search
main
0

Битвы роботов. В Москве прошел грандиозный фестиваль умных машин

– Смотри, мне робот улыбнулся! – малыш лет восьми потянул маму к столу-стенду. – Давай посмотрим, а потом снова пойдем погладим Муську!Муська тоже оказалась роботом в кошачьем обличье, которая покорила ребячьи сердца отзывчивостью на ласку. Посетителей же постарше больше интересовали соревнования, где машины состязались в скорости, силе, ловкости и даже танцах, а их хозяева – в умении программировать и собирать умные механизмы своими руками. Словом, на прошедшем недавно в столице IV Всероссийском фестивале робототехники «РобоФест-2012» глаза разбегались как у участников, так и у зрителей – школьников, студентов, их родителей и преподавателей. Кстати, в этом году форум, организованный Фондом Олега Дерипаски «Вольное дело» и Федеральным агентством по делам молодежи при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, собрал более 400 команд и более 3000 гостей.

«РобоФест» – пожалуй, единственный всероссийский фестиваль такого уровня, и его детский возраст – 4 года – говорит о степени развития робототехники в России. Однако, как известно, россияне долго запрягают, да быстро ездят. За четыре года сделано немало.- Если на первом фестивале в 2009 году у нас было только 4 команды и 1 вид соревнований, на втором – 127 команд и 5 видов соревнований, на третьем форуме – 327 команд и 10 видов соревнований, то в этом году уже представлены 437 команд и 15 видов соревнований, – рассказал нам Максим Петров, руководитель всероссийской программы «Роботехника: инженерно-технические кадры инновационной России». – И если сначала в фестивале участвовали 5 регионов, то сейчас их уже 35. Также в прошлом году мы начали выходить на международные соревнования. В этом году, например, команда из Коврова будет представлять соревнования автомобилей-роботов, которые пройдут в Швейцарии. Победители в ABU ROBOCON, FIRST Tech Challenge и международных состязаниях роботов будут представлять Россию на этих международных соревнованиях, а призеры соревнований по мобильным системам получат путевки в Японию.Поясним, что это за соревнования – для школьников на «РобоФесте» существуют 3 большие площадки. Это международные состязания роботов, где ребятам предлагают собрать робота (это может быть и нечто креативное в творческой категории вроде роботокошки Муськи), также классические соревнования, которые придумали еще 20 лет назад с появлением робототехники (там несложные роботы двигаются по линии, выталкивают кегли или друг друга на «сумо», преодолевают препятствия) и FIRST. Последние – двух уровней сложности: для ребят от 9 до 14 лет и для подростков от 14 до 18. И если в первом участники, к примеру погрузчики, собирают «кукурузу» и доставляют ее на базу, то во втором сам робот и его задания замысловатее.Еще сложнее соревнование ABU ROBOCON – там студенты должны создать аж трех роботов с разными функциями, что под силу только профессиональным командам, которые участвуют в подобных состязаниях не первый год. На соревнованиях же «Мобильные системы» студенты получают практические навыки работы с промышленным оборудованием. Для создания практически всех роботов используются специальные образовательные наборы «Лего», в которые помимо деталей входят сенсоры, датчики, моторы.Возможно, это у представителей поколения «за 30» роботы вызывают священный трепет, нынешние же школьники нисколько не тушуются перед техникой.- Для создания первых роботов нужно знать хотя бы закон Ома и плюс желательно руки иметь не очень кривые, – смеясь, назвала мне минимум конструктора Маша Верткина из Санкт-Петербургского физико-математического лицея №239.А еще воображение вкупе с практичностью: в творческой категории ребята демонстрировали огромный разброс интересов – от симпатичного робота-барабанщика, который чередует эмоции на картонном лице в зависимости от громкости аплодисментов, до робота-поводыря, полиглота и спасателя. Кстати, поводыря, 3 датчика которого авторы из центра творческого развития «Гармония» города Тавды Свердловской области превратили в головы Змея Горыныча, ребята вообще собрали играючи – кружку по основам робототехники понадобилось для этого всего-то четыре месяца! Горыныч призван помочь слепым людям, предупреждая о препятствии голосом и предлагая свернуть в свободную сторону. А вот 11-классники московской школы №1679, большие друзья Николай Конарев и Пхан Нгуен Туан Кханг, робототехникой занимаются давно. Их универсальный робот-спасатель может быть и разведчиком, и эвакуатором, который спасет людей с верхних этажей высотных зданий.- Конечно, нам бы хотелось превратить спасателя из маленькой модели в настоящего робота, – признался Коля.У студентов планы еще грандиознее.- Моя мечта – создать роботочеловека, – заявил пятикурсник факультета автоматики и вычислительной техники Новосибирского гостехуниверситета Павел Агафонов. – Ребята-магистры из нашего университета уже сделали небольшого робота-андроида. Они даже ездили в Китай на соревнования по танцам роботов и заняли там третье место.Естественно, что Россия с низким на сегодня уровнем инженерной культуры ориентируется на опыт Запада и особенно Востока. Так, в Японии правительство объявило о старте проекта IRT, объединяющего достижения информационных технологий и робототехники. К 2016 году обещано появление робота-сиделки, электронного компаньона и робота-партнера. «Пришествие» человекоподобных домашних роботов в Японии планируют на 2017-2019 годы, в Южной Корее – на 2015-2020 годы (в США, между прочим, только на 2030 год). А начинается все со школы, как известно, в Японии робототехнику изучают начиная со второго класса.- Я считаю, что конкурсы по робототехнике нужно проводить уже в детском саду, чтобы заражать малышей интересом к технике, – поделился своими государственными мыслями руководитель одной из самых сильных команд «РобоФеста», доцент кафедры приборостроения Ковровской государственной технологической академии имени В.А.Дегтярева Дмитрий Багаев. – Потом, конечно, этот предмет нужно включить в школьную программу, сейчас занятия в основном факультативные, в некоторых лицеях выделен спецкласс. Кроме того, нужно, чтобы у ребят была мотивация – победители таких соревнований должны поступать без экзаменов в любой вуз страны.При этом преподаватели-энтузиасты на местах давно делают все от них зависящее для популяризации робототехники. Так, сам Багаев разработал муниципальную программу «Образовательная робототехника в городе Коврове», по которой он с коллегами и своими студентами бесплатно обучает школьников с 9-го по 11-й класс. Правда, это всего 20 человек – для провинциального города немало, в масштабах страны – капля. Эту проблему опять-таки обсуждали на форуме эксперты и представители региональных вузов и профобразования. Однако капля по капле собирается ручеек, потом река и море. И государство начинает понимать свою роль в общем деле, поддерживая инициативу снизу. «РобоФест» – успешное тому подтверждение.фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте