Президент РФ Владимир Путин по итогам «Прямой линии» поручил Минобрнауки России до 1 сентября 2017 года представить предложения по повышению качества экспертизы школьных учебников, их обновлению на регулярной основе, а также по разработке и применению базовых учебников при реализации программ общего образования, имеющих государственную аккредитацию.Будет ли введение базовых учебников означать конец вариативности?
Геннадий С., директор школы, Нижегородская область:
Сергей КОЧЕРЕЖКО, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2015, заместитель директора средней общеобразовательной школы МДЦ «Артек»:
Ольга КОТЛЯР, главный редактор АО «Издательство «Просвещение»:
Ефим РАЧЕВСКИЙ, директор центра образования №548 «Царицыно», Москва:
Александр БРЫЧКИН, генеральный директор корпорации «Российский учебник»:
– Задача Президента предложить к 1 сентября этого года новый порядок формирования корпуса базовых учебников, обеспечивающих обновление содержания образования и гарантирующих единое образовательное пространство для всех учеников, независимо от места учебы, означает, что государство рассматривает курс на новый этап серьезных изменений в системе образования в стране.
Какие изменения можно ожидать? Этот курс может привести к отсутствию вариативности в выборе учебников, но никогда не приведет к сворачиванию вариативности в выборе содержания образования и методик преподавания.
Для сокращения перечня учебников до одного базового по каждому предмету необходимо внести большие изменения в федеральные законодательные и нормативные документы. При этом какая бы методика отбора учебной литературы ни была выбрана, наши учебники имеют высокую вероятность стать базовыми.
Сейчас система образования имеет контролируемую государством вариативность, определенную рамками федерального перечня. В ближайшие годы у педагога основной задачей так и будет оставаться достижение образовательных результатов учеников сообразно их особенностям и потребностям. При наличии одного навязываемого базового учебника учителю придется искать выход, изменять содержание учебных предметов и изменять предлагаемую методику работы, а значит обращаться к другим источникам информации, которые государство контролировать не сможет. В 21 веке общество научилось создавать, искать и перерабатывать информацию для решения своих задач.
Возможность выбора учебников повышает вероятность адаптации научного и общественного знания к потребностям и возможностям школьников исходя из проверенных авторских методик. Это также способствует интеграции ученика в единое образовательное пространство, в котором важно сохранить индивидуальный подход и научиться выстраивать персонализированный.
Отчего же тогда не сохранить вариативность в учебниках, по которым учатся более 12 000 000 детей страны, сдают выпускные аттестационные экзамены, демонстрируют высокие результаты на международных олимпиадах и продолжают свое обучение в профессиональных учреждениях, работают на будущее нашей страны?
Наша корпорация проводит независимую оценку потребительской лояльности учителей к существующим на рынке учебной литературы линиям учебно-методических комплексов, изучает опыт использования учебников в образовательном процессе и их эффективность с целью создания лучшего продукта для педагога и его учеников.
Мы встречаемся с учителями на методических мероприятиях и слышим, что для них важно иметь выбор учебников. Это позволяет им подобрать наиболее оптимальную методику преподавания с учетом особенностей и основных образовательных потребностей школьников. Да, этот выбор может быть из еще более сокращенного перечня, но выбор должен остаться.
Комментарии учителей подтверждаются свежим онлайн-исследованием, которое только что закончила корпорация «Российский учебник». Оно было направлено на изучение лояльности учителей к учебникам из федерального перечня. В нем приняло участие более 3000 педагогов из разных регионов Российской Федерации. К нашему удивлению мы выявили, что нет прямой зависимости между долей рынка, которую занимает учебник, и готовностью учителей рекомендовать этот учебник. Да, учебник по физике Перышкина, который считается эталоном учебников по физике, одно из немногих исключений, он продолжает получать высокую оценку среди педагогов. Но этого нельзя сказать о ряде учебников разных издательств, которые распространены, но не популярны в профессиональном сообществе.
Отвечая на вопрос, есть ли угрозы в сворачивании вариативности учебников, мы говорим – «Да». В первую очередь – для качества образования, для учителя и с для системы образования в целом.
Любовь ДУХАНИНА, заместитель Председателя Комитета Государственной Думы РФ по образованию и науке, доктор педагогических наук:
– Основной смысл поручения, которое дал президент России Владимир Путин –обеспечение высокого уровня качества школьной учебной литературы. За это несколько лет последовательно выступают активисты ОНФ и из числа родителей, и из числа педагогов. Решение этой задачи требует ответа на целый ряд вопросов: кто и на каких основаниях пишет учебник? Как проходят его экспертиза и апробация? Кто издает готовую учебную литературу и как она попадает в школы. Сегодня на каждом из этапов возникают сбои. И пока в научных кругах ведется дискуссии о том, какая концепция должна лечь в основу нового учебника, родители недоумевают, почему в купленных за семейный бюджет книгах встречаются опечатки, ошибки и нелепые задания. Мы настойчиво добиваемся пересмотра процедуры принятия решения о включении учебников в федеральный перечень. Предложенный нами алгоритм подразумевает поэтапную экспертизу с участием Российской академии наук, Российской академии образования и общество-профессионального сообщества. Предлагаемые учебники должны проходить проверку самой школьной практикой – без этого нельзя быть уверенными в их качестве. Разумеется, это требует времени, и это также нужно учесть при совершенствовании механизма экспертизы школьной литературы. При этом очевидно, что время, когда учебник был альфой и омегой учебного процесса прошло. В условиях введения новых стандартов учитель, реально составляющий рабочую программу для каждого класса, пользуется двумя-тремя учебниками – в одном лучше изложен теоретический раздел, в другом хороший набор задач. А под какие-то темы учебник еще не написан, и на помощь учителю приходят выдержки научных статей, самостоятельно составленные конспекты. Поэтому любой базовый учебник должен составлять пространство для свободы и гибкости образовательного процесса. На его основе должна реализовываться любая вариативная программа по предмету. Это необходимо для ведения исследовательской и проектной работы, решения творческих и изобретательских задач, которые стали неотъемлемой частью сегодняшней школы. Они воспитывают в школьниках тягу к открытиям, к познанию, к созиданию, умение анализировать, выдвигать и проверять гипотезы, ставить новые задачи. Эти способности не проверяются на ЕГЭ, но сложно представить выдающего будущего специалиста без этих качеств.
Комментарии