Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Большое путешествие вокруг Земли . Когда на трудные вопросы есть ответы

Учительская газета, №50 от 12 декабря 2006. Читать номер
Автор:

Человека, а особенно ребенка, всегда тянет к живым существам. И неправда, что компьютер стал их главным идолом. Наверное, поэтому не умолкают детские голоса на Ульяновской областной станции юных натуралистов, которая отметила в этом году свой 65-летний юбилей. Всех детей, неравнодушных к природе, животному миру, родители стараются обязательно привести на станцию юннатов. Когда я впервые оказалась здесь, у меня возникло ощущение, что я очутилась в настоящем природном раю, тем более удивительно, что находится он посреди промышленного района города. Территория площадью 4 га, на которой располагаются плодовый сад, дендрарий, мини-зоосад с цветочной оранжереей, разнообразие обитателей которых способно поразить воображение каждого, кто приходит сюда.

Досье «УГ» За три месяца до начала Великой Отечественной войны в Ульяновске была открыта городская станция юных натуралистов. Ей был выделен участок в 1,5 га по Пионерскому переулку. Если бы вы были юннатом той поры, то могли работать в одном из кружков – огуречном, картофельном, табачном или томатном.Первые юннаты трудились по-взрослому – по 6 часов ежедневно, зарабатывая по 10 копеек каждый час. В трудные военные годы заработанные юннатами деньги и бесплатные обеды многим помогли выжить. Через четыре года «юннатка» выросла настолько, что была реорганизована в областную. В самый разгар «строительства коммунизма» в 1960 году решением облисполкома станцию переносят на новое место – в Засвияжский район, где она находится до настоящего времени.

На сегодняшний день «юннатка» включает в себя 3 отдела: натуралистический, агробиологический, методический. Более двух с половиной тысяч девчонок и мальчишек познают мир в 146 детских объединениях под чутким руководством 44 педагогов дополнительного образования.

– Любой ребенок может найти себе здесь занятия по душе, – говорит мне мой экскурсовод, заместитель директора станции Татьяна Геннадьевна Бучарова. Первым объектом нашей экскурсии была цветочная оранжерея. За окном минус 15, а здесь всегда лето – более 200 видов растений земного шара цветут круглый год. В зооуголке, несмотря на поздний час, две девочки лет десяти кормили декоративных кроликов, очень похожих на игрушечных. В соседних вольерах терпеливо ожидали своей очереди морские свинки, хомячки и песчанки.

Инсектарий удивил меня проживающими здесь пауками – птицеедами, жуками, палочниками, гигантскими тропическими тараканами. Уголок певчих и декоративных птиц встретил разноголосьем птичьего хора. Здесь по соседству с заморскими я увидела обитателей наших лесов: чижей, щеглов, дубоносов, зеленушек и жаворонков. По словам Татьяны Геннадьевны, одной из главных задач педагогов станции является приобщение детей к изучению природы родного края.

Окунуться в многообразие удивительного подводного мира тропических водоемов земного шара я смогла, побывав в клубе юных аквариумистов «Дискус». Познакомившись с завораживающими взгляд обитателями огромных аквариумов, не удержалась от соблазна загадать желание у аквариума с золотыми рыбками, так же как это делают все дети, приходя сюда.

Следующий этап нашего путешествия по станции – Центр спасения диких птиц – встретил нас огромными янтарными глазами филина по кличке Буба , попавшего в беду по вине человека. Эта участь постигла всех обитателей этого центра. Орлан-белохвост, императорский орел, беркут, степной орел – живые иллюстрации международной Красной книги – обрели здесь второй дом.

В учреждение дополнительного образования детей ОСЮН превратилась уже во времена перестройки, ни на минуту не прерывая свое развитие.

По мнению Татьяны Геннадьевны Бучаровой, удержать ребят на станции можно только, если им будет по-настоящему интересно. Поэтому на станции сложился стабильный творческий высокопрофессиональный коллектив педагогов во главе с директором Жариновой Тамарой Леонидовной. Трижды педагоги станции становились победителями Всероссийского конкурса педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям».

В последнее время педагогами областной станции юных натуралистов созданы и реализуются 24 авторские дополнительные образовательные программы, которые способны разжечь интерес юннатов нового поколения. 2 программы стали победителями Всероссийского конкурса авторских программ дополнительного образования детей.

Развитие творческих способностей детей – одно из главных направлений работы педагогов станции с детьми разных возрастов начиная с 6-7-летнего возраста. С 1997 года на станции реализуется дополнительная образовательная программа для обучающихся 7-10 лет «Вселенский предмет, или Занимательное естествознание для младших школьников», разработанная педагогом станции Светланой Зелеевой. Она считает, что не способствуют здоровью скучные уроки, где ребята не слышат ответов на свои многочисленные вопросы:

– Черная дыра засасывает только с одной стороны?

– Из чего состоит муха?

– Кто открыл, что воздух не пустота?

И поэтому настоящим ноу-хау можно назвать тетради вопросов, которые использует на своих занятиях педагог. Для каждого ребенка очень важно знать, что он обязательно получит ответ на волнующий его вопрос. И тогда каждое занятие превращается в увлекательное путешествие во времени и пространстве, из которого они, несомненно, возвращаются настоящими богачами.

Отрадно, что более половины обучающихся на станции – старшеклассники. Для них созданы программы по разнообразным направлениям. Совместно с межшкольным учебным комбинатом проводится профильное и предпрофильное обучение по следующим направлениям: «эколог-лаборант», «молодая хозяйка усадьбы», «садоводство», «фермер-механизатор».

Формы работы с детьми здесь самые разнообразные – это и мастер-классы, и исследовательская и проектная деятельность, творческие конкурсы и олимпиады, детские научно-практические конференции. Особое внимание педагоги станции уделяют проектной и исследовательской деятельности учащихся, для них создано научное общество учащихся «ЮНИС», где старшеклассники учатся делать первые шаги в науке.

– Главный результат этой работы,- говорит Татьяна Геннадьевна, – что за три года наши ребята 32 раза становились призерами областных, всероссийских и международных конкурсов и конференций. Конечно, особо нас радуют победы ребят в областных и всероссийских олимпиадах по экологии. Эти победы – результат интеграции общего и дополнительного образования. В школе ребята получают теоретические знания. А здесь, на станции, у них есть возможность вести экспериментальную и опытническую работу по разведению, гибридизации, экологии растений и животных.

Хотелось бы также сказать о системе творческих конкурсов и олимпиад. Ежегодно областная станция проводит 15 областных массовых мероприятий. Традиционными стали конкурсы детского творчества «Зеркало природы», экологической фотографии «Экофото», «Живой символ малой родины» и другие.

Проводимые станцией областной конкурс «Юные исследователи окружающей среды», конкурс юных лесоводов «Подрост» и областная научная эколого-биологическая олимпиада обучающихся в учреждениях дополнительного образования детей вошли в национальный проект «Образование».

Среди воспитанников ОСЮН есть лауреаты президентского гранта по поддержке талантливой молодежи. Ими стали Вадим Безруков, воспитанник клуба «Орлан», победитель Всероссийского конкурса юных исследователей окружающей среды, Иван Шаталин, председатель школьного лесничества «Березка» Славкинской средней школы Николаевского района, и Юрий Усенко, воспитанник студии «Гринкор», призер Всероссийской научно-экологической олимпиады обучающихся в учреждениях дополнительного образования детей.

Перспективная форма работы станции – очно-заочная школа, созданная в 2000 году совместно с Ульяновским государственным педагогическим университетом. Базовые курсы по зоологии, ботанике, экологии, почвоведению и гидробиологии ведут преподаватели Ульяновского государственного педагогического университета. Практические спецкурсы – педагоги областной станции юных натуралистов. После двухгодичного обучения и успешной защиты исследовательской работы ребята получают свидетельство об окончании школы. Областная заочная школа юных исследователей природы – это форма совместного обучения детей и взрослых на основе педагогики со-переживания, со-чувствия, со-участия, со-действия, со-трудничества и со-творчества.

Особо хочется остановиться на такой форме работы, как областные летние профильные лагеря, куда приглашаются ребята со всей Ульяновской области – победители областных конкурсов, конференций, олимпиад. В этом году нами было проведено 6 таких лагерей, а также Всероссийский эколого-биологический лагерь «Следопыт».

В рамках областных летних профильных лагерей ребята знакомятся с природой родного края, познают ее красоту, собирают материал для экспериментальных исследований, изучают растительный и животный мир, проводят экологические десанты. Программа лагерей позволяет расширить и углубить теоретические знания о природе и способствует формированию социальной активности ребят. Исследовательская работа в летнем профильном лагере ставит следующие задачи: развитие и расширение возможностей учащихся в самообразовании и исследовательской работе, развитие познавательного интереса к изучению окружающей среды, обучение методикам полевых исследований, дальнейшее формирование природного мировоззрения и нравственного сознания учащихся.

– Конечно, все эти достижения стали возможны благодаря работе всего коллектива. Фантазия, выдумка, любое творчество тогда только приводят к победам, когда тренируются в ежедневной будничной работе. Главным богатством «юннатки» были и остаются дети, а самым лучшим педагогом является природа, – говорит Татьяна Геннадьевна.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту