Обязанность психолога – помогать учащимся и их семьям при возникновении различных проблем. Но еще важнее, с нашей точки зрения, сделать все необходимое, чтобы предупредить возможные очаги непонимания и стрессовые ситуации. Одно из направлений такой работы в нашей школе – предупреждение конфликтных ситуаций на уроках предмета «Психология».
Почему именно предупреждение конфликтов?Во-первых, участились массовые вспышки агрессии, вызванные нерешенными конфликтными ситуациями. Повод может быть незначительным, а последствия – трагичными. В этой ситуации профилактическая и предупреждающая работа по конфликтным ситуациям в микрогруппах и группах имеет огромное значение. Во-вторых, произошло засилье Интернета в современной молодежной среде, вызванное отсутствием конструктивного общения. Дети часто конфликтуют, и Интернет – это способ ухода от конфликтных ситуаций. Это замкнутый круг, который подросток не может разорвать самостоятельно.Каким образом мы можем ему помочь: Выступить на родительском собрании и предложить родителям сотрудничество. Обратить внимание родителей на возможные проблемы ребенка. Использовать метод наблюдения на уроках и переменах. Отработать конструктивные методы решения конфликтных ситуаций, создавая театрализованные или искусственные конфликтные ситуации на уроке, в классном коллективе. Конечно, мы не в силах исключить все ситуации непонимания, агрессии и обид. Конфликты в школе были, есть и будут всегда. Но нас заинтересовало, какие конфликты чаще всего возникают у наших ребят. Мы провели опрос подростков в возрасте от 12 до 15 лет, учеников 6-9-х классов. Как показало наше исследование, практически во всех типах конфликтов лидируют мальчики. Например, проблемы из-за плохого поведения в школе имеют 21% мальчиков и 13% девочек, пропуски занятий и опоздания характерны для 15,2% учеников и 9,3% учениц. Однако девочки гораздо чаще вызывают недовольство учителей своим внешним видом – 18,2%. Такие конфликты типичны для многих школ. Может, на них не стоит обращать внимания? Чаще всего, говоря о проблемах, связанных с конфликтами, мы говорим об их негативных последствиях: большие эмоциональные затраты, дискомфорт, снижение работоспособности, нарушение деловых и личностных отношений, снижение самооценки, иногда использование насильственных методов, временные потери (на одну минуту конфликта приходится 12 минут постконфликтных переживаний) – все это приводит к ухудшению состояния здоровья, а ведь многих конфликтов можно было избежать, найти компромиссное решение, не ущемляя позиции другого человека. Я считаю самой эффективной формой работы психолога по сохранению психологического здоровья ребенка уроки психологии. Именно на этих уроках учитель-психолог дает детям и подросткам такие знания о себе, своих чувствах, своем внутреннем мире, своих переживаниях, закономерностях своего развития и становления, которые, как правило, не входят ни в один школьный курс. В каждой школе ЮАО с 2006 года проводился эксперимент по преподаванию психологии как учебного предмета, обеспеченный методическим сопровождением и учебниками на печатной основе. Содержание уроков психологии предполагает сохранение, укрепление и развитие здоровья, повышение уровня психологической и коммуникативной культуры, а также определение путей и создание условий для самореализации личности. Основы здорового образа жизни осваиваются постепенно в соответствии с дидактическим принципом от простого к сложному.Последовательность изучения любой темы на уроках психологии включает: получение учащимися определенных знаний (теоретические знания: представления о предмете или явлении); формирование адекватного отношения к отдельным явлениям, ситуациям, проблемам (вырабатывается отношение); создание стойких убеждений в приемлемости или неприемлемости соответствующих способов поведения (осваиваются адекватные способы поведения в данной ситуации); рефлексию (высказывание личного отношения к изучаемой проблеме); домашнее задание (для закрепления полученного материала иногда вовлечение значимых взрослых в процесс освоения ребенком новых способов поведения важен, так как ближайшее окружение во многом определяет привычные жизненные алгоритмы).Одним из способов успешного усвоения материала стали психологические игры (деловые, ролевые), в которых обучение социальным и здоровьесберегающим навыкам осуществляется через проигрывание и проживание ситуации, а не заучивание сообщенного взрослым «правильного ответа». Игровой замысел выражен в виде проблемы, которую надо решить. Познавательное содержание заключается в приобретении определенных знаний и навыков в процессе решения проблемы, поставленной игрой.Тема «Конфликты» очень сложна и проходит поэтапно через весь обучающий курс. Непосредственно «Конфликты» мы с ребятами изучаем только в 7-м классе, но на протяжении всего курса с 3-го по 11-й класс мы постоянно говорим о них (прямо или косвенно). Например, изучая тему «Эмоции», мы говорим о том, что бывают положительные и отрицательные эмоции. Я предлагаю ребятам упражнение-игру «Наши эмоции». Им надо показать любые эмоциональные состояния и рассказать, что им предшествовало. Разыгрывается сценка: ребята делают вывод, что отрицательные эмоции не только неприятны для человека, но и связаны с конфликтами (с самим собой, с другом, с одноклассниками, родителями); рассуждая, они приходят к выводу, что речью надо пользоваться осторожно, так как грубое слово может привести к конфликту. На уроках ребята знакомятся с понятием «конфликты», их видами, причинами возникновения и возможными способами их решения. Задачи уроков состоят в том, чтобы научить подростков понимать истинные причины возникновения конфликтов, дать представление о закономерностях их развития и о способах конструктивного, гуманного, цивилизованного их решения. Подростки, получившие знания на уроках психологии, начинают применять их в жизни. И в этот момент очень важна поддержка и понимание родителей. Если помочь подростку справиться с собственными конфликтами и поддерживать дома здоровую, дружелюбную и принимающую атмосферу, то уже большая часть гарантии того, что он усвоил материал и сможет справиться с более серьезными конфликтами, которые ожидают его в будущем. Если ребенок, подросток, готов к помощи близких, готов доверить родителям свои страхи и признаться в ошибках, многих тяжелых утрат можно избежать. Целесообразно провести родительское собрание или сделать сообщение для родителей по этой теме. Наиболее современная форма встреч психолога с родителями «Психологическая гостиная для родителей» – семинарские занятия, посвященные профилактике деструктивных детско-родительских отношений. Родители совместно с психологом рассматривают такие понятия, как стиль семейного воспитания, родительская любовь, безусловное принятие ребенка, причины и следствие конфликтных ситуаций. Встреча проходит в классе за чашкой чая в дружелюбной атмосфере.В результате такой работы с учащимися и их родителями у них повышается уровень психологической компетентности. Взрослые и дети учатся понимать природу своих противоречий и конфликтов; формируют конструктивное отношение к конфликтам; приобретают навыки неконфликтного общения в трудных ситуациях; оценивают и объясняют возникающие конфликтные или проблемные ситуации; учатся управлять конфликтными явлениями и развивать конструктивные начала возникающих конфликтов; стараются предвидеть возможные последствия конфликтов; приобретают умения конструктивно регулировать противоречия и конфликты.И.ГОРБАЧЕВА, педагог-психолог ЦО «Школа здоровья» №628
Комментарии