Цель: знакомство учеников с произведениями литейного производства, изготовление колокольчика-сувенира.
Задачи:
выработка умений самостоятельно применять знания и осуществлять их перенос в новых условиях;
знакомство учеников с устройством колокола, развитие детских навыков в лепке из глины;
воспитание интереса к историческому прошлому Родины, ремеслу русских мастеров, воспитать навыки бережного отношения к применяемому материалу, навыки гигиены.
Оборудование
Для учителя: классная доска, таблицы и фотографии с изображением колоколов, макет колокола из папье-маше в разрезе, образцы колокольчиков, магнитофонная запись звучания колоколов, репродукции картин И.И.Левитана “Тихая обитель”, “Над вечным покоем”.
Для учеников: наглядный раздаточный материал – гравюры ХVIII-XIХ вв. с изображением Царь-колокола, технологические карты (3 уровней в зависимости от степени подготовленности детей), глина, стеки, дощечка, тряпочка, баночка с водой, трафареты и приспособления для отделки готового изделия.
Эпиграф: “Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости”.
А.С.Пушкин
Ход урока
Организационный момент
Проверка готовности к уроку.
Подготовка детей к активному, сознательному усвоению знаний и изучение нового материала.
Звучит запись колокольных звонов. На фоне музыки учитель читает стихотворение С. Есенина:
Колокол дремавший
Разбудил поля,
Улыбнулась солнцу
Сонная земля.
Понеслись удары
К синим небесам,
Звонко раздается
Голос по лесам.
Скрылась за рекою
Бледная луна,
Звонко побежала
Резвая волна.
Тихая долина
Отгоняет сон,
Где-то за дорогой
Замирает звон.
Торжественные и волнующие звуки далеко разносятся над вечным покоем. Что говорят нам они? К чему призывают? Что такое колокол и когда он появился? На эти и многие другие вопросы мы и постараемся сегодня ответить.
Как записано в толковом словаре, колокол – ударный сигнальный инструмент. Имеет форму полой (открытой) груши, внутри которой подвешен ударник (язык). Это вы можете наглядно видеть на этом макете (демонстрация).
Как сигнальный инструмент колокол был известен задолго до н.э. Начало производства в Европе больших колоколов относится в IV-VI вв.
Изготовленные из бронзы, колокола издают звук определенной высоты, извлекаемый двумя способами: раскачиванием самого колокола или раскачиванием языка. При первом способе максимальный вес колокола – 15 т. 2-й способ – отличительная особенность русского колокольного звона обеспечивает равномерность ударов и дает возможность применять колокола больших размеров.
Колокола применяются с различной целью: в праздничных шествиях, для приветствия победителей, возвещения начала и конца работ, созыва населения (вечевой). С середины IХ в. колокольный звон прочно входит в церковный обиход. Для колоколов строят специальные звонницы, колокольни.
Вспомните, где вы видели или слышали колокола?
Ответы учеников:
– Царь-колокол в Кремле.
– Я каждый день слышу колокольный звон нашей церкви Рождества Иоанна Предтечи в Ивановском.
– А я слушала звучание колоколов как музыкальных инструментов на концерте в оркестре.
Учитель: Звон в один или несколько колоколов поочередно (перебор) называется в православной церкви благовестом. (Звучит запись). Звон в несколько колоколов одновременно называется трезвоном. (Звучит запись).
Началом отливки колоколов большого веса на Руси можно считать 30-е годы ХVI в., когда московский литейный мастер Николай Немчинов отлил два огромных, небывалых по тем временам колокола весом 1638 кг. В конце ХVI в. в Москве уже насчитывалось 5 тысяч колоколов.
Техника литья колоколов на протяжении многих столетий определялась общим уровнем литейного искусства. Как правило, колокола формовались в специальных земляных ямах, величина и устройство которых зависели от размеров и формы будущего колокола. С начала ХIV века состав сплава для отливки колоколов стал практически постоянным: 80% меди и 20% олова.
В конце ХVI в. по приказу царя Бориса Годунова был отлит Большой Успенский колокол. Для того чтобы раскачать язык его, требовалось 24 человека. В середине ХVII в. колокол во время пожара упал и разбился.
В 1654 году был отлит новый колокол, но еще большего размера (вес – 131 т, диаметр – 5,4 м, язык – 4,2 м). Колокол подняли на звонницу колокольни Ивана Великого, но при первом же сильном ударе он раскололся.
В 1655 году мастер Александр Григорьев отлил новый колокол, прослуживший до пожара 1701 года. Вес его был около 197 т, кованый язык весил 4 т.
Заканчивается история русских колоколов-гигантов отливкой знаменитого Царь-колокола. На месте отливки колокола была вырыта яма глубиной 10 метров. Стены ямы были укреплены дубовым срубом и выложены кирпичом. На дне ямы был установлен глиняный “болван”, определяющий внутренний объем колокола. На “болване” была выполнена из глины форма будущего колокола. Над отливкой колокола работали известные мастера отец и сын Маторины. Для украшения колокола рельефными изображениями святых, персон императоров, прочих украшений и надписей были приглашены специалисты Кобелев, Галкин, Кохтев, Серебряков, посланные еще Петром I за границу для обучения “пьедестальному и формовальному делу”. Обжиг кожуха и формы занял около месяца.
В ноябре 1734 года были затоплены 4 литейные печи. Плавка металла продолжалась 36 часов. Но произошла авария, и работы были возобновлены в августе 1735 г. На весь процесс отливки Царь-колокола потребовался 1 час 12 минут. Вес Царь-колокола составил 201 т 924 кг. Высота – 6 м 14 см. Диаметр – 6 м 60 см. Затем началась художественная обработка колокола, продолжавшаяся до середины 1737 года.
В мае 1737 года в Кремле возник пожар огромной силы. Сбежавшийся народ пытался потушить упавшие на колокол деревянные конструкции подъемного устройства. Вода, попавшая на раскаленный металл, вызвала его резкое охлаждение. От колокола откололся кусок весом 11,5 т.
В 1820 году яму, в которой еще находился колокол, оборудовали лестницей для осмотра. (Рассмотрите рис. 1).
Подъем и установка на специальный пьедестал были осуществлены по проекту архитектора Монферрана в июле 1836 года. (Рассмотрите рис. 2).
Монферран увенчал колокол специальным навершьем, покоящимся на “ушах” колокола, в виде шара с золоченым крестом.
Итак, давайте вспомним основные части колокола и их назначение.
Ученики: Корпус колокола в виде пустотелой груши, язык – подвижный, как у человека для разговора. Уши – для крепления колокола на звоннице.
Учитель: Я хочу обратить ваше внимание на то, что корпус колокола в нижней части имеет расширение – юбку. Как вы думаете, для чего это сделано?
Ученики: Вероятно, чтобы звук выходил и был лучше.
Учитель: Ваша точка зрения: от чего зависит голос колокола?
Ученики: Звук колокола зависит, возможно, от сплава металла, размеров и формы колокола, толщины стенок.
Учитель: Совершенно верно.
История многих колоколов тесно связана с историей страны.
В 1591 году в старинном русском городе Угличе на Волге по указанию Годунова был убит младший сын Ивана Грозного Дмитрий. Колокол, собравший народ по этому поводу, был жестоко наказан: ему вырвали язык и сослали.
“Набатный” колокол Кремля, собравший народ в 1771 году во время Чумного бунта, был наказан Екатериной II. И у него отняли язык.
А теперь давайте рассмотрим нашу выставку. Здесь у нас представлены “родные братья” тех огромных колоколов, о которых мы сейчас с вами говорили, только очень маленькие. Это колокольчики, выполненные из самых различных материалов, различной формы и назначения. Были колокольчики поддужные и подшейные для конской упряжи; подшейные для скота (ботала и шоркуны); коридорные, школьные, пожарные, морские рынды, станционные и др. В настоящее время стали очень популярны наддверные и сувенирные колокольчики.
Своим рождением ямской колокольчик обязан почтовой тройке, появление которой относится к последней трети ХVIII столетия. Особой славой пользовались колокольчики Валдая, Пуреха и Касимова. О ямщицкой удалой тройке с колокольчиками “дар Валдая” сложено немало песен. Подумайте, в чем отличие колокола и колокольчика?
Ученики: Во-первых, основное отличие в размерах и, следовательно, в силе звука, а это в свою очередь вытекает из их назначения: для всей округи или только для дома. Далее, отличие может быть в изготовлении этих предметов. Колокола отливали, а колокольчики могли не только отливать, но и ковать.
Постановка творческой задачи
Задача перед нами сегодня стоит сложная: вылепить форму сувенирного колокольчика из глины и декорировать ее. Перед вами технологические карты последовательности выполнения задания. Выберите ту карту, которую вы считаете приемлемой для себя. Внимательно ее изучите и можете приступать к работе.
Самостоятельная работа учеников (2 часа)
Контроль со стороны учителя в процессе работы (поэтапный).
Подведение итогов в виде выставки и анализа работ.
Домашнее задание: подобрать иллюстративный, литературный, исторический материал о колоколах и колокольчиках.
В гербах каких подмосковных городов встречается изображение колокола?
В чем отличие колокольчика и бубенчика, использовавшихся для конской упряжи?
Уборка рабочих мест.
Нина БАКАЛОВА,
учитель изобразительного искусства школы-лаборатории N 799
Москва
Комментарии