search
Топ 10
Школьник из Чебоксар, получивший на ЕГЭ по математике 98 баллов, подал апелляцию и выиграл Как похудеть, когда за сорок и все время хочется есть – врач назвала 4 продукта, которые помогут Как получить на ЕГЭ 300 баллов: советы краснодарского выпускника В Египте акула напала на туристку, которую в тяжелом состоянии отправили в больницу В Краснодаре педагог, решив наказать 9-летнюю девочку, насильно остригла ей волосы Всемирный день поцелуя отмечают 6 июля, но целоваться советуют значительно чаще Акула напала еще на одну туристку в Египте Учителя рассказали, что они думают о введении Года педагога и наставника Молодцы, девчонки: выпускницы из Кирова и Смоленска набрали по 300 баллов на ЕГЭ Как сдать ОГЭ без расстройства для психики? Советы от ученика Учителя предложили коллегам поучаствовать в конкурсе сочинений «Как я провел лето» День трудоголиков, который отмечают 5 июля, придуман для учителей, медиков и всех, кто любит работать На вид кот, а в душе – тигр: в Канаде домашний кот защитил от медведя своих хозяев Апокалипсис отменяется: астероид пролетит мимо, но 14 июля к Земле приблизится самая большая комета Главархив: как студенты проходили практику сто лет назад Названы лауреаты Всероссийского конкурса «Успешная школа» Россия отменяет коронавирусные ограничения на пересечение границы с 15 июля Во сколько вузов можно подавать документы в 2022 году Единственный одиннадцатиклассник Висимской школы отметил выпускной с учителями Рособрнадзор предлагает провести в 2022 году оценку качества подготовки школьников по модели PISA

Большая разница

Зарплатный разброс по стране поражает

О зарплатах либо все, либо ничего. На прошедшем недавно в Северной столице Международном форуме труда решили, что первая позиция предпочтительнее. Поэтому уже на пленарном заседании советник Президента РФ и председатель Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Валерий Фадеев прибег к сравнению уровня зарплат в разных регионах России. И удивился, почему в единой стране законодательно заложена такая большая разница в зарплате.

Например, в Москве зарплата врача 139 тысяч рублей, а в Дагестане – 44 тысячи рублей. По данным за прошлый год, средняя арифметическая зарплата в стране – 48 тысяч рублей. А сколько на самом деле в среднем получает россиянин? Около 26 тысяч рублей! И эта средняя величина складывается из примерно такого соотношения: в регионах-донорах люди получают порядка 30 тысяч рублей, а в дотационных регионах – 15 тысяч рублей! Подобная дифференциация приводит к печальным последствиям, а именно: все стремятся переехать в Москву, Московскую область и Санкт-Петербург. Получается, что в городах-миллионниках концентрируются лучшие специалисты, а в регионах остаются те, кто по каким-либо причинам не может поменять место жительства. По мнению Валерия Фадеева, нужно серьезно думать о том, как восстановить цельное пространство и перейти от средней арифметической зарплаты к медианной, реальной зарплате российского жителя.

Тему разницы в зарплатах подхватили и на различных круглых столах, которые прошли в рамках форума. К примеру, на одном из них говорили о существующем положении дел в университетском сообществе. Если обратиться к данным за 2018 год, то средняя зарплата профессорско-преподавательского состава, скажем, в СПбГУ колеблется от 180 тысяч рублей в месяц у профессора до 43 тысяч рублей в месяц у ассистента. Примерно такой же расклад наблюдается и в других петербургских вузах.

Но, как пояснили эксперты, ни в одной стране мира нет такого дикого разрыва в сумме зарплаты между администрацией и профессорско-преподавательским составом, как в России. Если взять в пример Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе, то, по открытым данным (а это тоже особенность зарубежных вузов – открытость и прозрачность доходов), ректор вуза и профессор математики заработали за один и тот же период времени практически одну и ту же сумму. В России доходы ректоров вузов несопоставимы с зарплатой профессоров и доцентов. В частности, если брать цифры за 2017 год, то, скажем, ректор Санкт-Петербургского государственного горного университета Владимир Литвиненко заработал более 190 миллионов рублей, на втором месте – ректор Российской академии народного хозяйства и госслужбы при Президенте РФ Владимир Мау (более 60 миллионов рублей). Замыкает ректорскую «десятку» ректор Московского государственного института международных отношений Анатолий Торкунов – более 30 миллионов рублей.

Как считают эксперты, ситуация с зарплатами профессорско-преподавательского состава зависит в том числе от качества управления вузом. Сегодня в государственных вузах России порядка 90% бюджета – это госбюджет. Вузов, которые в своей смете доходов имеют внешние источники финансирования (платные студенты, внешние гранты, эндаументфонды и т. д.), мало. 21 российский вуз участвует в Программе 5‑100, но даже у них, включая СПбГУ и МГУ имени М.В.Ломоносова, доля доходов от внешних научных грантов незначительна. А тот же Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе имеет многоканальное финансирование, где доля финансирования из бюджета штата – 13%, внешние гранты – 18%, средства эндаументфонда – 7% и т. д.

Сейчас некоторые российские вузы тоже показывают колоссальную динамику в этом отношении. Например, у Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики почти половина бюджета – это научные внешние гранты. Таким образом, университет зарабатывает на своих мозгах. И это, соответственно, положительно влияет на заработную оплату профессорско-преподавательского состава.

Кроме того, эффективному управлению вузов мешает, по мнению экспертов, существующая в России раздутость университетского административного аппарата. Если взять соотношение администраторов и академических сотрудников вузов России и Великобритании, то в первом случае цифры будут от 1,35 до 2,38, а во втором случае – от 0,72 до 1,42. К сожалению, очень часто административные решения в российских вузах принимаются без обсуждения с академическими работниками. Люди не чувствуют свою сопричастность к принятию решений. Существующая вертикаль власти в вузах снижает их конкурентоспособность, уверены эксперты. Система управления, в том числе вузом, должна быть совместной, только тогда она будет эффективной и качественной.

Наталья АЛЕКСЮТИНА, Санкт-Петербург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте