search
main
0

Больше чем кружки. Новый совет при ЦС профсоюза расширит свои полномочия

​9-11 апреля в Брянске прошло первое заседание Совета по развитию кружковой работы и подготовке лекторов при Центральном совете Общероссийского Профсоюза образования. Место встречи выбрано не случайно: именно здесь, в Брянске, более 20 лет назад состоялся первый семинар с участием шведских коллег, положивший начало реализации совместного проекта по подготовке руководителей профсоюзных кружков.

Совет по развитию кружковой работы и подготовке лекторов на сегодняшний день самый молодой в Общероссийском Профсоюзе образования, он образован менее года назад. Обсуждение планов его деятельности, прошедшее с участием членов совета – представителей областных и республиканских организаций профсоюза – показало, что у него большие перспективы развития, выходящие за рамки непосредственно кружковой работы.Миссия руководителя совета возложена на Анну Голубеву, председателя Брянского обкома профсоюза. И этот выбор вполне закономерен: с ее легкой руки Брянская область стала пионером российско-шведского проекта и затем делилась опытом с другими регионами.Святая наука – расслышать друг другаРоссийско-шведский проект официально завершился в 2007 году, но профсоюзные кружки продолжают свою работу. Вопросы, которые они решали 20 лет назад: обучение, сплочение, общение – актуальны и сегодня.Это еще раз доказал опыт региональных организаций профсоюза, представленный в рамках заседания совета на круглом столе «Профсоюзные кружки: практика работы и перспективы развития».Сегодня в профсоюзе насчитывается несколько тысяч кружков, их организаторы учитывают запросы времени и потребности аудитории. Например, в Брянской области профсоюзные кружки действуют более чем в половине первичных профорганизаций. Здесь практикуется создание кружков для разных образовательных учреждений: дошкольного, дополнительного образования, маленьких и крупных школ. В Чеченской республиканской организации профсоюза есть сотрудник, который непосредственно отвечает за развитие кружков. В Башкирии кружки трансформировались в вебинары, Саратовский обком организовал дистанционное обучение для руководителей кружков.А на Ставрополье решено совмещать кружковую работу с проектной деятельностью, например, в проекте «48 часов с профсоюзом», созданном специально для организаций с низким уровнем профсоюзного членства. Незаменимыми кружки станут и в новой инициативе крайкома – проекте «Особый вектор», призванном объединить и поддержать работников образования, в семьях которых воспитываются дети-инвалиды.В сельской местности кружки особенно востребованы. При таком локальном проживании, когда жизнь каждого, как на ладони, социальные сети не так уж необходимы, а вот разговор в узком профессиональном кругу для разбора волнующих работников вопросов – не только роскошь, но и насущная потребность. Об этом говорили на заседании члены совета из Нижегородской и Брянской областей.Факты – упрямая вещьГлавный вопрос, витавший на встрече в Брянске, – нужны ли кружки сегодня так же, как 20 лет назад, стоит ли их развивать, укреплять и распространять? Окончательный ответ на него помогли дать итоги мониторинга, который был проведен накануне заседания. Их озвучила заместитель заведующего отделом по связям с общественностью аппарата профсоюза Алина Ахметова.Во все региональные (межрегиональные) организации профсоюза были отправлены анкеты с вопросами по кружковой работе. Ответы поступили из 38 территорий. На вопрос «Применяется ли в вашей организации обучение профактива в форме профсоюзных кружков?» 29 территорий ответили «да», «нет» – только девять.Самые распространенные ответы на вопрос «Какая работа проводится по координации деятельности профсоюзных кружков?» – семинары, методическая поддержка, выпуск бюллетеней.27 из 38 организаций, принявших участие в мониторинге, считают кружки перспективной формой обучения. Среди их преимуществ отмечены общение в неформальной обстановке, возможность оперативно информировать о деятельности профсоюзной организации в случае дистанционного обучения, а также доступность, содействие мотивации профсоюзного членства, откровенный обмен мнениями, подготовка профсоюзных кадров и формирование лидерских качеств.Ответ «нет» поясняется такими комментариями: большая нагрузка не позволяет руководителям кружков участвовать в постоянном обучении, отсутствие финансовых возможностей, нужны новые формы обучения, более привлекательные и эффективные, например вебинары.Анкетирование также показало, что работа по подготовке руководителей профсоюзных кружков проводится в 30 региональных организациях, а единая база методических разработок занятий есть в 26. Некоторые респонденты назвали очень интересные методические разработки: «Трудовой кодекс в звуках и красках», «Что делать, если задержали заработную плату», «Речевой этикет», «Социальное партнерство – искусство ведения диалога» и так далее.- То, что хорошо для одного региона, может быть не востребовано в другом. Время диктует свои правила, информационные технологии развиваются стремительно, и мы должны соответствовать времени и быть максимально в тренде, – подвела итог Алина Альбертовна.Заместитель председателя профсоюза Михаил Авдеенко отметил, что кружковую работу как одну из форм обучения необходимо развивать, тем не менее совет может взять на себя более широкие полномочия:- В 90‑е годы помощь наших шведских коллег по организации кружков подоспела вовремя. Сейчас кружки востребованы особенно в сельской местности, это говорит о том, что технология их работы была эффективной и полезной. Но за это время в профсоюзе появилось много других форм обучения: семинары для разных категорий профсоюзных работников и актива, всероссийские семинары по различным направлениям деятельности. Ежегодно проводятся Всероссийская педагогическая школа, Всероссийский тренинг-лагерь по подготовке профсоюзных лекторов. На уровне исполкома профсоюза принята целая серия документов по развитию профсоюзного образования. Вполне возможно, совету придется переориентироваться на более широкий спектр задач, которые перед нами стоят. Сегодня необходимо предметно рассматривать обучение в профсоюзе, поэтому потребовался общественный орган, который займется этим направлением деятельности. Хотелось бы, чтобы совет занялся выстраиванием системной работы по обучению профсоюзных кадров и актива, соответствующей одному из главных девизов нашего времени – «Образование через всю жизнь».Партнерское взаимодействиеГостем заседания стала председатель Федерации профсоюзов Брянской области Ольга Полякова. Ольга Васильевна – призер Всероссийского конкурса «Студенческий лидер»-2009, до избрания на пост руководителя федерации возглавляла профком студентов Брянского государственного университета имени И.Г.Петровского. Она пожелала совету успешного развития и отметила активную работу Брянской организации профсоюза образования – крупнейшей организации регионального объединения профсоюзов, которая находится в авангарде многих новаторских идей, реализуемых на территории области и за ее пределами.Возможно, вскоре профсоюзные кружки появятся и в Беларуси. Председатель Гомельской областной организации Белорусского профсоюза работников образования и науки Николай Филипцов, побывавший на заседании совета в Брянске, заинтересовался этой формой обучения рядовых членов профсоюза и актива.В рамках торжественной части встречи были подписаны соглашения о сотрудничестве между профсоюзными организациями Брянской и Гомельской областей, а также Климовского района (Брянская область) и Добрушского (Гомельская).Итоги и выводы11 апреля, во время завершающего обсуждения, председатель совета Анна Голубева подвела некоторые итоги встречи:- Все члены совета, принявшие участие в нашем заседании, пришли к выводу: профсоюзным кружкам быть, поскольку в регионах накоплен большой опыт, у каждого есть своя изюминка, свои подходы. Но сегодня мы должны рассматривать деятельность профсоюзных кружков как одну из форм обучения, в первую очередь рядовых членов профсоюза.Исходя из тех предложений, которые прозвучали, нам необходимо подготовить актуальные рекомендации по организации работы кружков и выработать современные подходы к подготовке их руководителей. Существующие рекомендации устарели даже терминологически. Эту функцию может и должен взять на себя профильный совет. Ориентировочно такие рекомендации могут появиться к концу текущего года. В задачи совета по-прежнему будет входить и подготовка профсоюзных лекторов.После обсуждения участники встречи решили вынести на рассмотрение исполкома профсоюза новое название совета, соответствующее его новым задачам, – Совет по развитию профсоюзного обучения.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте