Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Ботанический сад. Чтобы выращивать гениев, нужно хорошо ухаживать за ростками

Учительская газета, №47 от 21 ноября 2006. Читать номер
Автор:

Эта школа была обречена на грант. Когда количество дипломов всевозможных соревнований начинает стремиться к бесконечности, в пору зазнаться. Но для челябинского физико-математического лицея №31 медали и грамоты – билет в элитарный образовательный мир, где они могут считаться своими, спокойно воспитывая индивидуалистов. Не более…

Единственный закон

Это настоящий лицей для белых ворон. Всех тех, кого в обычной школе среднерусского образца принято называть «ботаник». Быть умным, да еще и успешно учиться – значит идти против толпы, быть не таким, как все. У директора школы юных гениев самое обычное имя – Александр, и очень распространенная фамилия – Попов, вполне возможно, что именно поэтому у него все остальное не такое, как у всех. Он не носит костюмов и галстуков и принципиально не вводит в лицее форму, объясняя: «Пусть энергия ребят уходит на борьбу со знаниями». Челябинский Александр Попов радио не изобрел, его жизнь проходит в поисках очередного миллиона для подготовки олимпиадного ребенка или в сочинении книг.

В этих стенах нужно быть увлеченным физикой, математикой или информатикой. Это закон. Единственный, которому здесь подчиняются все. И тогда тебе даже прощаются прегрешения в других областях знаний. Как Паше Майорову, программисту из одиннадцатого класса. На всевозможные олимпиады и научно-практические конференции он стал ездить с восьмого класса, примерно в то же время навалились проблемы с русским языком. «Очень часто к таким ребятам нужен индивидуальный подход», – объясняет Сергей Ефремцев, который сегодня отвечает за то, чтобы Билл Гейтс из 31-го лицея умел правильно писать не только на программных языках.

– Да нет, вы совсем не про то меня спрашиваете! – Сергей не только филолог, он еще и главный редактор школьной газеты «Ботанический сад», поэтому любую мысль он редактирует прямо на ходу. – Вы должны понять, тут в школе особенная атмосфера творчества. Без нее ничего бы не было! Самой газеты, которая с 1993 года появляется раз в месяц и обязательно 19 числа, – не было бы! Летних выездных лагерей, в которых ребята изучают все ту же физику, математику, информатику и… экономику, – не было бы! А еще скорой педагогической помощи для всей Челябинской области или губернаторской компьютерной школы тоже не было бы!

Разумные консерваторы

В 1965 году почти одновременно в Москве, Ленинграде, Новосибирске и Челябинске открыли физико-математические школы. Сегодня 31-й лицей конкурирует с 239-й гимназией из Санкт-Петербурга. В этом году победа у челябинцев – 22 медали против 19 питерских. За сухими цифрами – бесчисленные встречи команд на олимпиадах, где каждый из вундеркиндов, найдя достойного соперника, получает истинное наслаждение от соревнования.

В том же 1965 году сюда в новую школу пришла учиться Лидочка Пинигина. Прошли годы, и она стала математиком, но не тем, который в течении 20 лет думает над одной и той же теоремой, а учителем математики. Сегодня самая высокая награда для нее – возможность определять учебную судьбу челябинских Архимедов и Пифагоров. В этом же 31-м лицее учились Андрей Косилов, первый заместитель губернатора, в чье ведение кроме прочих входит образовательная сфера, и Иван Иоголевич, учитель года России-2005, заместитель директора по научно-методической работе. Кстати, президентский миллион для школы заработал Иван Александрович, разработав инновационную модель 31-го лицея. Нина Севрюкова, учитель истории, помогала ему оформлять документы: «С инновациями вообще нужно быть осторожней. Для нас это разумный консерватизм. Раньше в школе была база с углубленным изучением физики и математики, сегодня мы пробуем новые технологии обучения, но суть не меняем».

Самые первые компьютеры в области тоже появились в 31-й школе. Это было в 1985 году. С тех пор прошло больше 20 лет, и благодаря победе Иоголевича в конкурсе «Учитель года России» у школы теперь есть и мобильный класс будущего. «А знаете, как мы его переносим? – смеется Алексей Егоров, учитель информатики. – Пойдемте покажу». Оказывается, десять ноутбуков отлично вмещаются в две спортивные сумки. «Мы посмотрели, сколько стоит стойка… Пока у нас такой суммы нет». Зато есть собственный издательский центр, на котором печатаются не только газета или методические пособия, но еще ежедневник лицеиста и тетрадь для записей учителя.

Ученик Ивана Иоголевича Антон Попов в прошлом году стал виновником покупки в лицей оборудования для кафедры прикладной физики. Деньги выделил губернатор Челябинской области Петр Сумин. А всего-то и нужно было Антону завоевать на Международной олимпиаде по физике в Сингапуре серебряную медаль. До золота Россия не дотянула по вполне банальной причине – опыта ставить физические опыты у Попова не оказалось.

Задачка для математика

«Пожалуй, в Африке еще нет наших выпускников!» – то ли смеется, то ли жалуется Сергей Ефремцев. Но уж точно не до шуток Лидии Пинигиной, когда она начинает рассказывать про самую главную школьную проблему:

– Наши ребята не нужны в вузах. Они первые два курса ничего не делают и привыкают к безделью. На региональном уровне мы эту проблему решили, и сегодня в ЧелГУ к нашим выпускникам относятся иначе.

Стыдно признаться, но с одаренными детьми в действительности мало кто из высшей школы может работать. Ведь это для Пинигиной удовольствие – составить индивидуальный план для очередного вундеркинда.

Наверное, нужно было бы рассказать про то, что в лицее каждый ученик ежемесячно платит 500 рублей, про то, что поступить в лучшее образовательное учреждение Челябинска можно не раньше пятого класса. Но все эти факты не расскажут самого главного: школу для богатых сделать несложно! А вот лицей для интеллектуальной элиты страны… В Челябинске на «отлично» такую задачку решил один математик, по совместительству директор школы, с именем, которое встречается в России на каждом шагу, – Александр Попов.

Перспектива

Владимир САДЫРИН, министр образования и науки Челябинской области:

– Мы уже сегодня приняли решение о том, что все 66 школ, получивших президентский миллион, и 50 образовательных учреждений, выигравших губернаторский грант по 500000 рублей, автоматически аккредитованы на 5 лет. Кроме этого, лучшие учителя области с 4 сентября аттестованы на высшую квалификационную категорию. Министерство образования и науки Челябинской области планирует до первого декабря 2006 года создать на базе Регионального координационного центра медиатеку инновационных проектов 112 школ и 418 открытых уроков учителей, обладателей грантов.

Лучшие школы в Челябинской области сегодня становятся площадками по передаче педагогического опыта. Кроме этого, в рамках реализации областного проекта «Информатизация системы образования» учителя возглавляют работу школьных команд на апробационных площадках по созданию новых образовательных информационных ресурсов (краеведение, подготовка тестов к ЕГЭ, разработка портфолио ученика и элективных курсов по профильному обучению). Мы работаем и над созданием общественного совета руководителей школ-победителей, чей опыт будет востребован при разработке новых образовательных программ, лицензировании и аттестации учреждений. В 2007 году мы в области создадим совет молодых учителей, а лучших учителей привлечем к шефству над ними.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту