Накануне Дня космонавтики в Московском городском Дворце детского и юношеского творчества в фойе планетария состоялась пресс-конференция, посвященная проекту «Московский городской авиационно-космический парк». В ней приняли участие заместитель руководителя Департамента образования Марина Умрихина, летчик-космонавт, Герой Российской Федерации Александр Лазуткин, начальник отдела Российского государственного научно-исследовательского испытательного Центра подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина Сергей Ковригин, руководитель конкурса научно-технических и художественных проектов «Звездная эстафета» Александра Титова, председатель правления Фонда поддержки социальных и патриотических инициатив «Мое Отечество» Игорь Козлов, директор Московского городского Дворца детского и юношеского творчества, член Московской городской Общественной палаты по образованию Дмитрий Монахов, заведующий сектором Перспективных программ космического образования МГДДЮТ Борис Пшеничнер, заместитель директора дворца, заведующая Центром экологического образования Тинатин Эгнаташвили, учащиеся лицея №1525 «Воробьевы горы» Игорь Романишкин, Олег Фролов, Владислав Немцов.
Открывая пресс-конференцию, Марина Умрихина отметила огромное значение проекта «Московский городской авиационно-космический парк» (или «Космоцентр») для дополнительного образования детей и молодежи. Подчеркнув заинтересованность Департамента образования в развитии космических технологий в образовании, Марина Евгеньевна сообщила, что Правительство Москвы готово серьезно рассматривать и решать проблему создания космического центра. В этот день во Дворце на Воробьевых горах собрались не просто заинтересованные в скорейшей организации московского Космоцентра люди, а единомышленники, давно и успешно работающие на реализацию этой идеи.
Организаторы считают, что создаваемый на базе Московского городского Дворца детского и юношеского творчества на Воробьевых горах Молодежный образовательный Космоцентр в конце концов станет комплексом технических средств, иллюстрированных материалов и методических пособий, позволяющих перевести образовательную работу с молодежью на принципиально новый уровень. Образовательный Космоцентр предлагается создать как совокупность:
информационной зоны;
многофункциональных мультимедийных учебных классов;
залов космических тренажеров и стендов.
Спрашивается, зачем нужно создавать такой серьезный центр, который, вне всякого сомнения, заинтересует школьников изучением основ космонавтики? Чтобы ответить на этот вопрос, надо прежде всего вспомнить, что наша страна – Родина космонавтики. Она подарила человечеству самый первый опыт освоения космоса. В России жил и работал основоположник теории космонавтики К.Э.Циолковский, в России был запущен первый искусственный спутник Земли, первым космонавтом стал гражданин нашей страны Юрий Гагарин. А сколько еще событий планетарного масштаба можно перечислить со словом «первый»?! Первый выход человека в открытый космос, первая женщина-космонавт, первый групповой полет, первый выход в космическое пространство, первая межпланетная станция, первые рекорды пребывания на космической орбите и многое, многое, многое другое. Накопленные уникальные знания и опыт, полученный в течение пятидесятилетней истории освоения космоса, в большей мере остаются невостребованными нашей системой образования. Однако они давно и успешно используются в сфере дополнительного образования школьников и молодежи. Более того, уже сложилась стройная система работы со школьниками и молодежью в рамках космического образования.
Представляя на пресс-конференции Центр подготовки космонавтов им. Ю.Гагарина, Сергей Ковригин рассказал о том, какую огромную работу по пропаганде знаний и по воспитанию подрастающего поколения осуществляют его сотрудники. Ежегодно в Москве и Звездном городке проходят всероссийские конкурсы и олимпиады по космической тематике: «Звездная эстафета», «Созвездие», «Космос», «Шаг в будущее», есть телевизионная образовательная программа «Команда на Марс», программа «Уроки из космоса» и многие другие. Кроме того, каждый день на экскурсии в Звездный городок приезжают дети, с которыми встречаются, общаются, рассказывают о своей работе представители центра. В 2003 году непосредственно в Звездном городке был организован космический лагерь, впоследствии смены молодежного космического лагеря проводились на базе Всероссийского детского центра «Орленок». В своей работе с детьми и молодежью сотрудники центра используют его уникальную техническую базу. Но нельзя забывать, что основная задача центра – подготовка космонавтов. Сергей Ковригин подчеркнул, что нагрузка на технические средства скоро удвоится, поэтому идея сделать специализированный комплекс, пусть упрощенный, более дешевый, но предназначенный только для работы с детьми, – идея архиважная. Не случайно местом проведения пресс-конференции был выбран Московский городской Дворец детского и юношеского творчества: Дмитрий Монахов рассказал, что еще в 1962 году во Дворце творчества был организован отдел астрономии и космонавтики, который долгое время занимался и занимается изучением космических проблем. В те же годы был организован отдел биологии, сейчас – это центр экологического образования, который вместе с отделом астрономии вел и ведет большую практическую работу. С 1962 года отдел астрономии и космонавтики возглавляет Борис Григорьевич Пшеничнер, который занимается разработкой перспективных программ. Предваряя выступления учащихся Центра экологического образования и отдела астрономии и космонавтики, Борис Григорьевич сказал: «С момента возникновения нашего отдела мы стремились привлечь ребят к творчеству. Поэтому все эти годы проекты, над которыми мы работали, были самыми разнообразными». Пшеничнер рассказал о проекте «Здравствуй, Галактика». Еще в 60-х годах идея поиска разума во Вселенной объединила специалистов самых разных областей науки и техники – астрономов, физиков, кибернетиков, радиотехников, лингвистов, философов, историков. Несколько десятилетий спустя учащиеся отдела астрономии и космонавтики МГДТДиЮ решили ознаменовать 40-летие со дня полета Гагарина в космос и начало ХХI века подготовкой и отправкой первого послания детей Земли внеземным цивилизациям. Проект начал разрабатываться в отделе астрономии и космонавтики с февраля 2000 года, в нем – коллективы из Калуги, Зеленогорска, Красноярского края, Воронежа, Санкт-Петербурга, Симферополя, Волгодонска и других городов. Много предложений к содержанию послания поступило по почте и по сети «Интернет». Проект поддержали председатель Совета по астрономии РАН академик Н.С.Кардашов, директор ГАИШ, член-корресподент РАН А.М.Черепащук, президент РАКЦ В.П.Сенкевич. Пшеничнер считает самым главным итогом этой работы то, что проект заставил ребят задуматься о проблемах сегодняшней жизни, о своем месте в ней, посмотреть на себя со стороны. В своей работе отдел астрономии и космонавтики МГДТДиЮ тесно сотрудничает с Центром по подготовке космонавтов. Поэтому стали реальностью проекты научно-исследовательских работ с использованием российского сегмента МКС. На пресс-конференции ребята – учащиеся Центра экологического образования рассказали о Международном космическом образовательном эксперименте «MicroLada». Это космобиологический эксперимент, участвуя в котором школьники сотрудничают с космонавтами и сверстниками из разных частей мира. Эксперимент заключается в сравнении развития растений на космической орбите и на Земле. В 2006 и 2007 годах в этом эксперименте участвовали учащиеся центра, лицея №1525 «Воробьевы горы», а также другие школьники Москвы, Санкт-Петербурга, Японии и девяти школ из четырех штатов США. Они осуществляли земную часть эксперимента, а одновременно с ними на борту Международной космической станции орбитальную часть эксперимента проводили космонавт Валерий Токарев (в 2006 году) и Михаил Тюрин (в 2007 году). Участники эксперимента выращивали в специальных микрооранжереях особую карликовую форму гороха усатого, выявляя степень воздействия условий космического полета на его развитие. Рассказали учащиеся и об одном проекте орбитального эксперимента по гравитационной биологии «Космическая бабочка». Он был реализован на биоспутнике «ФОТОН-М» №3, который был запущен с космодрома Байконур 14 сентября 2007 года и провел на орбите 12 суток.
Среди присутствовавших на пресс-конференции выделялась группа молодых людей в форменной одежде. Они внимательно слушали всех выступавших, но самый большой интерес, как мне показалось, у них вызвал фильм о проекте «Космическая одиссея», который комментировал его автор, летчик-космонавт РФ, Герой Российской Федерации Александр Иванович Лазуткин. Программа «Космическая одиссея», осуществлявшаяся среди студентов Сибирского государственного аэрокосмического университета, познакомила их с реальной работой космонавта и астронавта. За короткий промежуток времени (3-4 месяца) участники проекта не только прошли весь путь подготовки космонавта от отбора до полета, но и освоили основы теории космического полета, изучили космический корабль, его конструкцию и системы. Члены студенческого экипажа «космонавтов» совершили «космический полет», правда, виртуальный, но он был очень похож на настоящий, потому что совершался на тренажерах Центра подготовки космонавтов, где на 100% моделируются все этапы полета космического аппарата. Именно на этих тренажерах обучаются космонавты. После показа фильма Александр Лазуткин заверил, что проект «Космическая одиссея» будет обязательно продолжен уже со школьниками, когда заработает московский Космоцентр. Ребята в форме, оказавшиеся курсантами секции авиации и космонавтики МГДТДиЮ, которую возглавляет Анна Сергеевна Лысенко, рассказали немного о себе. Все четверо учатся в одной школе, у всех одна мечта – стать летчиками. Поэтому они и пришли учиться в эту секцию, единственную в Москве, где за 3 года учебы можно получить хорошие теоретические знания и практические навыки. Пока ребята заканчивают лишь первый год обучения, летом у них будут первые прыжки с парашютом и первые полеты за штурвалом настоящего, хоть и учебного самолета.
Основываясь на таком уникальном наработанном опыте всех сторон, используя мощный технический потенциал Центра подготовки космонавтов им. Ю.Гагарина и других предприятий авиационно-космической отрасли, проект Космоцентра, или «Авиационно-космического парка», безусловно, может и должен быть реализован. Сочетая научное, познавательное и развлекательное направления, он не будет иметь аналогов в мире.
Комментарии