступки в жизни; воспитанию толерантного отношения к людям другой национальности.
VI. Коррекционная деятельность связана с результатами диагностики и направлена на внесение изменений в связи и отношения.
VII. Коммуникативная деятельность, с одной стороны, предполагает обучение общению (монологическая речь, диалог, дискуссия), с другой стороны – обеспечение, поддержание отдельных характеристик общения, таких как умение отстаивать свою точку зрения и прислушиваться к мнению других; умение переносить усвоенные знания в новую ситуацию и использовать их в практике, т.е. компетентность.
VIII. Организаторская деятельность предполагает управление воспитательной системой и воспитательным пространством. Важно соуправление и «мягкое» управление (то есть мы управляем условиями, а не ребенком). Организаторская деятельность направлена и на постепенное расширение круга субъектов воспитательного пространства, привлечение к взаимодействию, например, родителей, руководителей кружков, старшеклассников.
Что позволяет превратить родителей в наших единомышленников? В рамках реализации программы «Семья» проводится диагностика семей учеников, психолого-педагогическое просвещение родителей. Кроме традиционных форм работы, существуют и необычные интересные дела и сюрпризы: уроки, которые проводят сами родители; совместные творческие дела (подготовка и проведение внеклассных мероприятий, выставка поделок, семейные газеты, концерты с участием родителей, домашние задания для всей семьи, помощь в заполнении Творческих папок детей и др.); игра-рефлексия «Хорошо – плохо»; «Шкатулка добрых пожеланий»; анализ ситуаций через групповую работу; диаграммы; конференции; встречи со специалистами.
Мы используем возможности не только внеурочной и внеклассной деятельности, но и урока. Для этого акцентируем его мировоззренческий потенциал. Урок существует для ученика и проводится ради него. Востребованы технологии развивающего образования: технология системно-деятельностной педагогики, здоровьесберегающие (природосообразные); технологии проблемного обучения; личностно-ориентированное развивающее обучение (И.С.Якиманская); информационные; проектные; игровые; коммуникационные; технология коллективно-творческих дел; технология диалога.
IX. Оценочно-результативная деятельность связана с анализом результатов. В анализе должны принимать участие как родители, так и дети. Уровень удовлетворенности субъектов воспитательного пространства может определяться с помощью анкет, например «Классный руководитель глазами воспитанника», с помощью продолжения незаконченных высказываний, рисуночных тестов и т.д.
Итак, для организации гуманистического воспитательного пространства оптимальным является единство всех его субъектов, обеспечивающее их самопроявление, самоутверждение и саморазвитие. И возвращаясь к словам В.А. Сухомлинского, можно сделать вывод: каждый из нас творец. Мы стремимся к самовоспитанию, которое никогда не прекращается, а значит, уроки Жизни в пространстве Любви продолжаются…
Наталья МЕЛЬНИКОВА, учитель начальных классов гимназии №6, победитель Третьего конкурса «УГ» для классных руководителей в номинации «Воспитательная система», Воронеж
(Материал публикуется в сокращении)
Анкета «Классный руководитель глазами воспитанника»
1. С каким настроением ты идешь в школу?
с радостью;
с привычным равнодушием;
скорей бы все это кончилось.
2. Бывают ли у тебя в школе неприятности?
часто;
редко;
никогда.
3. Если бывают, то от кого они исходят?
от учителей-предметников;
от классного руководителя;
от учеников вашего или другого класса.
4. Бывают ли конфликты с классным руководителем?
5. Какую роль, по-твоему, выполняет в классе твой классный руководитель?
контролер успеваемости и дисциплины;
вторая мама;
организатор досуга;
помощник ребят в трудных делах;
старший товарищ;
другое.
6. Какие действия предпринимает классный руководитель по отношению к тебе?
хвалит;
подбадривает;
делает замечания;
ругает;
жалуется родителям;
заботится;
дает добрые советы.
7. Какое чувство ты испытываешь по отношению к своему классному руководителю? (Ответ сформулируй сам.)
8. Тебе хотелось бы у него перенять:
великодушный характер;
манеру поведения;
умение всегда хорошо выглядеть;
разносторонние знания;
9. Что ты посоветовал бы своему классному руководителю? (Пожелание сформулируй сам.)
10. Ты считаешь, что твой класс:
сплочен и дружен;
разбит на группы;
каждый живет сам по себе.
11. Какие классные мероприятия тебе нравятся?
12. Что ты знаешь о своем классном руководителе (хобби, увлечения, мечты)?
13. Можно ли сказать, что тебе повезло, что ты учишься в этом классе?
Комментарии