search
Топ 10

Благотворительность должна быть добровольной

Наталья БАБИЧ, заместитель начальника Контрольно-ревизионного управления Департамента образования:

– Наше управление работает по жалобам, письмам и обращениям. К сожалению, несмотря на принимаемые документы, приказы, различного рода согласования, наказания директоров, письма не только не прекращаются, количество их даже увеличивается. Хочу отметить, что все происходит не в тех условиях, когда школа в 90-е годы была в том финансовом положении, которое было очень тяжелым. Сегодня наши образовательные учреждения в ином положении, потому что те средства, которые поступают им в рамках национального проекта «Образование» и из федерального бюджета, и из московского бюджета, и благодаря финансированию проекта «Школа будущего», и благодаря повышению зарплаты учителям, которое уже неоднократно проходило, весьма значительны. Те новостройки, которые сегодня вводятся в строй, замечательно оснащены и содержатся. То есть материальное положение школ улучшается год от года, но, тем не менее, благотворительная помощь, помощь родителей была всегда, всегда будет и очень нужна. Без нее, конечно, не обойтись. Однако обращения, поступающие в КРУ, говорят о том, что проблемы тут есть и эти проблемы нужно как-то решать, тем более что возникают они по вине и руководителей учреждений, и родителей.

Какие же это проблемы? Одна проблема называлась в массовом порядке во многих обращениях – сбор средств на охрану ОУ. Причем, когда мы выходили в учреждения и проверяли то, как заключены договора, с какими организациями, с какими охранными предприятиями, на каких условиях, оказывалось, что сумма, которую родителям называли для того, чтобы они оплатили эти договора, значительно превышала саму сумму договора. То есть родительский комитет или родительский актив пытался разницу между реальной суммой по договору и той суммой, что собирали, оставить для удовлетворения реальных нужд школы. Средства при этом перечислялись в благотворительные фонды. Естественно, родители так ставили вопрос: «Мы перечисляем такую-то сумму за охрану, неужели эта охрана стоит так дорого?» На самом деле оказывалось, что действительно все не так: часть собранных средств оставалась в фонде на другие нужды. «Но мы не хотим перечислять такие суммы, мы хотим быть благотворителями, помогать школе решать какие-то другие вопросы, – говорили родители. – Мы хотим платить только за охрану, но с нас запрашивают сумму большую». Сегодня вопрос, как мы знаем, с оплатой охраны из городского бюджета уже практически решен, выделено дополнительно из бюджетных средств более миллиарда рублей. За счет этих средств можно будет практически обеспечить охрану 75% учреждений образования.

Другая проблема – это платные слуги. Есть документ по оказанию платных услуг – постановление №505, где все на этот счет определено четко, есть методические рекомендации Министерства образования и науки РФ с примерной формой договора, который должен быть заключен исполнителями и заказчиками. Тем не менее почему-то очень часто, даже в ходе проверок и при получении писем, мы сталкиваемся с тем, что платные услуги не оформляются должным образом, а родители платят благотворительные взносы в самые различные благотворительные фонды. Допустим, в школе создают группу по развивающему обучению или группу раннего развития для подготовки детей к школе. Договоры при этом не заключаются, приказы не издаются, то есть группа фактически никак не оформляется, а родители платят благотворительные взносы в тот или иной фонд на программу «Образование». Здесь сразу возникает масса нарушений: и трудовых отношений (кто детей учит), и отношений программы обучения (чему и как детей учат), и охраны жизни и здоровья детей (формально получается, что группы как таковой нет вообще, если что-то с ребенком случится, то за это формально никто не отвечает). Такие факты есть. Иногда родители в своих письмах задают совершенно справедливые вопросы: «Почему я вожу ребенка на занятия, а плачу деньги в форме благотворительного взноса? Почему школе нельзя официально зарабатывать деньги?» Все можно, для этого есть все документы, но руководитель по каким-то причинам этого не делает, и в ходе проверки выясняется, что есть нарушения по многим позициям.

Благотворительные фонды, в свою очередь, принимая родительские пожертвования, даже и не в курсе, за что им перечисляют деньги, благотворители ли родители или это плательщики, переводящие средства за оказание им каких-то услуг. В платежке идет стандартная фраза: «Назначение платежа – благотворительный взнос».

Нельзя не сказать о том, что все благотворительные взносы или средства родителей, которыми школа располагает и которые получает от родителей, зачастую, наверное, по вине, в первую очередь, администрации и, во вторую очередь, самих родителей, становятся причинами конфликтных ситуаций в педагогических и родительских коллективах. Конфликты среди педагогов очень часто возникают потому, что учителя иногда доходят до того, что требуют у детей квиточки об оплате для того, чтобы знать, сколько денег перечислили их классы и сколько денег они должны получить от этой суммы. Некоторые школы вывешивают стенды с ячейками для каждого класса и потом говорят: «Мы ничего у детей не спрашиваем, они просто опускают квиточки в ячейки». Понятно, что это одно и то же. Неоднократно мы разбирали ситуации, когда конфликт между учителями возникал только из-за того, что учитель считал, что получил не 70% от поступившей суммы (как было обговорено изначально), а меньше.

Еще одна ситуация возникает, когда в классах повышенного уровня, допустим, гимназических классах, почему-то все родители благотворители, но никто из родителей других классов в этой же параллели благотворителем не становится. Значит, возникают вопросы, разворачивается конфликтная ситуация среди учителей, так как все они хотят работать в гимназическом классе, потому что там есть доплата за счет благотворительных средств, а в других классах такой доплаты нет. Возникают конфликты и среди родителей, когда родители, которые не могут в силу разных причин переводить деньги, становятся изгоями. Получается, что в Год семьи для московских семей город делает так много, а в это время нам пишут матери-одиночки, многодетные семьи, женщины-матери, имеющие мужей – алкоголиков или безработных, инвалидов и так далее: «Почему мы должны платить такие-то суммы?» Когда встречаешься с родительскими комитетами, то они говорят, что предоставляют льготы неимущим, освобождают многодетных от оплаты, а если два ребенка в семье, то плата уменьшается в два раза. Родительские комитеты говорят об этом спокойно, считая, что все абсолютно правильно, они убеждены в своей правоте, в том, что создают льготы, условия. Семьям достаточно только написать заявление и не платить. Но почему они должны писать заявления, почему должны оправдываться перед родительским комитетом, что не могут платить полторы-две тысячи рублей в месяц? Благотворительность должна быть движением души, а не обязаловкой. Иногда, читая эти письма, думаешь о том, что нет этого движения души, как могут родители так разговаривать друг с другом, как могут так себя вести учителя (к сожалению, мы сталкиваемся с этим негативом). Если эта благотворительность будет действительно движением души (как в большинстве случаев, наверное, и есть), то это будет очень хорошо. Тогда не нужно будет издавать никаких дополнительных документов, потому что во всех уже существующих документах (и в Законе «Об образовании», и в Законе «О развитии образования в Москве», и в других нормативных документах) записано: добровольность – первый и основной принцип в помощи школе, добровольность и предполагает движение души. Когда все добровольно и никак иначе, то не будет этих писем, жалоб, заявлений от родителей.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

?Задать вопрос по сайту