Ассоциация менеджеров России – национальная некоммерческая общественная организация, которая объединяет более 600 представителей таких известных российских фирм и компаний, как Аэрофлот, Альфа-банк, Норильский никель, Ростелеком, РОСНО, АФК «Система». Недавняя встреча предпринимателей с представителями педагогической общественности была посвящена установлению социального партнерства бизнеса и образования.
Людмила ДЕРЕВЯГИНА, декан российско-голландского факультета маркетинга Государственного университета управления:
– Совершенно ясно, что проблема трудоустройства и качество образования связаны между собой. Разнообразные образовательные технологии дают возможность подготовить специалиста под потребности конкретной компании. Но мешает отсутствие нужных нормативов и нормативной базы в целом, особенно это касается системы дополнительного образования, которая охватывает тех, кто уже работает в компании. У таких программ один критерий – количественный, они оцениваются в зависимости от количества часов профессиональной переподготовки, как правило, это 500 часов аудиторных занятий. Какие тут могут быть современные образовательные технологии, какие активные методы обучения, если человек должен высидеть в аудитории столько часов, слушая лекции?! Между тем в мире есть оптимальное соотношение аудиторных занятий и самостоятельной работы: один к трем. То есть архинеобходимо изменение нормативно-правовой базы, касающейся организации и проведения программ, особенно в системе дополнительного образования – тот путь, который даст нам возможность более активно использовать все современные методы обучения, доводки специалистов до того уровня, который нужен работодателям.
Другая составляющая качества образования – уровень преподавателей. Мы можем замечательным образом учитывать потребности компании, разрабатывать федеральные программы, подбирать современные технологии, но в аудиторию входит преподаватель, и результат работы во многом зависит от этого человека. Когда мы говорим об экспорте наших образовательных программ, преподаватель (это уже стандарт) дожен быть не только теоретиком, но и практиком, хорошо знать то, что происходит в бизнесе, и говорить на английском языке. Много ли таких преподавателей мы можем найти в регионах? Это проблема, которая реально существует. Вопрос о молодых заинтересованных преподавателях нужно решать не только на уровне вузов, – необходима федеральная программа подготовки таких педагогов. Преподаватели должны отвечать тем требованиям программ, которые обеспечат качественную подготовку работников для фирм и компаний.
Еще одна проблема – мы предлагаем программы переподготовки, но в рыночные времена за них нужно платить. Много ли в регионах фирм и компаний, которые могут платить? Для большинства даже минимальная плата в 450-500 долларов за обучение специалиста в течение девяти месяцев оказывается слишком большой. Но если мы хотим, чтобы в регионах были не просто хорошие, а лучшие программы, должна быть рассмотрена программа образовательного кредитования, причем, не только для Москвы, но главным образом для регионов. Эту проблему может решить деловое софинансирование.
Есть много проблем с установлением контакта между деловым сообществом и образовательными структурами. Мы говорим, что деловое сообщество вырабатывает требования к специалистам, но кто эти требования услышит? Такое впечатление, что сегодня менеджеры программ и менеджеры, представляющие компании, – два не связанных между собой сообщества, которые разговаривают на разных языках. Нам надо разрабатывать механизмы, которые позволят им плодотворнее взаимодействовать между собой.
Владимир ГРЫЗЛОВ, ректор Череповецкого государственного университета:
– Уникальность сегодняшней ситуации заключается в том, что проблемы восстановления промышленного потенциала страны, с одной стороны, и проблемы обновления и востребованности высшего образования, с другой, должны решаться совместно, при объединении возможностей, потенциалов и ресурсов промышленности и вузов. По сути дела, сегодня на повестке дня стоит вопрос о восстановлении сети стратегических партнеров вузов в регионах и профильных отраслях, с которыми вуз может иметь долгосрочные комплексные программы взаимовыгодного сотрудничества.
Основным стимулом формирования партнерских отношений была и остается взаимная заинтересованность в повышении качества подготовки специалистов. Именно желание получить специалистов высокого качества должно заставлять предприятия и организации – потребителей выпускников – инвестировать средства и выделять ресурсы для высшего профессионального образования. Вкладывая ресурсы в развитие профильных вузовских специальностей, стратегические партнеры имеют право и должны участвовать в оценке выпускников, учебных программ и планов, выработке рекомендаций по развитию новых форм профессиональной подготовки специалистов, оценке качества научных исследований в вузе, компетенции преподавателей.
Главное звено стратегических планов крупных промышленных регионов – стратегия развития ведущих предприятий, что создает своего рода корпоративный климат и понимание на всех уровнях региональной политики. Региональный университет, как одна из составляющих социальной инфраструктуры, непосредственно участвует в формировании этого климата. Тысячи студентов, преподавателей и сотрудников университета, выпускников, абитуриентов, родителей студентов создают серьезный социальный пласт. Поэтому университет несет определенную ответственность за уровень образованности региона, его интеллектуальный потенциал, социальный настрой и наличие местных научных школ.
Лев КУРАКОВ, ректор Чувашского государственного университета:
– Проблема взаимоотношения вузов с работодателями весьма актуальна сегодня. Большинство специалистов, подготовленных в государственных вузах, трудятся в негосударственном секторе экономики. Таким образом коммерческие структуры должны быть заинтересованы в поддержке вузов, готовящих для них кадры. Представляется, что нужно внести поправки в законодательство, стимулирующие работодателей на участие в долевом финансировании высших учебных заведений. Кроме того, самим вузам необходимо активнее интегрироваться с промышленными предприятиями путем создания филиалов кафедр на производстве, наполнив их деятельность новым содержанием, актуальным для развития производства. Научные разработки преподавателей, студентов, аспирантов, докторантов должны быть тесно связаны с запросами конкретных предприятий, что также привлечет их к участию в софинансировании образовательной деятельности.
Дмитрий ЯКУШКИН, исполнительный директор Российско-американскогого совета делового сотрудничества:
– Казалось бы, образование и бизнес – сферы, далекие одна от другой. Но на самом деле предпринимателей чрезвычайно волнует то, как образование будет развиваться, потому что в обществе все взаимосвязано. Каждый из нас заинтересован в том, чтобы образование функционировало нормально, работало на общество и, конечно, на бизнес, поскольку все везде и всегда решают кадры. Уровень подготовки специалистов определяет успех и бизнес-структур, и экономики страны в целом.
Борис БОБРОВНИКОВ, генеральный директор КРОК:
– Задача подготовки высококвалифицированных кадров неразрывно связана с информационными технологиями. Я знаю положение дел в этой сфере, поскольку наша компания участвует во многих крупных проектах. С моей точки зрения, наиболее успешными были программы «Дети России» и «Единое информационное пространство России». Возникает парадокс: люди, имеющие отношение к принятию решений, слабо владеют информационными технологиями. Нам нужны специалисты, в первую очередь владеющие компьютером на самом высоком уровне, – таких специалистов мы возьмем на работу, таких специалистов мы будем заказывать. Мы готовы с нашими зарубежными коллегами финансировать развитие информационных технологий.
Екатерина КОДЯЛА, заместитель начальника информационно-аналитического управления Газпрома:
– У нашей фирмы есть много образовательных программ: обучаем и добытчиков, и переработчиков, и транспортников. Но, конечно, мы понимаем, что и такая локальная образовательная политика не позволит нам в полной мере удовлетворить потребности компании в высококвалифицированных кадрах. Мы готовы выходить на государственный уровень и участвовать в масштабных программах. Уже ясно, что Газпром и Министерство образования и науки РФ будут заниматься разработкой проектов по водородной энергетике, решать вопросы транспортировки газа. Не менее важна проблема переработки – сегодня огромное количество месторождений используется неэффективно, и надо ставить вопрос о переработке сырья на месте, а для этого нужны высококвалифицированные специалисты-технологи. То есть мы должны заниматься научными, образовательными и даже экономическими проектами. К сожалению, пока не отлажен механизм подбора и заказа специалистов для реализации таких масштабных и современных проектов. Без планомерной и серьезной работы с вузами ничего не получится.
Марина ШАКАЛОВА, управляющий директор Менеджмент Трейнинг Интернэшнл:
– Одна из задач Министерства образования и науки РФ – сформулировать содержание стандартов образования вместе с бизнесом – заказчиком кадров. Бизнес при этом должен пояснить, какие компетенции необходимы его будущим работникам, какие знания нужны им для принятия решений. Компетенции на поведенческом уровне уже сформулировали жизнь и экономику. Прежде всего – это возможность принятия самостоятельного решения, ответственность за него, умение самостоятельно мыслить, креативность. Все это не то, что дается образовательными программами с точки зрения знания. Это то, что дается прежде всего методикой и методологией, которые включаются в учебный процесс. Чтобы этого добиться, не нужно ждать 5-10 лет, это можно делать уже сегодня.
Человеку в вузе дают не знания, а сведения, которые он должен запомнить. А мы хотим, чтобы у человека появлялись еще и умения. Система образования пытается во всех вопросах, начиная со стандартов, с того же ЕГЭ, который вызывает столько споров, изменить подход. Но тут очень большие проблемы. Увеличение учебной нагрузки вовсе не ведет к тем результатам, которых ждет в том числе и бизнес-сообщество.
Вопрос в том, как надо давать знания. Мы должны мыслить не проблемами, а все же возможностями. На мой взгляд, у нас – и у системы образования, и у бизнес-сообщества, и у страны – сейчас есть уникальная возможность изменить отношения образования и бизнеса. Мы готовы активно работать, но надо определить механизм такого взаимодействия. Тогда можно будет четко формулировать цели, задачи и под них писать планы, создавать рабочие группы и так далее. На мой взгляд, пора переходить к серьезным практическим шагам.
Комментарии