search
Топ 10
В российском регионе вводят всеобщий карантин для школ – младшие классы отправят на каникулы Закроют ли школы на дистанционное обучение в 2022 году – студентов и учеников Тувы перевели на удаленку Школьников и студентов отправляют на дистанционное обучение – ковид бьет рекорды Для учителей и воспитателей Подмосковья установили выплату в 5 тыс. рублей Постановление Роспотребнадзора о сокращении карантина до 7 дней вступило в силу Мне есть что спеть: 25 января – день рождения поэта, барда, актера Владимира Высоцкого Москва отказалась от локдауна и длительного дистанционного обучения для школьников и студентов Урок на «удаленке»: полезные советы педагогам от Учителей года России В Госдуме предложили доплачивать учителям за работу в классах, где выявлен ковид Низкий поклон: в Санкт-Петербурге открыли памятник учителям, работавшим в блокаду

Биология

Бактерии, грибы и лишайники

Задания и вопросы разной степени сложности из книги для учителя А.Е.Богоявленской “Активные формы и методы обучения биологии. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники” (издательство “Просвещение”) помогут учителю в осуществлении дифференцированного подхода к обучению школьников. Сегодня в гостях у “Методической кухни” – автор этой книги Александра Евдокимовна богоявленская. Она рассказывает о строении и содержании нового пособия.

а основе рекомендаций ведущих методистов-биологов и опыта работы учителей биологии г.Твери и Тверской области нам удалось составить разнообразные задания, активизирующие познавательную деятельность школьников. Все предложенные задания направлены на реализацию триединой функции обучения биологии: развитие интереса к предмету; изучение и понимание признаков и свойств живого, особенностей растительных организмов, закономерностей, действующих в органическом мире, понимание места и роли человека в природе.

Содержание заданий данного пособия предусматривает развитие познавательной самостоятельности ребят, формирует бережное отношение к природе. В пособии соблюдается преемственность и связь с другими предметами.

Большая часть заданий составлена так, что учитель может их использовать непосредственно на уроке. По своему усмотрению он может организовать их выполнение при проверке, изучении и закреплении полученных знаний и умений, а также при подготовке учащихся к восприятию новых.

Большинство заданий можно использовать и как индивидуальные, и как групповые, и как фронтальные (общеклассные), и как попарные.

Есть в данном пособии задания, которые составлены с учетом таких форм организации обучения биологии, как внеурочная работа, домашняя работа, внеклассные занятия и экскурсии.

В заданиях каждой темы предусматриваются различные методы: словесные (работа с книгой, учебником, хрестоматией, книгой для чтения, с дополнительной литературой, рисунками, схемами, таблицами и т.п.), практические работы, наблюдения, опыты (демонстрационные, внеклассные, проведенные на учебно-опытном участке), а также методы программированного обучения. Организация выполнения заданий частично-поискового и поискового характера компенсирует проблемное обучение, которое в 6-7-х классах затруднено тем, что при постановке проблемы учащиеся не могут сформулировать предположение-гипотезу и определить пути ее доказательства, так как у них недостает теоретических знаний.

При подборке и составлении заданий мы учитывали, что положительные результаты по активизации обучения школьников обеспечивает не только определенное содержание задания (оно должно быть интересным и значимым), но и постепенное увеличение степени сложности задания по самостоятельной постановке опытов. Поэтому в начале курса задания, как правило, несложные, с подробными инструкциями и разьяснениями хода постановки, опыта и методики фиксации его результатов. К последующим темам даны аналогичные задания, но инструкции к ним более краткие; в дальнейшем задания еще больше усложняются, некоторые из них частично-поисковые и поисковые.

Мы учитывали, что некоторые приемы включают в себя только практические действия, другие же – и практические, и умственные. В заданиях предусмотрено формирование следующих мыслительных умений: анализ, синтез, сравнение, вычленение отдельных признаков, систематизация, классификация, абстрагирование, определение понятия, обобщение, доказательство, суждение и умозаключение. В заданиях обеспечена и возможная вариативность, например, формирование операционных и познавательных приемов.

Подчеркнем – при составлении заданий предусмотрены те или иные учебные действия учащихся: репродуктивные, играющие большую роль при отработке конкретных знаний и умений, для обобщения ведущих понятий, а также при актуализации знаний и умений, и продуктивные приемы, необходимые для формирования активного самостоятельного творческого мышления, позволяющего ставить и решать проблемы, т.е. обеспечивать развитие творческих способностей личности.

В пособии много заданий занимательного характера, направленных на поддержание и развитие интереса учащихся к урокам биологии и к способам познания. Вопросы, задачи, задания на перфокартах, головоломки, кроссворды требуют от детей не только конкретных знаний и умений, но и смекалки, догадки, рассуждений и умозаключений. При составлении заданий мы использовали и такие приемы: прочитайте, начните коллекционировать (марки, открытки и т.п.), вставьте пропущенные слова, закончите предложения, составьте рассказ, подберите поговорки и пословицы.

Задания составлены с учетом развития самостоятельности ученика, которая формируется в ходе самостоятельных работ. Поэтому в пособии много заданий на этот вид деятельности. Однако мы учитывали, что не каждая самостоятельная работа развивает самостоятельность, а только та, которая посильно затрудняет ученика. Преодоление затруднений ученику доставляет интеллектуальное удовлетворение. По этой причине у него будет возрастать желание познать самостоятельно, а это положительно повлияет на степень повышения активности и качество знаний, умений и навыков. Поэтому задания пособия постепенно усложняются, несут все большую нагрузку и предлагают учащимся такие затруднения, которые требуют от них самостоятельного поиска, осознанного применения логических операций, разрешения возникших противоречий, нахождения наиболее рациональных и эффективных методов и приемов учения.

Разумеется, не обязательно давать ребятам для выполнения все предложенные задания. Учитель должен отбирать их с учетом целесообразности и возможности выполнения конкретными учениками в конкретных условиях. По желанию учитель может применительно к своим ученикам изменять задания, давать не все, а только их часть. Практические задания, результаты которых будут использоваться на уроке, следует обязательно дублировать, давая их еще и опытным членам кружка. Результаты целесообразно оформлять в виде таблиц, схем, диаграмм (их примеры даны в пособии).

В конце книги дано приложение, где собраны вопросы и задания для проверки конкретных и обобщенных знаний, а также мыслительных умений и навыков.

Александра БОГОЯВЛЕНСКАЯ

NB!

Задания, задачи и вопросы пособия Е.Н.Демьянкова “Биология в вопросах и ответах” знакомят интересующихся биологией с проявлением самых разнообразных законов, закономерностей в растительном, животном мире и человеческом обществе. Материалы пособия дополняют действующие учебники. Учитель может использовать их на различных этапах урока, а также для углубленного рассмотрения определенных проблем во внеурочное время. Читателю предлагается самостоятельно, путем логических рассуждений ответить на поставленные вопросы, решить познавательные задачи, а затем сверить свой ответ с ответом, приводимым в книге. Пособие может быть использовано для самоподготовки при поступлении в вуз.

Книга Г.П.Яковлева, Л.В.Аверьянова “Ботаника для учителя. 4. Ч. 1”, адресованная в первую очередь учителям средней школы, а также студентам педагогических университетов и институтов, может служить справочником по современной ботанике. Первая часть издания посвящена анатомии, физиологии, морфологии и генетике растений. В ней нашли отражение последние достижения древней науки ботаники. Современные методы позволили по-новому взглянуть на привычный мир растений и существенно откорректировать привычные представления о нем. Написанная профессорами Ботанического института Российской академии наук, книга содержит не только самую современную и достоверную научную информацию, но и массу интересных и занимательных фактов для уроков биологии.

Почему водные растения не могут жить в степи? Все ли растения можно называть “детьми солнца”? Как они влияют на нашу жизнь, и можем ли мы без них обойтись?

Ответы на эти и многие другие вопросы, а также массу полезных сведений, которые могут пригодиться и на уроках, и дома, даны в “Книге для чтения по биологии: Растения: Для учащихся 6-7 кл.” /Сост. Д.И.Трайтак.

В ней собраны научно-популярные очерки и занимательные факты об удивительно разнообразном мире растений. Книга поможет учащимся дополнить знания о строении, жизни и распространении дикорастущих и культурных растений, их многообразии и использовании человеком.

Все перечисленные книги вышли в издательстве “Просвещение”.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте