Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Будьте, как дети… Участники II Арктического образовательного форума вступились за дополнительное образование

Учительская газета, №10 от 10 марта 2015. Читать номер
Автор:

II Арктический образовательный форум под названием «Арктика – территория открытого образования» состоялся в Салехарде, столице Ямало-Ненецкого автономного округа. Почему для детального, серьезного разговора о проблемах открытого образования, в первую очередь такой его формы, как дополнительное образование, был выбран именно Ямал? Ответ на этот вопрос дала директор Департамента образования региона Ирина Сидорова в своем живом, но вместе с тем аналитическом докладе.

​Человеко-ориентированный Ямал

Назвав ограничения, которые существуют в регионе для построения системы открытого образования, Ирина Сидорова рассказала о шагах, которые уже делает региональная образовательная система, чтобы эти ограничения снять: «Прежде всего сбалансированная система дополнительного образования, вариативная, гибкая и разноуровневая. Во-вторых, информационно-коммуникационная среда, которая нами уже построена на базе платформы «Сетевой регион, сетевой город, сетевая школа». В-третьих, политика правительства автономного округа. Мы исходим из того, что вне зависимости, где ребенок живет, из какой он семьи, он имеет право на получение дополнительного образования».

Уже сегодня на Ямале неплохие цифры охвата детей допобразованием: из 5 ребят четверо посещают те или иные клубы, кружки по интересам. Это немало, учитывая погодные условия и сложности с транспортом. Интересно, что в последнее время в систему дополнительного образования стали приходить мальчики, они составляют больше половины обучающихся. Каждый третий – подросток старше 15 лет.

У Ирины Кенсориновны есть мечта. Она хотела бы, чтобы на Ямале возникали парки развития, подобные тем, что существуют в центральной России, – знаменитым сетевым развивающим проектам «Кидбург» и «Мастерславль». Озвучив эту мечту, директор Департамента образования обратила свой взор к губернатору Ямала Дмитрию Кобылкину. Мне показалось, что особых возражений такая идея у руководителя региона не вызвала. Ведь в своем приветствии участникам форума он сказал: «Главный принцип, которому мы строго следуем на Ямале: Арктику не нужно покорять, ее нужно обживать. Поэтому считаю, что сейчас особенно актуальна задача формирования такой культурной, духовной, интеллектуальной среды, которая способствовала бы переходу от ресурсной модели развития Арктики к человеко-ориентированной».

Еще одна причина, по которой II Арктический образовательный форум прошел именно на Ямале, – богатый опыт в области дополнительного образования, накопленный в регионе. Есть даже банк данных «Образовательные бренды Ямала», где представлены лучшие инновационные образовательные продукты. Например, такой: «Чум как центр этнокультурного образования». Это традиционное жилище тундрового населения было создано на территории школы-интерната поселка Тазовский. Дети приходят в чум и учатся навыкам его обслуживания, традиционным ремеслам, изучают историю родного края, его обычаи.

Планета допобразования

Еще один бренд – технопарк «Энигма». Расположен он в Центре детского творчества города Надыма, работает с 2011 года по шести направлениям. В том числе в технопарке есть конструкторское бюро «Робототехника». Деятельность центра была представлена на выставке «Все краски Ямала», которая стала зрелищной частью форума. И именно около роботов и их юных создателей остановилась, гуляя по выставке, зам. губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Татьяна Бучкова. Виктор Бондаренко охотно начал рассказывать про свое детище: «Это робот-сурдопереводчик, показывает жесты глухонемых, сопровождает их трансляцией». Татьяна Викторовна поинтересовалась: «А как вы пришли к мысли, что именно такой аппарат хотите сделать?» Виктор объяснил: «Робота я начал разрабатывать три года назад, когда узнал, что глухонемые люди, даже талантливые, не могут занять достойное место в обществе, не могут найти себе работу по душе. Ни один работодатель их не возьмет из-за того, что с ними сложно общаться… Меня это огорчило, захотелось создать что-то, что им поможет работать. Сейчас мой робот может показывать несколько фраз». Одну робот продемонстрировал: «Привет, я рад вас видеть!»

Татьяна Бучкова сказала, открывая форум и выставку: «Необходимо общими усилиями создавать такие условия для детей и молодежи, которые позволили бы развивать их таланты и способности». Выставка, где были представлены лучшие муниципальные практики по организации дополнительного образования детей Ямала, подтвердила правоту этих слов. Школьники приходят в центры детского творчества и проявляют себя в области робототехники, конструирования, моделирования, спортивного и художественного творчества, декоративно-прикладного искусства. Словно видят самих себя другими глазами, глазами своих педагогов, и начинают в себя верить.

С некоторыми из блестящих преподавателей системы допобразования ЯНАО можно было познакомиться на выставке. Они проводили мастер-классы по изготовлению сувениров из меха, кости и сукна. Буквально несколько минут – и готова изящная вещь… Другие педагоги стояли около стендов и рассказывали о своей работе с такой любовью, так ярко и интересно, что я задумалась: почему эту сферу образования называют дополнительной?

На форуме об этом творческом мире, вернее даже планете, на которой все дети талантливы, в рамках пленарного заседания и шести круглых столов рассказывали более 500 педагогов, ученых, экспертов, управленцев, представителей Общероссийского профсоюза образования, родительской общественности из 19 субъектов Российской Федерации, в том числе 9 арктических регионов, а также гости из Норвегии, Финляндии, Швеции.

Главный вывод, который сделали участники форума и отразили в резолюции: «Инновационное развитие системы дополнительного образования детей сдерживает отсутствие законодательных гарантий и финансово-экономических механизмов доступности и бесплатности дополнительного образования, четких подходов к формированию социального заказа на услуги дополнительного образования детей».

Девять смелых

Еще больше умных, инициативных, профессиональных педагогов в дни форума можно было увидеть в салехардской гимназии №1. Здесь проходил совершенно уникальный конкурс программ организаций дополнительного образования детей Арктического региона РФ «Арктур-2015». Вернее, его очная часть, в которой приняли участие девять команд из Ямало-Ненецкого автономного округа, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Мурманской области:

– Дом детского творчества, г. Тарко-Сале Пуровского района, Ямало-Ненецкий автономный округ;

– Дом детского творчества, пос. Пурпе, Ямало-Ненецкий автономный округ;

– станция юных техников, г. Салехард, Ямало-Ненецкий автономный округ;

– центр детского творчества «Надежда», г. Салехард, Ямало-Ненецкий автономный округ;

– Центр детского творчества, г. Лабытнанги, Ямало-Ненецкий автономный округ;

– Центр детского творчества, г. Нижневартовск, Ханты-Мансийский автономный округ;

– Центр детского творчества, г. Ноябрьск, Ямало-Ненецкий автономный округ;

– Центр технического творчества, г. Муравленко, Ямало-Ненецкий автономный округ;

– центр развития творчества детей и юношества «Полярис», г. Мончегорск, Мурманская область.

Изначально же на зов Общероссийского профсоюза образования, который и придумал этот конкурс, откликнулись 18 организаций доп­образования Арктики! Обращаясь к конкурсантам, заместитель председателя Общероссийского профсоюза образования Татьяна Куприянова похвалила их за смелость и сказала: «В таком аспекте мы еще никогда и нигде деятельность учреждений дополнительного образования не оценивали. Очень сложная задача перед вами, участниками, стояла…» Самые сложные испытания, конечно, были вынесены на очный тур. Это «Презентация команды» и «Защита программы развития организации дополнительного образования детей». Плюс каждая организация привезла и свой стенд для участия в выставке.

Если защита программы выглядела как серьезный аналитический доклад, то во время презентации педагоги порой шутили, демонстрируя свое самое профессиональное качество – умение быть рядом с детьми и быть такими же, как дети… И такой подход только обрадовал жюри, представляя которое председатель Ямало-Ненецкой окружной организации Общероссийского профсоюза образования Ольга Березина прибавила: «Жюри более чем компетентно. Нас будут судить профессионалы. Нас будут оценивать мастера». А самое главное – оценщиками конкурсантов стали их же коллеги из Ярославля, Москвы, Перми, Челябинской области…

Напряженный день, в который уложился конкурс, пролетел как один день. В финале форума, во время заключительного заседания, прошла церемония награждения победителей.

Первое место и сто тысяч рублей на развитие коллектива получил Центр детского творчества города Ноябрьска (Ямало-Ненецкий АО). Второе место и цветной ксерокс – Центр детского творчества города Нижневартовска (Ханты-Мансийский АО). Третье место и фотопринтер – Центр детского творчества города Лабытнанги (Ямало-Ненецкий АО).

Все участники конкурса стали обладателями замечательных подарков от Общероссийского профсоюза образования и администрации ЯНАО. А губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин и директор Департамента образования Ямала Ирина Сидорова стали обладателями специального знака профсоюза за социальное партнерство.

Подробнее с работой команды Центра детского творчества города Ноябрьска ЯНАО вы можете ознакомиться в «Методической кухне» «Учительской газеты» (№9 от 3 марта 2015 года).

Оксана РОДИОНОВА, Ямало-Ненецкий автономный округ


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту