search
main
Топ 10
Откуда берется лень у подростков и что с ней делать Этот день настал: 7 декабря одиннадцатиклассники пишут итоговое сочинение Минобрнауки: отсрочкой от армии можно воспользоваться только один раз Педагогические династии были представлены на межрегиональном конкурсе Учителя Ульяновской области станут зарабатывать больше Глава Роспотребнадзора объяснила, когда школьников могут отправить на дистант Повышение зарплат учителей, обязательная школьная форма, итоговое сочинение — новости образования Рособрнадзор: будет сформирована новая система показателей для оценки качества образования Перенос итогового сочинения, школа без контрольных работ, финалы ВСоШ - главные новости образования Очередной Всероссийский открытый урок будет посвящен Героям Отечества Студентам белгородских колледжей на время дистанта будут выдавать сухпайки В первом чтении принят закон, позволяющий переводить школы с муниципального уровня на региональный Глава РАО озвучила причины высокой учебной нагрузки в школах Педагогов приглашают поучаствовать в марафоне «Как внести творческий воспитательный компонент в школьный урок» В подмосковных школах стартовала неделя функциональной грамотности Игрушки — дело серьезное: дискуссия экспертов в сфере образования и промышленности игр и игрушек В школьных учебниках могут появиться разделы о выдающихся российских ученых В Подмосковье упростили регистрацию на ОГЭ и ЕГЭ Школьники рассказали, что думают о новых правилах итогового сочинения В Москве состоится Всероссийский педагогический конгресс «Подготовка учителя будущего поколения»
0

Благодаря студентам мы обеспечены компьютерными разработками на сто процентов. Виктор ДЕМИН

Как-то так получилось, что вектор усилий, направленных за последние годы на информатизацию системы образования страны, в гораздо большей степени коснулся школ и в меньшей – профессиональных училищ и колледжей. Между тем здесь также есть свои успехи и провалы. О сложившейся ситуации рассказывает президент Союза директоров средних специальных учебных заведений России, директор Красногорского оптико-электронного колледжа Виктор ДЕМИН.

СтатфактВ Красногорском оптико-электронном колледже функционируют 12 компьютерных классов, в которых установлено более 250 единиц вычислительной техники на базе процессоров от Intel Pentium до Intel Pentium IV, мультимедийные проекторы, принтеры, сканеры, плоттеры, копировальные аппараты. С учетом сменности один компьютер приходился на двух студентов. В начале года были установлены 3 сервера, все машины объединены в единую локальную сеть колледжа и имеют возможность с любого рабочего места использовать ресурсы как внутренней Интрасети, так и Глобальной сети «Интернет». За счет бюджетных средств пополнился парк вычислительной техники. В кабинетах и лабораториях колледжа установлены новая оргтехника, мультимедийные проекторы, кондиционеры.Более 20 учебных помещений, в том числе кабинет интенсивных методов обучения, лаборатории специальной оптической техники, лингафонный кабинет, музей, кинозал, оснащены электронными учебниками и пакетами прикладных программ, видеофильмами и аудиоматериалами, современными приборами и оборудованием. Библиотечный фонд колледжа насчитывает более 50 тысяч экземпляров, в том числе фонд электронной библиотеки.

– Виктор Михайлович, что уже сделано в области информатизации в среднем профобразовании?

– Успехи информатизации налицо. В рамках ПНП «Образование» и ФЦП «Образование» она уже стала частью государственной доктрины и получила мощную финансовую поддержку. Сейчас такие понятия, как «сайт», «вычислительный центр», «локальные сети», стали уже не модными, а вполне системными и прочно вошли в сленг СПО. Нет такого федерального округа, где не был бы создан профильный портал по линии либо нашего Союза директоров ссузов России, либо научно-методических центров или тех учебных заведений, которые стали экспериментальными площадками в рамках нацпроекта.

Очень многое для развития этих электронных ресурсов делают и Минобрнауки России, и Рособразование, и наш Союз. Например, стало уже традицией проводить конкурсы на лучший сайт. Важно отметить и то, что государство выделяет вычислительную технику и ее периферийные системы. Так, только в этом году в рамках ФЦП «Образование» учебные заведения системы СПО дополнительно получат комплекты компьютерной техники на 200 миллионов рублей. Это оборудование не только позволит улучшить базу, условия, технологии обучения, но и поможет взаимодействию учебных заведений с центром, друг с другом, с работодателями и семьями учащихся. В нашем Красногорском колледже, например, установлены киоски и плазменные поверхности, при помощи которых студенты и их родители могут посмотреть успеваемость конкретного человека, получить дополнительную информацию по изучаемым предметам и так далее.

Стоит сказать и об открытом дистанционном образовании. Несмотря на то что оно начинает все больше доминировать в вопросах обучения, законодатели еще не проработали соответствующую юридическую базу. Тем не менее стали возможны диалог преподавателей со студентами и проверка знаний на расстоянии. Лидеры в этой области – учебные заведения Санкт-Петербурга, Краснодарского края, Поволжья, Урала, где наблюдается масштабная консультативная работа колледжей и училищ с учащимися.

– Существуют ли какие-то специфические проблемы для техникумов, которые непосредственно готовят специалистов в области информатики? И насколько популярны сейчас эти специальности у молодежи?

– Стоит отметить плодотворные усилия Минобрнауки России, которое с 1 сентября 2009 года вводит новый перечень специальностей в области ИКТ. С одной стороны, он сокращен на 2 наименования, но с другой – новые специальности предполагают более комплексный и гибкий подход, позволяющий подготовить компетентного профессионала широкого спектра в области компьютерных систем, программирования, защиты информации, программного обеспечения, ремонта и наладки самого компьютерного оборудования. Проблема, однако, в том, что аккредитация новых специальностей возможна только по окончании обучения, а при ее отсутствии юноши теряют отсрочку на службу в армии и могут быть призваны в любой момент периода обучения. Но мы надеемся, что будет найдено правильное решение в интересах студентов, которые будут иметь возможность завершить учебу и пойти в армию уже готовыми специалистами.

Если же говорить о популярности, то вот вам говорящий сам за себя факт: за последние 3 года число студентов, обучающихся по специальности «информатика и вычислительная техника», выросло почти в четыре раза. Кроме того, по спросу на платных отделениях ссузов и вузов эти специальности занимают первое место. Насколько спрос соответствует предложению и качеству образовательных услуг? На мой взгляд, предложения учебных заведений на сегодняшний день могли бы быть значительно шире. Но, увы, мешает недостаточная оснащенность ресурсной базы и нехватка кадров.

– Насколько остра проблема квалификации преподавателей информатики в колледжах?

– Если ресурсная база неуклонно улучшается при поддержке государства и за счет привлечения средств, поступающих от занимающихся на платной основе, то с кадрами все далеко не так хорошо. Ни для кого не секрет, что преподаватели зачастую отстают в области применения ИКТ от своих учащихся. Я бы сказал, насколько быстро меняются новые технологии, настолько медленно педагоги осваивают новые знания. Они просто не успевают за развитием компьютерных систем. Очень остро стоит вопрос с обучением и повышением квалификации педагогов, поскольку на сегодня слишком мало центров, способных радикально, качественно и мобильно повысить уровень знаний преподавателей.

Что же делать? Привлекать специалистов со стороны? Но ведь зарплаты у нас не такие большие, да и профессионал в области компьютерной техники – не всегда хороший педагог. Красногорский колледж в этом смысле, конечно, тоже не исключение. Мы стараемся решать эту проблему по-своему. Например, наши студенты в качестве помощников заведующих лабораториями существенно помогают преподавателям. А педагоги повышают свою квалификацию в ИКТ в таких вузах, как МИФИ, МАДИ, МГУ.

– Все помнят судебный процесс над директором школы Александром Поносовым, использовавшим нелицензионное программное обеспечение. Учебных заведений СПО эта проблема коснулась?

– В последнее время ее начали реально решать в рамках ПНП «Образование». Кроме того, поставщики теперь просто не рискуют поставлять учебным заведениям нелицензионное оборудование. А вот с чем сейчас реальные трудности, так это с электронными программами в конкретных областях знаний – их катастрофически не хватает.

– Ну, в вашем колледже с электронными разработками, наверное, все в порядке?

– Да, благодаря студентам мы обеспечены компьютерными разработками на 100 процентов, будь то оптика, электроника, менеджмент или другие сферы наших интересов. Дело в том, что в качестве лабораторных, практических и, конечно, дипломных работ ребята у нас сдают конкретные проекты – программные продукты, которые проходят испытание на базовом предприятии, у наших партнеров-работодателей. Студенты помогают и с программами, способствующими лучшему управлению колледжем и решению необходимых воспитательных задач.

Татьяна МОРОЗОВА, Красногорск, Московская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте