search
Топ 10

Бренд Орловщины. Благодаря профессиональным конкурсам им стал педагог

​Когда на конкурсе «Воспитатель года России» определяется победитель, как на любом другом профессиональном состязании, это означает, что честь и хвала воздается не только конкретному педагогу, но и целому региону, который он представляет. Увы, не всегда этот факт учитывают сами регионы в период подготовки к конкурсам. Иногда эта подготовка сводится к минимуму или, что гораздо хуже, к формальным мероприятиям, которые никак не помогают конкурсанту, а, наоборот, сбивают его с толку. Орловская область может по праву гордиться иным отношением к профессиональным конкурсам. В прошлом году «МП» уже рассказал о команде, которая поддерживала победительницу «Воспитателя года России»-2017 Дарью Курасову. Но дело не только в команде. В регионе существует система проведения профессиональных конкурсов, подготовки к ним и последующей работы с победителями, лауреатами, призерами. Базируется эта система в Институте развития образования Орловской области. Сюда я и приехала в гости в преддверии конкурса «Воспитатель года России»-2018. И узнала много интересного.

Почему именно ИРО?Мне повезло: об Институте развития образования Орловской области услышала из первых уст – от директора Ирины Патроновой. И стало понятно, что не случайно основная работа с педагогическими кадрами проводится именно здесь. Во-первых, в Орловской области, кроме столицы региона, – города Орла, не существует муниципальных методических служб. Методическую поддержку оказывает только институт. Ирина Александровна поясняет: «Институт строит свою работу так, чтобы помочь педагогу оперативно реагировать на изменяющиеся условия, быстро адаптироваться, в то же время действовать наперед. Особое направление в регионе – дошкольное образование. Практически каждый год открываются новые дошкольные образовательные организации, идет активное строительство. Однако проблем хватает. Конечно, нам бы хотелось, чтобы в группах было 15 детей, лучше 12, чтобы каждому ребенку были оказаны те услуги, которые нужны именно ему, и не за счет переуплотнения групп, и так далее…».Во-вторых, в связи с введением ФГОС высшего образования, бакалавриата и магистратуры из классического университета ушли педагогические специальности. «Выпускаются специалисты широкого профиля, не педагоги, – говорит Ирина Патронова. – Поэтому мы ведем переподготовку огромного количества специалистов. Первыми были педагоги-дошкольники».Говоря об уровне образования педагогических кадров Орловщины – а это важная характеристика, Ирина Александровна приводит цифры: у 61% педагогов высшее образование, у 30,1% – среднее специальное, но такое большое количество педагогов со средним профессиональным образованием – скорее плюс, так как в регионе работают два отличных педколледжа.Важно, что Институт развития образования региона не ограничивает свою деятельность, предлагая педагогам лишь формальное образование – традиционные курсы повышения квалификации, переподготовки, но активно использует варианты информального (самообразование, наставничество, участие в программах личностного развития) и неформального образования (семинары, вебинары, федеральные и региональные инновационные площадки, профессиональные конкурсы, образовательные события), причем упор делается на последнее как самое эффективное.Вход есть, выход не предусмотренПрофессиональные конкурсы – этот вид неформального образования педагогов сегодня очень актуален. Все организовано разумно и удобно для участников. Ценно, что при такой системе не теряются таланты ни при входе в конкурсное движение, ни на выходе, да, собственно, они уже из движения и не выходят, он не предусмотрен…Слово берет заведующая отделом профессионального сопровождения педагогов Центра научно-методической и организационно-методической работы ИРО Орловской области Лариса Теряева: «С самого начала проведения практически всех конкурсов профессионального мастерства Орловская область участвует во всех всероссийских этапах. Это и «Учитель года России», и «Воспитатель года России», и «Сердце отдаю детям», и «Педагогический дебют», и многие другие. С 2016 года региональные этапы конкурсов стали открытыми и прозрачными для педагогической общественности региона. На конкурсные испытания (кроме урока) могут прийти все, кому интересно. Эти мероприятия проводятся в актовых залах».И вот он, вход: «Предварительно для всех, кто хочет увидеть себя в конкурсном движении, проводятся курсы. Сначала общие, а затем расходятся на отдельные категории – мастер-классы, образовательные проекты, создание эссе и так далее».Результат – лауреаты и победители всероссийских финалов, такие, как Дарья Курасова – «бренд Орловской области», по меткому замечанию Ирины Патроновой. Но не только. Важный для организаторов профессиональных конкурсов итог – рост каждого участника. И тут такая статистика: 70% победителей, лауреатов профессиональных конкурсов достигают высоких результатов в своей профессиональной деятельности, 30% поднимаются по карьерной лестнице, становятся завучами, директорами образовательных организаций, 50% педагогов занимаются научно-исследовательской деятельностью, обучаются в аспирантуре, защищаются, 53% участвуют в других конкурсах профессионального мастерства. По сути, один из брендов региона – творческий педагог Орловской области, проявивший себя во время участия в профессиональных конкурсах.Ну а после участия добро пожаловать в профессиональное объединение «Учительское единство». Начиналось оно в 2005 году как клуб для учителей года (возник по инициативе Ларисы Савченко). «Система развивалась, – рассказывает заведующий отделом инновационной и экспериментальной работы ИРО, финалист регионального «Учителя года» Антон Гомозов. – Впоследствии такие клубы начали возникать и в других конкурсах – «Воспитатель года», «Педдебют», «Сердце отдаю детям». Два года назад по инициативе Ирины Александровны Патроновой появилась инновационная площадка «Создание модели сетевого взаимодействия педагогов посредством деятельности профессиональных общественных объединений». Все объединения были слиты в единую сеть. Педагогу, который участвовал в конкурсе, хочется быть востребованным. Поэтому главная задача «Учительского единства» – трансляция передового опыта педагогов. Мы понимаем, что победители конкурсов – товар штучный».Плечом к плечуОрганизаторы «Воспитателя года России» в Орловской области – региональный Департамент образования, Орловская областная организация Общероссийского Профсоюза образования. Оператор конкурса – Институт развития образования. Причем очень неформальный оператор. «Мы плечом к плечу стоим с нашими победителями и участниками, – уверенно говорит заведующая отделом дошкольного образования ИРО Олеся Коркина. – Для конкурсантов проводятся курсы повышения квалификации – рассматриваем нормативно-правовую базу, говорим об актуальных психолого-педагогических проблемах, изучаем теоретические основы разных форм конкурсных испытаний. Не только отдел дошкольного образования готовит своего участника, все помогают – отдел профессиональной подготовки, кафедра педагогики и психологии, наши филологи, отдел охраны здоровья и физической культуры. Практическая часть курсов представлена мастер-классами. Их дают победители регионального этапа предыдущих лет.Хорошо идти на всероссийский этап, имея какую-то свою авторскую разработку. Когда в конкурсе участвовала Дарья Курасова, у нее было дидактическое пособие – «Технология танцевальных пазлов «Калейдоскоп» в контексте музыкально-ритмической деятельности», новинка, изюминка, которая покорила не только членов жюри, но в первую очередь детей. Мы понимаем, что нужно помочь педагогу с использованием научного аппарата, описанием этапов, алгоритмов работы. Мы должны научить педагога правильно транслировать свой опыт. К этому идем через выступления на курсах повышения квалификации, в городском методическом центре.Важно не только педагогическое сопровождение в период подготовки к конкурсу, но и оперативная методическая помощь во время участия во всероссийском финале. Чтобы человек понимал, что он не один на этом конкурсе».Однако главный фактор для всех, кто причастен к конкурсному движению, – личность педагога. Тот самый бренд Орловской области. И замечательно, что яркие представители этого бренда – «дошкольники», самые скромные, но очень талантливые работники сферы образования.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

?Задать вопрос по сайту