Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Актуально

Благие намерения

Учительская газета, №33 от 18 августа 2020. Читать номер
Автор:

Сколько стоит безопасность?

За месяц до начала учебного года в Воронеже произошло уникальное, даже, можно сказать, знаковое событие. В мэрии заявили, что с первого сентября городские школы будут охранять не на родительские средства, а за счет бюджетного финансирования. Правда, пока не все школы, а только 32 из более 120, зато самые большие и многочисленные. На такую выборочную охрану потребуется, по словам мэра Воронежа Вадима Кстенина, 7,7 миллиона рублей в год. Следующая группа школ получит необходимое финансирование на второе полугодие, а окончательно перейти на оплату услуг частных охранных предприятий без использования внебюджетных источников вся система общего образования Воронежа сможет с первого сентября 2021 года.

– Конечно, многое будет зависеть от экономической ситуации в Воронеже и от состояния местного бюджета, – сказал глава города, – но мы приложим максимум усилий, чтобы выдержать «дорожную карту» и добиться того, чтобы во всех школах охрана осуществлялась профессионалами и оплачивалась только за счет городской казны.

Инициатива, безусловно, положительная. Правда, подается она в некоторых местных СМИ как исключительная заслуга и волевое решение городской администрации, которая наконец услышала многолетние жалобы воронежцев на поборы в школах и решила пресечь их на корню. Сбор денег с родителей на охрану школ действительно стал уже обычным делом, и каждый учебный год не обходится без одного-двух скандалов, спровоцированных возмущенными родителями, не желающими вносить «добровольные пожертвования» на содержание охранников. И это лишь те скандалы, которые доходят до газетных страниц, на самом деле возмущений больше, просто они не такие громкие.

Однако решение мэрии о бюджетном финансировании школ объясняется не только вниманием к жалобам сердитых воронежцев, но и необходимостью выполнения постановлений Правительства РФ №1006 от 2 августа 2019 года, №1421 от 7 ноября 2019 года («Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов…») и ряда других законов и постановлений, которые должны обезопасить наши вузы, техникумы и колледжи, а также школы и детские сады от посягательств на жизни воспитанников и сотрудников. Говорят, что на выполнение всех требований у регионов есть всего два года, а работы более чем достаточно. Причем вся она требует немалого дополнительного финансирования, которое должны изыскать региональные и муниципальные бюджеты. Все объекты (учреждения и организации) надо категорировать, для каждого составить паспорт безопасности, согласовать его с региональными управлениями ФСБ, Росгвардии и МЧС и, конечно, выполнить все необходимые работы по организации охраны.

В Воронежской области к началу этого года уже провели ряд мероприятий. Был обследован и категорирован 1671 объект образовательной сферы, в том числе 1528 объектов муниципальной формы собственности и 143 – областной формы собственности. Составили паспорта безопасности, провели все согласования, но тут, правда, правительство приняло новое постановление, и пришлось категории переделывать – с трех на четыре. Именно постановление №1006 от 2 августа 2019 года «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности образовательных организаций» установило четыре категории опасности объектов. В Воронежской области к первой категории отнесено 55 объектов, ко второй – 69, к третьей – 864 и к четвертой – 687 объектов. Категорирование проводилось по трем критериям: степень угрозы совершения теракта, возможное количество пострадавших и примерный материальный ущерб. Первый критерий подразумевает количество совершенных на объекте терактов или угроз их совершения. При отсутствии таковых на первый план выходят прогнозируемые количество пострадавших и размер материального ущерба.

Согласно постановлению к первой категории относятся объекты с возможным количеством пострадавших более 1100 человек (учитываются и воспитанники, и педколлектив) и прогнозируемым размером материального ущерба и ущерба окружающей природной среде более 300 миллионов рублей. Вторая категория – это объекты с количеством пострадавших от 801 до 1100 человек и размером ущерба от 150 до 300 миллионов рублей. В третьей категории цифры, соответственно, от 100 до 800 человек и от 15 до 150 миллионов рублей. А в четвертой прогнозируемое количество пострадавших менее 100 человек и прогнозируемый размер ущерба – менее 15 миллионов. В постановлении перечислены мероприятия для осуществления антитеррористической защищенности объектов каждой категории. Чем серьезнее объект, тем больше и жестче требования. Например, если для третьей категории предусмотрено оборудование основных входов в здание контрольно-пропускными пунктами (постами охраны) и оснащение объектов стационарными или ручными металлоискателями, то для второй категории к этому необходимо добавить систему контроля и управления доступом, а на въезде – ворота с «жесткой фиксацией створок в закрытом положении». Для объектов первой категории в дополнение к перечисленным мерам необходимо оборудовать КПП при въезде на территорию, а въезд на объект оснастить «средствами снижения скорости и (или) противотаранными устройствами». Видеонаблюдение, сигнализация, охрана чоповцами или подразделениями вневедомственной охраны нацгвардии, а не старенькими вахтершами, обязательны для всех.

В Воронежской области, по данным директора Центра обеспечения и развития образования Дмитрия Хорошунова, уже есть положительные результаты в организации охраны образовательных организаций. Все 100% объектов оснащены «тревожными кнопками», с помощью которых можно вызвать наряд полиции, сотрудников ФГУП «Охрана» или позвонить в единую диспетчерскую службу районов. Ограждение территорий имеется у 97% образовательных учреждений. 99,4% всех объектов оснащены системами видеонаблюдения. 40% имеют системы контроля доступа. Если говорить о физической охране, то ею обеспечены все 100% учреждений, правда, только 16,9% из них охраняются сотрудниками ЧОПов, а остальные 83,1% – сторожами или вахтерами. Профессиональные охранники большей частью сосредоточены в крупных городских школах, а вахтеры и сторожа обычно отвечают за безопасность в сельской местности. Это не оттого, что директор школы не хочет доверить пост охраны профессиональному чоповцу, просто их нет в данном селе. И в соседнем тоже нет, и в третьем, и в четвертом. Охранные предприятия сосредоточены в райцентрах и городах, а ехать в село за 20, 50, а то и 100 километров – слишком много проблем. Кто и на какие деньги повезет? Кто организует обратную доставку? Кто и сколько будет платить? Вопрос, кстати, очень серьезный, потому что именно оплата труда профессиональных охранников требует самую большую долю расходов при организации охраны. Даже «лежачий полицейский» или противотаранное устройство – это разовые траты, а охранникам надо платить год за годом ежемесячно.

По данным Центра обеспечения и развития образования, ориентировочная финансовая потребность на выполнение мероприятий по укреплению антитеррористической защищенности образовательных организаций в 2018‑2019 годах составила около 1,5 миллиарда рублей. Наиболее финансово емким мероприятием стало обеспечение пропускного режима и охраны объектов сотрудниками частных охранных предприятий. Только для организации их работы ежегодно требуется около 644 миллионов рублей. Доля города Воронежа в этой сумме – около 200 миллионов, это с учетом расходов на охрану детских садов и учреждений дополнительного образования. Согласно данным на конец 2019 года в Воронежской области один охранный пост в среднем стоит около 120 тысяч рублей. Это примерная сумма затрат на заработную плату четырех охранников, работающих сутки через трое. И, конечно, это с учетом того, что пост уже оборудован всем необходимым.

Кстати, когда подумаешь о сельских школах и о том, что где-нибудь в удаленном от областного или даже от районного центра селе молодому (или не очень молодому) мужчине пообещают зарплату в 30 тысяч рублей за семь-восемь суток работы в месяц, понимаешь, что желающих будет более чем достаточно. Еще конкурс придется объявлять. Но это при условии, что в селе есть свои профессиональные охранники.

А чтобы они были, их надо вы­учить. Например, на каких-нибудь специальных курсах под руководством росгвардейцев. И, скорее всего, именно так придется делать, чтобы заменить вахтерш и сторожей в сельских школах профессиональными охранниками. А заодно выполнить постановление правительства. Пока, увы, непонятно главное – откуда муниципалитеты должны взять дополнительные средства на его выполнение и соответствующую организацию охраны всех подведомственных учреждений образования.

Главы некоторых сельских районов уже пишут письма в областной Департамент образования, науки и молодежной политики, просят способствовать в получении необходимых дотаций на эти цели. В письмах говорится, что в соответствии с предыдущими постановлениями правительства в районах были выполнены все требования по обеспечению антитеррористической защищенности объектов, относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ.

«В 2017‑2019 годах за счет средств муниципального бюджета проведены следующие мероприятия: установлены «тревожные кнопки» для вызова полиции, заключены муниципальные контракты на охрану объектов через сигнализацию вневедомственной охраной. Все учреждения охраняются – днем работает дежурный персонал, ночью – сторож. Все обеспечены наружным освещением. Также проведены ремонты ограждения, установлены и отлажены системы видеонаблюдения… Общая сумма затрат из районного бюджета составила около 5 миллионов рублей».

И только все было сделано, как появилось новое постановление правительства №1006, для выполнения которого составили новую «дорожную карту». В итоге оказалось, что для ее реализации нужно еще 10,8 миллиона рублей. То есть району надо дополнительно потратить в два раза больше средств! Брать их неоткуда, так как бюджет района дотационный на 82,7%, он не может обеспечить выполнение данной «дорожной карты». Глава просит содействия в выделении этих 10,8 млн руб. в соответствии с новым постановлением. Наверняка под таким обращением могут подписаться главы всех районов области за исключением трех-четырех.

По сравнению с сельскими районами город Воронеж выглядит более обеспеченным. Выполнять новую «дорожную карту» начали с бюджетного финансирования охраны, но и то пока лишь частичного. В школах, где учеников поменьше и «прогнозируемый материальный ущерб» не столь значителен, пока продолжат собирать родительские взносы на охрану. Конечно же, взносы добровольные. И коснется это самых многочисленных «категорий опасности объектов» – третьей и четвертой, в которых оказалось подавляющее большинство школ региона, и практически все из них сельские. Получается, два раза не повезло: и охранять их будут похуже, и деньги сдавать придется.

Татьяна МАСЛИКОВА, Воронеж


Комментарии


Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt