search
Топ 10

Больше прозрачность – меньше нарушений

Майя КАРПИНСКАЯ, прокурор отдела по надзору по исполнению законодательства о несовершеннолетних города Москвы:

– Закон РФ «О благотворительных организациях и благотворительной деятельности» четко регламентирует характер той благотворительной деятельности, которая может быть осуществлена, в том числе в системе образования. Сейчас Департамент образования принял локальные нормативные акты, например, издан приказ «О мерах по предупреждению незаконных сборов денежных средств родителями обучающихся». Помимо этого изданы рекомендации о порядке приема государственными образовательными учреждениями имущества и денежных средств в части благотворительности. Эти документы затрагивают деятельность благотворительных фондов, поэтому когда такого рода благотворительные фонды существуют и действуют, все эти документы должны ими учитываться. Благотворительные фонды созданы, чтобы помогать образовательному процессу. Сейчас прокуратура города поставила вопрос так: мы не против того, чтобы фонды существовали, если есть необходимость в благотворительной деятельности для развития образовательных учреждений, но она должна проходить в соответствии с требованиями закона. Другое дело, что при этом не должно быть не только нарушений закона, не должны нарушаться и основные принципы благотворительности – добровольность, прозрачность. Все денежные средства, которые поступают от благотворительной деятельности, должны идти на предписанные цели такого рода, а благотворительная деятельность не должна сопровождаться действиями, которые подпадают под другие статьи Уголовного кодекса РФ.

Прокуратура города отправила письмо мэру Юрию Лужкову относительно тех поборов, которые взимаются с родителей учащихся, поставив вопрос о правовом регулировании этого процесса. В ходе проверок, проведенных прокуратурой по поступающим обращениям граждан, выявляются и подтверждаются изложенные в них факты. Например, в одном из округов родителям и законным представителям воспитанников детских садов вместе с квитанцией для оплаты пребывания детей выдавали квитанции об оплате добровольных пожертвований в благотворительный фонд. Более того, согласно той информации, которая была представлена Департаментом образования, в 75 организациях (магазинах, аптеках, торговых центрах) были установлены терминалы моментальной оплаты добровольных взносов – пожертвований. То есть в этом случае есть подтверждение того, что было написано в обращениях граждан: эти взносы носят обязательный характер, перечисляются регулярно – ежемесячно, о добровольности речь не идет. Родители писали нам, что когда они не перечисляли вовремя деньги в соответствии с выданной дополнительно квитанцией, то после этого возникали неправильные отношения с воспитателями. Правоохранительным органам приходилось проводить проверки. В связи с тем, что были нарушены договоры аренды, 12 терминалов моментальной оплаты в ОУ демонтированы, в других ОУ эти терминалы остались. Надо сказать, что терминалы сами по себе довольно дорогостоящие, их обслуживание стоит солидных денег. Добровольно-принудительные благотворители – родители тех детей, которые посещают ОУ, как правило, направляли денежные ресурсы на то, чтобы спонсировать деятельность образовательных учреждений, главным образом дошкольных или школьных.

В процессе проверок обращений граждан мы выявили факты, когда довольно большие суммы поступают в какой-либо благотворительный фонд для помощи школам. В один из фондов в течение 2007 года поступило 18 миллионов 850 тысяч 146 рублей от 268 человек. Вместе с тем на финансовую поддержку сотрудников школы было затрачено только 6 миллионов рублей, на строительство – 3 миллиона рублей, при этом строительство производилось и за счет средств бюджета, на дополнительное питание – 1 миллион, на экскурсионные программы – 79 тысяч. На зарплату сотрудников фонда пошло 480 тысяч рублей. На момент проверки, проведенной по просьбе прокуратуры сотрудниками Департамента образования, у нас был отчет благотворительного фонда о расходовании средств, который заслушали на заседании родительского комитета школы, однако, как следует из акта КРУ, сведения обо всех реальных поступлениях благотворительных средств за 2007 год в этот фонд представлены не были. Из этого можно сделать вывод, что не всегда такая информация может иметь достоверный характер. Поэтому анализ всей этой информации позволил сделать вывод, что необходимо каким-то образом, учитывая, что Москва – довольно нестандартный по сравнению с другими субъект РФ, более экономически развитый, где у жителей более высокая зарплата, чем у жителей других регионов, решать все проблемы с благотворительными взносами. Проблемы эти довольно серьезны, так как мы знаем, что Закон РФ «Об образовании» гарантирует общедоступность для всех учащихся. Однако получается, что если родители ребенка не совсем социально защищены экономически и не в состоянии оплачивать какие-либо благотворительные взносы, ребенок оказывается не в гимназическом или каком-то ином классе с углубленным изучением предметов, а в самом обычном. За это должен нести ответственность руководитель ОУ, но вместе с тем ничего не меняется, так как родители в таких случаях не всегда обращаются в КРУ или в прокуратуру, факты не становятся достоянием проверяющих органов. У нас есть пример: родитель внес солидную сумму для того, чтобы ребенок учился в том классе, который выбрала семья, но сумма не удовлетворила администрацию, и ребенок не смог обучаться в этом ОУ. Это один из многих примеров, которые изучает прокуратура.

В 2006 году РФ ратифицировала Конвенцию ООН против коррупции и Конвенцию Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию. Поэтому каждый субъект РФ обязан проводить оценку национального законодательства и административные меры в целях предупреждения коррупции. В связи с этим важно осуществлять раннее выявление фактов, создающих потенциальную возможность для коррупциогенных решений и действий должностных лиц, в том числе и действий руководителей учреждений образования, когда руководитель ОУ по своему усмотрению может перевести учащихся, по его мнению, не выполняющих учебный план, родители которых не оказывают определенную благотворительную помощь, но создать более лояльные и более интересные условия обучения для других учащихся, родители которых выступают благотворителями. Чтобы не было предпосылок для таких устремлений со стороны руководителей ОУ, чтобы не было возможных нарушений прав несовершеннолетних на общедоступность образования, нужно принимать меры. Необходимо, как мы считаем, выпустить дополнительный нормативный акт или подготовить соглашение, позволяющее, допустим, тому же КРУ Департамента образования выйти и проверить ОУ, получить достоверную информацию из благотворительного фонда о тех денежных средствах, которые реально поступили и были реально потрачены на благотворительность для конкретных ОУ. Причем КРУ должны быть предъявлены документы, подтверждающие эту информацию. Необходимо, чтобы эту информацию заслушивали на заседании родительского комитета, чтобы она была прозрачна, достоверна, чтобы ее могли получить все, например, на сайте. Если родитель участвует в благотворительной деятельности, действует исходя из своих желаний и возможностей, то такую информацию он должен получать.

Мы считаем, что в этом плане нужно наладить взаимоотношения между Департаментом образования и прокуратурой, чтобы можно было запросить соответствующий фонд и сверить представленную информацию родителей с данными, полученными от фонда. Иначе получается так: в прокуратуру поступает жалоба, но мы не можем выяснить, проводилась ли проверка Департаментом образования и его КРУ, не знаем, можно ли доверять той информации, которую мы получаем в процессе нашей проверки жалобы. В соответствии с действующим законодательством проверять благотворительный фонд может только та организация, которая его зарегистрировала. Согласно последним данным, которыми мы располагаем, регистрирующий орган зарегистрировал столько организаций, что реально проверить их у него нет никакой возможности. Если этот орган не может справиться с проверками, то что можно говорить нам о прозрачности и соответствующей объективным данным отчетности. Однако механизмы есть, они разработаны, речь идет о налаживании взаимодействия между благотворительными фондами, которые занимаются такой деятельностью непосредственно в образовании, и Департаментом образования. Такое цивилизованное взаимодействие, на наш взгляд, позволит благотворительной деятельности быть более прозрачной, добровольность не будет чисто номинальной, будет меньше нарушений и действующего законодательства, и прав несовершеннолетних.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

?Задать вопрос по сайту