search
main
0

Борщи и гвозди отечественного образования

Путешествие в прошлое продолжается?

Нынешний Закон «Об образовании в РФ» был одобрен Советом Федерации 29 декабря 2012 года. С тех пор он редактируется и изменяется с учетом разных реалий. В декабре 2023 года, например, запрещены в образовательных организациях мобильные телефоны и введено трудовое воспитание. Госдума решение приняла. Другой вопрос – готова ли к новым одобрениям школа?

Что за жизнь без гаджетов!

 

Сколько бы ни проводили исследований разные институты и независимые эксперты, дети прочно сидят в Сети. Да что говорить, платформа «Сферум» – это инструмент, которым теперь обязан владеть каждый школьник. Но не у всех есть дома оборудование, в отечественных образовательных организациях не выдают персональные компьютеры с защищенным ПО, а мобильный телефон, напротив, имеется почти у каждого. Электронный дневник с расписанием и домашним заданием тоже всегда в руках и кармане – в гаджете. А если учесть недостаток новых учебников, то и большая часть информации находится именно там, как и книги классиков, и т. д. Если дома живут подростки, то родители знают, что с помощью телефона будут смонтировано видео, прочитан текст, заданный по литературе. Перевести что-либо тоже можно без бумажного словаря.

Вы наблюдали, как дети, предположим, класса седьмого-восьмого ищут слова в обыкновенном словаре? Для них это сложный квест: уяснив простой принцип алфавитного построения, они с задачей справляются, но видно, что навык совсем не отработан… И полное непонимание, зачем, если все словари есть в телефоне. Отрицание существования цифровой реальности наших детей, к сожалению, уже невозможно.

К сожалению, потому что я за чтение печатных книг, за словари Ожегова и Даля, за бумажный дневник и осознанно записанную домашку, а не за это все – телефоны, аккаунты, кибербуллинг и учебный профиль «Сферум» в VK, мессенджере, который вновь привязан к соцсети.

– Каждому ученику надо создать свой аккаунт в VK, чтобы он мог работать через «Сферум». Каждый ученик – это и первоклассники, хотя в пользовательском соглашении VK указано, что регистрироваться может человек, достигший возраста 14 лет. Много нюансов, но администрация нас не слышит. Нет резонанса, пока «Сферум» не добрался до родителей учеников, – поделилась опасениями учитель начальных классов из Петрозаводска Яна Морозова.

Дополненный закон не производит впечатление документа, который опережает развитие. Еще пару лет назад учителя с увлечением разрабатывали квесты по QR-кодам и интегрировали новый инструмент под нужды обучения. Не секрет, что компьютеров в российской школе на всех не хватит. Чего уж там, учебников и тех не напечатали в должном количестве.

– Год учителя держались, конечно. Новые ФГОС, нужно подождать, потерпеть. У меня было поурочное планирование – одна тема из пятого класса, другая из шестого, а еще нужна вторая часть седьмого класса. Что дети, я сама иногда забывала учебники дома. Почему об этом молчат? – удивляется учитель сельской школы Карелии, которая по собственному желанию ушла на пенсию.

Что же касается трудового воспитания, то гвоздями для мальчиков и борщами для девочек, вероятно, дело не ограничится. В расписании есть предмет «Технология». Если преподаватель ведет его не по учебникам, а делает с ребятами что-то интересное, школьники счастливы.

– Мы читаем учебник, разбираем схемы, готовимся к контрольным, – рассказывает об уроках технологии семиклассник карельской столицы.

– Когда готовили, было интересно, один год немного шили. В это время наши мальчики смотрели мультики, у них не было учителя технологии, а наша учительница в школе лет 30 работает, – делится десятиклассница, добавляя, что не скучает без уроков технологии и против трудового воспитания в школе.

Существует и полярная точка зрения – дети должны выполнять простейшие правила организации процесса: подготовить доску к уроку, поднять стулья и навести порядок в классе. При этом программа не предусматривает совместной варки борща, хотя готовить должны уметь не только девочки. Навык забивания гвоздей и работы с шуруповертом тоже весьма универсален, и хорошо бы его освоить без гендерных стерео­типов. К сожалению, закон принят, а его реализация в школах вызывает вопросы и недоумение.

Сколько бы слов ни было сказано о новом дополнении закона, факт остается таковым: образование – по-прежнему весьма заряженная тема. Власть стремится вернуть реалии советской школы. Принесет ли это пользу и не создаст ли двойных стандартов, когда гладко только на бумаге?

Мария ГОЛУБЕВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте