В октябре – ноябре этого года в Ставрополе, Хабаровске, Красноярске, Петрозаводске, Калуге, Перми и Челябинске при большом стечении местного и московского начальства, журналистов и представителей передовой педагогической общественности состоялись торжественные мероприятия. В рамках проекта «Информатизация системы образования»* вводились в строй межшкольные методические центры. Их основная задача – содействие информатизации учебных заведений и массовому применению новых технологий в образовательном процессе. Фактически в семи субъектах Федерации запущена новая модель методической службы.
Досье «УГ»Галина РАЗБИВНАЯ, министр образования и по делам молодежи Республики Карелия:- Успех проекта зависит прежде всего от тех специалистов, которые должны появиться в межшкольных центрах. Это должны быть люди, не только грамотные в техническом отношении, но и владеющие новой идеологией образования. Чтобы каждый учитель-предметник с их помощью почувствовал, что он может каждый день себе позволить маленькое открытие! Чтобы в результате их работы мы получили не просто учителей-пользователей, а учителей, которые могут использовать компьютер на каждом уроке, включая физкультуру.
Точки роста
Проект «Информатизация системы образования» (ИСО) имеет целый ряд предшественников, в том числе федеральную целевую программу «Развитие единой образовательной информационной среды в 2001-2005 годах» (ФЦП РЕОИС). До сих пор основное внимание в таких проектах уделялось техническим вопросам – поставкам в школы оборудования и программных средств, подключению к интернету, организации «компьютерного ликбеза» среди педагогических работников. А вот вопросы содержания образования, методик проведения занятий с использованием информационных технологий практически не затрагивались.
В итоге дорогая техника и учебные ресурсы на цифровых носителях нередко оказывались невостребованными в образовательном процессе – равно как и новые знания, полученные учителями на компьютерных курсах. «Результаты поставки электронных учебных изданий в школы России оказались несколько обескураживающими, – рассказывал директор Республиканского центра экспертизы, мультимедиа- и телекоммуникаций в образовании Валентин Королев. – Никакой информации о том, что эти диски как-то задействованы в образовательном процессе. Никаких вопросов, предложений, пожеланий. Спасибо за компьютер, спасибо за коробку с дисками. И тишина».
Очевидно, между традиционной педагогической практикой российской школы и новыми образовательными технологиями, основанными на использовании компьютера и цифровых ресурсов, зияет пропасть. Преодолеть ее разовыми акциями (поставки техники и CD, организация краткосрочных курсов и т.п.) невозможно. Учителя просто не понимают, как включить новые ресурсы в устоявшийся ход урока.
Разработчики проекта ИСО постарались учесть опыт предыдущих программ информатизации. Основная цель нового проекта – создать условия для того, чтобы новые технологии вошли в повседневную жизнь школы, в уроки по всем предметам. Или, как сказала исполнительный директор Национального фонда подготовки кадров Елена Соболева, «чтобы только очень ленивый педагог не использовал ИКТ в своей работе».
Для этого необходимо создание системы постоянной методической поддержки деятельности учителя по использованию новых технологий. Теоретически подобного рода функции должны были бы выполнять существующие в каждом городе и районе страны методические кабинеты или центры. Однако на практике местные методические службы в большинстве случаев весьма далеки от совершенства с точки зрения информатизации даже своей собственной работы. Так возникла идея создания специализированных межшкольных методических центров (ММЦ), непосредственно занимающихся проблемами внедрения ИКТ в учебный процесс.
Список задач ММЦ весьма впечатляющий. По замыслу разработчиков проекта, межшкольные центры должны изменить существующую систему методической поддержки педагогов, ориентировав ее на широкое использование ИКТ в учебной деятельности. Обеспечить каждому учителю доступ к качественным цифровым образовательным ресурсам и новым педагогическим технологиям. Создать для педагогов возможность получения профессиональной консультации по всем вопросам использования этих ресурсов и технологий без отрыва от учебного процесса. Способствовать появлению и развитию педагогических инициатив, направленных на информатизацию всех сторон деятельности школы и исходящих «снизу» – от учителей, методистов, представителей администрации образовательных учреждений и местного сообщества. Осуществлять дистанционную поддержку педагогов и учащихся из отдаленных территорий. Участвовать в формировании программ развития информационной среды учебных заведений, муниципальных образований, регионов. Таким образом, в перспективе ММЦ должны стать потенциальными «точками роста» в области использования информационных и коммуникационных технологий в образовании.
Система
В общей сложности в семи пилотных регионах проекта ИСО созданы 232 межшкольных методических центра. В большинстве случаев ММЦ формировались на базе наиболее «продвинутых» в области ИКТ образовательных учреждений или муниципальных методкабинетов. Каждый из них должен осуществлять поддержку группы прикрепленных к нему учебных заведений, максимально приближая образовательные ресурсы и услуги к потребителям – учителям и ученикам. Как правило, количество ММЦ в регионе примерно соответствует количеству муниципальных территорий – городов и районов. В отдельных случаях один центр обслуживает школы двух сельских районов (или малого города и примыкающего сельского района). Все ММЦ объединяются в единую сеть средствами телекоммуникаций и образуют единое информационное образовательное пространство.
Во главе системы межшкольных методических центров в каждом пилотном регионе стоит региональный координационный центр (РКЦ). Как правило, РКЦ создается на базе государственного образовательного учреждения – Института повышения квалификации работников образования, Центра информационных технологий в образовании, Центра педагогической информации или иной аналогичной структуры. Он координирует работу всех межшкольных центров, оказывает методическую и техническую поддержку персоналу ММЦ. РКЦ является оператором проекта ИСО в «своем» регионе, заключает договоры с различными организациями, осуществляет мониторинг хода реализации проекта.
В зависимости от количества прикрепленных учебных заведений межшкольные центры могут быть трех типов – расширенной, базовой и элементарной комплектации.
Межшкольные методические центры расширенной комплектации (РММЦ) создаются в административных центрах, имеющих большое количество школ. Один РММЦ сопровождает до 80 образовательных учреждений, включая школы, центры дополнительного образования для детей, учреждения начального профобразования, межшкольные учебные комбинаты с общим количеством педагогов в них от одной до двух тысяч человек.
Межшкольные методические центры базовой комплектации (БММЦ) открываются в территориях с преобладанием городских школ. Количество учебных заведений, которые охватывает БММЦ своей поддержкой, обычно варьируется от 20 до 49. Общее количество педагогических кадров, прикрепленных к БММЦ, – от 500 до 1000 человек.
Межшкольные методические центры элементарной комплектации (ЭММЦ) располагаются в районах с преобладанием сельских школ, в том числе малокомплектных. За одним ММЦ элементарного типа, как правило, закреплено до 19 учебных заведений.
ММЦ и методкабинеты
Как неоднократно отмечали организаторы проекта ИСО, его основная идея заключается в реформировании всей системы повышения квалификации и методической поддержки педагогов. Цель реформирования – максимально ориентировать систему на использование ИКТ в учебном процессе, включив каждого учителя в освоение новых образовательных ресурсов и технологий. Средствами реформирования как раз и выступают создаваемые в пилотных регионах РКЦ и ММЦ. В перспективе на их основе должна сформироваться методическая служба информационного века – гибкая в организации работы, открытая новым веяниям, максимально приближенная к школе и учителю, широко применяющая различные формы дистанционной поддержки.
Но это в перспективе, когда межшкольные центры прочно «встанут на ноги». Пока же, на этапе их становления, в каждом пилотном регионе остро стоит проблема налаживания взаимодействия системы РКЦ-ММЦ с традиционными ИПКРО и муниципальными методкабинетами.
В решении этой проблемы можно выделить два основных подхода. Первый заключается в «разграничении полномочий». Как правило, в этом случае ММЦ существуют отдельно от традиционной методической службы. Им просто делегируются функции повышения квалификации и методической поддержки учителей в сфере информатизации образования.
Наиболее яркий образец такого подхода – Ставропольский край, первым из семи регионов запустивший систему РКЦ-ММЦ. Региональный координационный центр здесь образован в качестве отдельного самостоятельного учреждения. В его структуру переведена кафедра информатики краевого ИПКРО. Все двадцать межшкольных центров открыты на базе наиболее «продвинутых» учебных заведений. По мнению руководителей регионального образования, только сами педагоги, активно практикующие новые технологии, могут научить своих коллег их использованию. «Методика новой организации школьной жизни может быть дана учителю, только непосредственно произрастая из школы. Нельзя учить учителей тому, что не опробовано на практике», – уверен зам.министра образования Ставропольского края Алексей Павлищев, курирующий реализацию проекта ИСО.
Противоположный подход предполагает интеграцию системы РКЦ-ММЦ и традиционной методической службы. В этом случае РКЦ формируется на базе регионального ИПКРО, ММЦ – на основе городских и районных методкабинетов. В перспективе ожидается, что новые технологии работы с учителями в сфере информатизации постепенно приведут к трансформации всех направлений деятельности региональных и местных методистов.
Один из примеров такого подхода – Республика Карелия, где только два из 17 ММЦ открыты в школах. В ближайшее время планируется специальная коллегия республиканского Министерства образования и по делам молодежи, посвященная реформированию региональной системы повышения квалификации и методической поддержки учителей. По словам карельского куратора проекта, зам.министра образования и по делам молодежи республики Станислава Нисимова, предполагается частично включить ММЦ и в систему информационного обеспечения управления образованием, доверив им сбор образовательной статистики и проведение мониторинговых исследований.
После открытия
Какой из подходов более эффективен, покажет будущее. Летом же и осенью этого года основные заботы как сотрудников РКЦ и ММЦ, так и членов федеральной проектной команды были связаны в основном с техническими вопросами. Поставка и монтаж оборудования, ремонт помещений, прокладка кабельных систем, организация охраны, подбор персонала… Национальный фонд подготовки кадров поставил весьма жесткие условия приемки центров – вплоть до того, что дизайн их интерьера должен быть выдержан в едином стиле.
Сейчас все эти хлопоты позади. РКЦ и ММЦ удивляют первых посетителей качественным евроремонтом, современной техникой, новенькой офисной мебелью. На открытиях всех семи региональных координационных центров присутствовали губернаторы, представители федерального Минобрнауки, сотрудники НФПК и Всемирного банка. Карелию посетил зам.министра образования и науки России Андрей Свинаренко, отметивший высокий уровень готовности республики к решению задач проекта.
Теперь главная задача – наполнить все это великолепие практической деятельностью. Во все межшкольные центры поступают комплекты электронных учебных изданий, созданных по государственному заказу в рамках программы РЕОИС. Сотрудники ММЦ проходят специальное обучение на базе РКЦ. С января 2006 года межшкольные центры открывают двери для учителей прикрепленных школ.
В том же 2006 году в России начнется реализация заявленных президентом четырех национальных проектов. Среди них – проект по образованию, предполагающий за два года подключить к интернету 20 тысяч школ. Это повлечет за собой необходимость организации на местах соответствующего методического сопровождения. Вполне возможно, опыт межшкольных методических центров семи пилотных регионов проекта ИСО окажется востребован и в других территориях.
Комментарии