search
main
0

Боже, преврати меня в телевизор! Педагогический конкурс – это начало любви. К профессии

В испытаниях человек раскрывается, особенно если это смотр профессионального мастерства. Или замыкается в себе. Так происходит, когда что-то не получается. Когда оказывается, что непривычная обстановка и незнакомые дети смущают, а наблюдение со стороны жюри и коллег мешает. Но сомнения и неуверенность – плохие спутники в жизни. Они заставляют толкаться на одном месте, а затем жалеть об упущенных возможностях. Участники конкурса «Педагог года Подмосковья-2014» упускать в своей жизни ничего не намерены, напротив, они готовы сражаться за свои педагогические находки и искать единомышленников, «подглядывать» за приемами других и черпать идеи для себя на уроках коллег, они готовы общаться, иными словами, обогащать свой внешний и внутренний мир.

На уроках в Губернском колледже в Серпухове играли в солдатики, спорили, раскрывали тайны. Например, такие: мастерство – это всегда искусство, а результат творчества всегда неожиданный и поразительный. Красота – это обещание счастья. Впрочем, Ницше об этом уже говорил…«Нет ничего тяжелее груза непрочитанных книг», – сказала десятиклассникам Ирина Казанкова, литератор из гимназии №1 Клинского района. На уроке она с ребятами вдумывалась в смысл названия «Война и мир». Искали ответы в словарях, в самом тексте, пытались рассуждать, вспоминали, что знают о жизни, полной конфликтов, и житейских, и глобальных, что знают о гармонии в обществе и ладе в семье. Урок «зацепил» ребят. Закладки, подаренные Ириной Вячеславовной, пригодятся пусть не завтра, может, не в следующем году, но вспомнят эти девчонки и мальчишки о том, что в эпопее Толстого, которую он без ложной скромности называл «просто книга» (как Библия), скрыты ответы на многие вечные вопросы, волнующие человека. «Книга «на вырост», – окрестил роман литературовед Виктор Камянов. Конкурс – это тоже событие «на вырост», это возможность заглянуть за горизонты привычного, это уникальное условие, для того чтобы оглядеться вокруг и идти дальше.Ирина Казанкова вошла в финальную пятерку, потому что ее хотелось слушать еще и еще не только детям, но и взрослым. Учиться с нею, постигать глубину слова, размышлять об истинных и мнимых ценностях. Поле битвы, заметила она во время беседы со школьниками, – сердца людей. Кажется, они даже поняли, что это.Ярких людей на конкурсе было немало. После рассказа о своей методической практике наметились первые фавориты, на уроки к которым стремились попасть все. Хотя, конечно же, приходилось разрываться, ведь самое интересное происходило одновременно. Некоторые приятно удивляли, но были и такие учителя, о которых шептались: «Он же профессионал высочайшего класса, откуда такое пренебрежение к людям, заносчивость по отношению к коллегам?» И что-то благодаря конкурсу вставало на свои места: все-таки учитель – это прежде всего человек. По-настоящему оценивались искренность и желание найти общий язык с детьми. А фраза Алексея Туманова, историка из люберецкой гимназии №41, «Хочешь узнать своих детей, сыграй с ними в настольную игру», стала в эти дни крылатой.Туманов тоже в пятерке, то, с каким воодушевлением он рассказывал об интересах своих учеников и о том, как он умудряется из их пристрастий, компьютерных игр и героев типа Гарри Поттера создать образовательную среду, покорило многих. Алексей Васильевич признался, что жена называет его «ходячая проблема», потому что он готов увидеть проблемную тему в любой ситуации и вызвать окружающих на диспут. Дискуссия, сталкивающая противоречивые факты и научные теории, у детей вызывает интерес, и вот они уже поглощены темой, а для того чтобы направить разговор в позитивное, а главное, развивающее русло, мастерства у него хватает. Ему важно, чтобы ребенок научился мыслить самостоятельно, чтобы, решая проблемы в классе, его дети не боялись жить в реальности. И к ЕГЭ при этом готовить успевает…Во время конкурса у Ирины Андреевой, учителя начальных классов Дубровицкой школы имени Героя России Монетова из Подольского района, родился внук. Может быть, поэтому на «родительском собрании» она прочитала мамам и папам маленькую притчу «Боже, преврати меня в телевизор!». Дети порой остро завидуют этому домашнему любимцу, которому достается все внимание взрослых, и мечтают оказаться на его месте. Дефицит участия способен разрушить целый мир, отсюда и неверие в свои возможности, и желание замкнуться в себе. Любовь нужна каждому, особенно детям. И на конкурсе начинает казаться, что многие идут в педагоги именно потому, что готовы эту любовь дарить другим.В следующем году формат состязаний изменится. Не удастся увидеть, как общаются учителя с детьми и их родителями вне занятий, не удастся пополнить цитатник на злобу дня. Конкурс развивается, конкурсанты к этому приспосабливаются и ищут способы поразить воображение своими талантами и в новых условиях. 22 апреля в Доме правительства Московской области объявят победителя этого года. А на всероссийский финал-2014 поедет победитель прошлого года Сергей Ионов, учитель физкультуры Райсеменовской школы Серпуховского района. Но это профессиональное испытание нужно педагогам не для того, чтобы определить победителей и проигравших, конкурс – это встряска для каждого, это то, что дает учителю крылья и показывает ему, что творческий подход только приветствуется. Конкурс – это повод обменяться идеями с коллегами и даже сыграть с ними в волейбол, как было в этот раз. Конкурс – это начало дружбы. И даже любви, пускай просто к профессии. Именно поэтому его все так ждут.Серпухов, Московская область, фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте