Права человека как идея зародились еще до Рождества Христова, в эпоху античности. В трактате Платона «Государство» приводится диалог между философом Сократом и скептиком Фразимахом. В нем признается, что поступки, противодействующие властям, могут быть справедливыми, потому что власти иногда принимают неправильные решения. Значит, законы нужно оценивать как справедливые и несправедливые.
История происхождения понятия «права человека»Критерий такой оценки – соответствие человеческих законов божественным – дается в драме Софокла «Антигона». Главная героиня осмеливается нарушить приказ властей, потому что уверена в его несправедливости.Юридическое оформление критериев справедливости можно найти в римском частном праве. Там содержатся основные договорные принципы между людьми, которые и сегодня считаются справедливыми: «даю, чтобы ты дал» – обмен ценностями; «даю, чтобы ты сделал» – ценность в обмен на услугу; «делаю для того, чтобы ты дал» – услуга в обмен на ценность; «делаю, чтобы ты сделал» – обмен услугами. Взаимоотношения людей регулируются четкими договорными принципами.Однако в античном мире и в Средние века не было понимания, что человек обладает определенными правами. Положение человека в обществе определялось его сословными, имущественными, религиозными и иными признаками. Такое неравенство делало невозможным существование прав человека. В обществе, разделенном на рабов и свободных, крестьян и сеньоров, право – привилегия для немногих. В 1215 г. в Англии появилась Великая хартия вольностей, которая закрепила определенные права и свободы для баронов и рыцарей. Она предоставила известную свободу личности, оградив ее от королевского произвола. К тому же тогда не было представления о естественном происхождении прав.Принципы равенства людей, божественное происхождение человеческих прав нашли воплощение в нескольких мировых религиях, и прежде всего в христианстве. Для христиан все люди равны в своей вере во Христа независимо от того, раб это или свободный человек. К тому же христиане пришли к представлению о свободе вероисповедания, когда вера является личным делом человека, а не обязанностью члена античного полиса.Самое раннее упоминание о правах и защите прав человека мы находим в Библии, а договор между Богом и еврейским народом – это пример представления о божественном происхождении прав. Решающий шаг к осуществлению прав и свобод человека был сделан в эпоху Возрождения, когда были провозглашены принципы гуманизма. Сама идеология прав человека во многом основана на гуманистическом мировоззрении. Именно тогда складывается новое представление о правах, которое не совпадает с понятием порядка, закона, власти.В ХVI-ХVII веках возникла идея, что права распространяются на всех людей в равной мере: каждый есть личность со своими качествами, и каждая попытка покуситься на мое «я» есть грубое насилие, есть оскорбление самих основ природы. Никто не властен над моими правами и свободами, как и я ни над чьими. Становление принципов прав человекаУверенность, что права имеют божественное происхождение, привела к появлению взглядов о первичности прав по отношению к политическому устройству общества, что обладание правами – это естественное состояние человека. Теория естественных прав разрабатывалась во второй половине ХVII-ХVIII вв. Наибольший вклад в ее становление внес английский философ Джон Локк.Многие в ХVII в. были уверены, что если право отождествлять со свободой, а она обязательно приведет к своеволию, то общество погрязнет во взаимном уничтожении людей. Будет «война всех против всех». Локк соединяет принцип свободы с принципом равенства и говорит: «Поскольку все люди равны и свободны, ни один из них не должен наносить ущерба жизни, свободе и имуществу другого». Свобода – это не своеволие. Для осуществления естественного закона Локк допускает насилие, но только для самозащиты и восстановления естественных прав человека. Политические идеи Джона Локка легли в основу Декларации независимости, появившейся в результате борьбы североамериканских колоний Великобритании против метрополии (1776 г.). Ее автор американский просветитель Томас Джефферсон. Он связывает между собой право и свободу: «Все люди сотворены равными и одарены своим Создателем некоторыми неотчуждаемыми правами», в числе которых названа свобода. Декларация независимости основывается на естественном праве и здравом смысле, а не на исторических традициях и обычаях. Она опирается на естественное право граждан менять или низлагать свое правительство и устанавливать те формы власти, которые им представляются наилучшими. Это было практической реализацией принципа примата права над политической властью.Декларация независимости, ее идеи и принципы получили продолжение в конституции США, особенно в Билле о правах, который в виде десяти поправок стал составной частью конституции. Гораздо больший резонанс в Европе вызвала Декларация прав человека и гражданина, провозглашенная во время Великой французской революции. Она вносит нечто новое – принцип разделения властей для лучшего пользования правами.В ХIХ веке происходит постепенный переход от понятия естественных прав к понятию прав человека: признается ведущая роль общества в становлении и поддержании прав. Права человека в ХХ векеВ ХХ в. появляются другие проблемы, связанные с правами человека. Это защита прав меньшинства, выделяемых по признаку языка, пола, религии или национальности перед лицом большинства. Меньшинства стали объектом международного рассмотрения, особенно после Первой мировой войны. Это проблема универсальности прав человека, хотя они созданы в европейской цивилизации. Заложенные в них ценности иногда вступают в противоречие с традициями и обычаями других народов. В то же время нарушение прав человека в какой-либо отдельно взятой стране может задеть права других государств и привести к войне.После Второй мировой войны страны-победительницы (СССР, США, Великобритания) вместе с другими государствами создали Организацию Объединенных Наций. В Уставе ООН сказано, что народы объединенных наций преисполнены решимости «вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство прав больших и малых наций».ООН приняла несколько документов, закрепляющих права человека. Один из них – Всеобщая декларация прав человека, принятая 10 декабря 1948 г. Она недаром называется всеобщей, ибо права человека – это права всех без исключения людей. В ХVII и ХVIII столетиях под правами человека подразумевали права мужчин, но не женщин, а о социально-экономических правах вообще не было речи. Значит, общепринятый перечень прав будет постепенно меняться по мере того, как общее понимание основных элементов человеческого достоинства и качеств нравственной личности меняется в соответствии с новыми идеями и материальными условиями.Иными словами, происходит переход прав человека из ранга универсальной идеи в плоскость практического воплощения. Сама концепция прав человека – явление новое, и мы являемся свидетелями того, как она входит в нашу жизнь.Право на образованиеПраво на образование можно отнести как к той группе прав, которые обязывают общество и государство заботиться о человеке, создавая ему социальную защищенность (социальные права), так и к той группе, которая определяет активность самого человека, его свободу для проявления этой активности (культурные права).Право на образование является непременным условием для любого цивилизованного общества. Впервые это было закреплено в ст. 26 Всеобщей декларации прав человека и получило свое дальнейшее развитие в ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, в ст. 28 Конвенции о правах ребенка. 14 декабря 1960 года Генеральная конференция ООН по вопросам образования, науки и культуры приняла специальную Конвенцию о борьбе с дискриминацией в области образования. Нужно отметить, что право на образование, закрепленное в Конституции РФ (ст. 43) и в Законе РФ «Об образовании» (1992 г.), в полной мере отвечает международным стандартам.Российское государство, исходя из исключительной значимости образования для развития интеллектуального, культурного и экономического потенциала страны, в Законе «Об образовании» провозгласило область образования приоритетной и определило основные принципы государственной политики в этой области: гуманистический и светский характер образования, свобода и плюрализм в образовании. Важнейшей гарантией права на образование является его доступность. Она определяется политикой государства в этой области. Бесплатное образование на всех его уровнях, платность допускается только как дополнительный способ обеспечения права на образование. Необходимо отметить, что на практике российские граждане сталкиваются с фактической дискриминацией в сфере образования. Существуют разные возможности получения образования в городе и селе, неодинаковое качество образования, различный уровень материально-технической оснащенности школ и разная квалификация учителей.Право на образование, по мнению Генерального директора ЮНЕСКО, не следует сводить только к общему, базовому образованию. Оно должно продолжаться всю жизнь, и его следует рассматривать как право и обязанность человека на непрерывное образование. С его помощью возможно максимальное развитие огромного интеллектуального потенциала человека. В последнее время усилилось внимание в мире к культурным правам, признано их большое значение. Культурное право гарантирует духовное развитие человека, помогает стать полезным участником экономического, социального и культурного прогресса общества, страны.Антонина ДАНИЛОВА, кандидат исторических наук, Чебоксары
Комментарии