search
Топ 10

«Блокада Ленинграда». Конспект совместной деятельности по развитию речи для детей подготовительной группы

​Цели: ознакомить детей с историей блокадного Ленинграда, воспитывать патриотизм, уважение к истории своей страны.

Задачи:1) активизировать познавательную деятельность;2) предоставить информацию о блокадном Ленинграде;3) воспитывать умение сочувствовать, сопереживать;4) активизировать словарь детей: блокада, эвакуация, маскировочные чехлы, альпинист;5) воспитывать любовь к своей стране, родному городу, гордость за него;6) закрепить умение собирать целое изоб­ражение из частей;Презентация: репродукция карты Ленинградского фронта 1942 года, фотографии блокадного и современного города, разрезные картинки, кассета с песней «Вставай, страна огромная!», кусочек черного хлеба.Подготовительная работа: разучивание стихов о блокаде, составление ребенком рассказа о своей прабабушке, пережившей блокаду.Ход занятияВоспитатель. В одном прекрасном городе жила-была девочка. Звали ее Таня. Таня Савичева. Жила девочка на Васильевском острове, в доме, который и сейчас еще стоит. Была у нее большая и дружная семья: мама, бабушка, братья, сестры и два дяди. Жила Танечка очень счастливо. Все ее любили и баловали, ведь она была самая младшая. В праздники семья собиралась за большим столом, всем было весело и радостно, они любили гулять по Невскому проспекту. Вы догадались, в каком городе жила Танечка?Дети. В Санкт-Петербурге.Воспитатель. Как еще наш город назывался раньше?Дети. Петербург, Петроград, Ленинград.Воспитатель: Молодцы, правильно, но в то время, когда жила Таня, наш город назывался Ленинград. И вдруг в один день все это счастье оборвалось.Запись песни «Вставай, страна огромная!».Воспитатель: На нашу страну напала фашистская Германия. Началась война… Страшная, беспощадная… Рушились города, горели деревни, взрывались мосты и заводы. Фашистская армия так близко подошла к Ленинграду, что могла спокойно просматривать улицы и проспекты. Не только рассматривать, но и стрелять по ним. Сверкающая на солнце Адмиралтейская игла помогала немцам прицеливаться. Они с радостью говорили: «Великолепный ориентир! Смотри и стреляй!» И тогда решили позвать на помощь альпинистов, которые смогли забраться так высоко и закрыть Адмиралтейскую иглу маскировочными чехлами. Золотой купол Исаакиевского собора покрасили зеленой краской. Скульптуры укротителей коней с Аничкова моста сняли и закопали в землю. Закопали в землю и скульптуры в Летнем саду. Все вокруг приняло военный вид. Фашисты хотели не только захватить Ленинград, а полностью его уничтожить. Осенью 1941 года они окружили город со всех сторон, захватили железную дорогу, которая связывала Ленинград со страной. Посмотрите на карту, на что это похоже?Дети. Круг, кольцо.Воспитатель. Так и говорили: «Кольцо вокруг города сомкнулось». Еще это кольцо называют блокадой. Все дороги, ведущие к нашему городу, были перерезаны. Осталась одна – по Ладожскому озеру.Потянулись страшные 900 дней. Каждую ночь гул самолетов, разрывы бомб. Очень рано грянули морозы. Наверное, никогда еще не было так холодно. Всю зиму в домах не было отопления, воды и света.Давайте подойдем друг к другу поближе, обнимемся и согреем друга своим теплом. В самый тяжелый период блокады нормы выдачи хлеба были очень маленькими. Вот такой кусочек хлеба выдавали жителю блокадного Ленинграда на целый день. И все, больше ничего – только вода, за которой ходили на Неву. Из последних сил везли воду домой, ведь там ждали те, кто уже не мог ходить. Город погрузился в тишину, темноту, холод и голод.Вышла Танечка на улицу и не узнала свой город.Давайте рассмотрим фотографии, сделанные в блокадном Ленинграде и в наше время. Что изменилось?Дети сравнивают цветные фотографии с видами города и черно-белые времен блокады.Воспитатель. И даже тогда работали заводы, с Кировского завода на фронт уходили танки. Работало радио: передавали новости с фронта, музыку, стихи. Часто артист или диктор терял сознание от голода, но передачи не прекращали, ведь это была единственная связь со страной.Сейчас Семен расскажет нам о своей прабабушке, которая пережила эту страшную блокаду.Рассказ ребенка.Дети читают стихотворение Глеба Семенова «Мужество».1‑й ребенок:Мы рыли рвы – хотелось пить.Бомбили нас – хотелось жить.Не говорилось громких слов.Был дот на каждом из углов.2‑й ребенок:Был дом – ни света, ни воды.Был хлеб – довесочек беды.Была судьба на всех одна.Мы растеряли имена.3‑й ребенок:Мы усмиряли потный страх.Мы умирали на постах.Мы умирали…Город жил – исполнен наших малых сил.Воспитатель. Страна не забыла Ленинград. По Ладожскому озеру была проложена дорога, названная ленинградцами Дорогой жизни. По ней под огнем противника перевозили хлеб в город, а обратно эвакуировали стариков, детей, раненых. Эвакуировали и Танечку, потому что от голода и холода умерли все ее родственники, осталась одна Таня. Дорогу заметало, во льду появлялись трещины, вражеская авиация обстреливала машины – но дорога существовала.Физкультминутка «Перейди на другой берег» (дети перепрыгивают с льдинки на льдинку).Воспитатель. Когда сошел лед, хлеб стали перевозить на баржах. В январе 1944 года наши войска перешли в наступление. 4,5 тысячи орудий обрушили сильнейший удар на врага. 18 января 1944 года блокада была прорвана, а 27 января 1944 года Ленинград был полностью освобожден.Дети читают стихотворение «Город у залива»:В блокадные дниПод обстрелом, в снегуНе сдался, не сдался,Наш город врагу.Здесь гордые, смелые люди живут.И славится всюду их доблестный труд!Воспитатель. Многие здания в освобожденном городе были разрушены. Давайте попробуем их восстановить.Игра «Разрезные картинки».Воспитатель: На том месте, где было прорвано кольцо блокады, сейчас установлен памятник, который называется «Разорванное кольцо». За мужество и героизм наш город получил звание города-героя.Подвиг наших земляков мы никогда не забудем. На Пискаревском кладбище, где захоронены тысячи ленинградцев, погибших в годы блокады, возвышается скорбная фигура Матери-родины. За ней – гранитная стена со словами ленинградской поэтессы Ольги Берггольц, прожившей в Ленинграде все 900 блокадных дней:Здесь лежат ленинградцы.Здесь горожане – мужчины, женщины, дети…Их имен благородных мы здесь перечислить не сможем.Так их много под вечной охраной гранита.Но знай, внимающий этим камням,Никто не забыт и ничто не забыто.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

?Задать вопрос по сайту