В этом году «Учитель года Ленинградской области» – юбиляр. Комитет общего и профессионального образования ЛО провел региональный конкурс уже в десятый раз. Статистика-2003: 39 участников, из них 20 учителей общеобразовательных учреждений, три воспитателя детского сада, 17 преподавателей и мастеров производственного обучения профессиональных училищ из 17 муниципальных образований Ленобласти.
Каждый по-своему понимает, что такое урок-импровизация. Лекция, шоу, демонстрация наглядного материала… Большинство конкурсантов, дошедших до второго тура областного конкурса «Учитель года», дают уроки-импровизации в классическом исполнении. За двадцать минут они умудряются ярко и четко представить свою педагогическую концепцию в виде вполне конкретных технологических элементов, находок, методических приемов. О том, какие импровизированные уроки демонстрировали финалисты «Учителя года-2003», и пойдет речь. А поэтическим сопровождением статьи станут стихотворные экспромты о каждом занятии, созданные учителем года Ленинградской области-2000 Евгением Травиным.
Кудрявый, бронзовый, влюбленный
У филолога Форносовской СШ Тосненского района Мадины Снегиревой тема занятия ординарная – «Памятник Пушкину», но вот ее подача необычная, должна заинтересовать скучающего ребенка. Детям предлагается создать проект памятника великому поэту от благодарных потомков в мастерской словесного ваятеля. Как скульптор выбирает инструменты и материал для своего творения, так и взрослые ученики Мадины Шафиковны (студенты Сестрорецкого филиала Выборгского педагогического колледжа) начали с основополагающих вещей: что такое памятник? Какие словосочетания пригодятся для создания текста проекта?
Опорные словосочетания названы: воздвиг памятник; отлит из бронзы; гранитный постамент; стоит в парке; стоит в раздумье; возвышается вдали; интересная панорама; создан искусно.
Остается настроиться на творчество, проникнуться мыслью, что создание памятника – почетное дело. И, конечно, проконсультироваться у современников Пушкина – каким он был? В воспоминаниях князя Горчакова Александр Сергеевич далеко не красавиц, скорее страшенький. А вот Елизавета Синицына восхищается глазами Пушкина, считает его привлекательным. Чей портрет верен? Это должны решить «ребята».
Нам бронзовый не важен глянец,
Куда важней иной урок.
Мы отгадаем между строк,
Поэт – урод или красавец!
И можно больше не гадать,
Учитель доказал бесспорно –
Кто смотрит на него влюбленно –
Тому поэта и ваять.
Лидер пестицидов
Биология в десятом классе – это серьезная наука для почти взрослых людей. Практическая направленность занятия биолога Федоровской СШ Тосненского района Ольги Савостьяновой вполне оправданна. На такой урок и в реальной школе ребята пойдут с удовольствием. Речь идет об искусственных экологических системах, которые мы создаем на своих загородных участках, и о борьбе с вредителями. Какие традиционные средства защиты существуют? Правильно, химические. Пестициды – химические яды, которые имеют способность накапливаться в тканях живых организмов и вызывать страшные последствия. Один из видов пестицидов Ольга Владимировна предлагает отгадать: «Он называется так же, как известная питерская группа, лидер которой – Шевчук». Правильно – ДДТ. Невероятное открытие: оказывается, пестициды обнаружены даже в тех регионах, где никогда не применялись, в теле белых медведей и пингвинов. «Так может быть в силу того, что мы не можем без них обойтись, следует пренебречь снижением уровня здоровья?» – хитро интересуется учительница. Это, конечно, провокация, и чтобы не попасть в ловушку, ученикам Савостьяновой надо изучить схему «Влияние применения пестицидов на численность насекомых-вредителей». На схеме показано два участка – до обработки пестицидами и после. О, ужас! Сначала применение химических средств защиты действительно снижает количество вредителей. Но затем – повышает! Что же делать? Нужно создать новые, альтернативные биологические методы защиты. Учительница выделяет голосом главный вывод: «Надо вести сельское хозяйство так, чтобы оно было продуктивным, но безопасным».
Глаза мои открыты заново
Уроком Ольги Савостьяновой.
Пусть Шевчуку не будет стыдно,
Хотя он в группе пестицидной,
Ведь главным сорняком эстрад
Осталась группа «Ленинград».
Патриотическая трагедия
Историк СШ №7 г. Сосновый Бор Марина Ивановская посвятила свое занятие людям, которые оказали влияние на историю Ленинградской области. В самом начале урока Марина попыталась взять высокий темп. Вопрос ученикам: «Что вы знаете об Александре Меншикове? Нет, не смотрите в листочки!» Перед студентами листочки были, с любопытными сведениями из биографии светлейшего князя (источник: «Энциклопедия для детей. История России»). Эти факты должны были помочь ребятам позже ответить на самый каверзный вопрос Марины Юрьевны: «Что объединяет главу Петербургской губернии XVIII века Александра Меншикова и нынешнего губернатора Ленинградской области Валерия Сердюкова?» Историческую параллель не удалось провести никому. Пауза. Время урока истекло.
Иван, не помнящий родства,
Скажу тебе без хвастовства:
Нам всем Марина Ивановская
В истории отыщет родственника.
Сказочная география
Кто из нас не помнит самое «вкусное» из географии – условные знаки? Стадо кружочков – это фруктовый сад. Одинокая елка и рядом столь же печальная березка – это смешанный лес. Линия, перечеркнувшая голубую ленту, означает мост. Условные знаки на картах логичны, поэтому легко запоминаются. Об этом говорил своим ученикам Дмитрий Шербаков, учитель географии Русско-Высоцкой СШ Ломоносовского района. Задачи урока просты и понятны – выучить десять условных знаков, при помощи которых на картах изображается местность: река, мост, озеро, болото, колодец, луг, смешанный лес, фруктовый сад, населенный пункт, мельница. Затем ребята с помощью учителя вывели принципы, которым в обязательном порядке должны отвечать все условные знаки:
1) должны быть простые и понятные всем,
2) должны быть разные, чтобы не перепутать,
3) должны иметь отдаленное сходство с изображаемым объектом.
А третья задача, естественно, применить полученные знания в «полевых условиях». Нет, в близлежащий лес идти не пришлось. Путешествие было заочным, причем… в сказку «Гуси-лебеди». Задание: проследить путь девочки от родного дома до избушки Бабы-Яги. Где прозвучит крупный объект – показывать условный знак. Например: «Выбежала девочка из населенного пункта Русско-Высоцкое…» – карточка с квадратами-домами взмывает вверх. Ребята с удовольствием прочитали сказку таким необычным географическим способом от начала до конца и обратно (чтобы закрепить материал).
Девчонки счастливы причинно –
Урок прошел на высший балл.
Им каждый педагог-мужчина
Условны знаки подавал.
Он просто объяснял и ласково,
Почти что каждому на ушко.
Но был намек у этой сказки:
В Русско-Высоцком есть избушка.
Спасибо за ошибку
Учитель начальных классов тихвинского лицея №8 Ирина Владимировна Гребешкова любит решать со своими ребятами логические задачки. И уж коли второклассникам они не кажутся трудными, справедливо рассудила педагог, то и студенты с ними справятся. И точно – справились. Сначала, конечно, пришлось научиться технологии решения. Задана посылка: «В Ленинградской области расположены заказники: Вепсский лес, Линдуловская роща, Ракитинский заказник. Все они находятся в разных районах: Гатчинском, Тихвинском, Выборгском. Где расположен каждый заказник, если 1) по территории Вепсского леса протекает река, которая не может протекать в Гатчинском и выборгском районах, 2) Линдуловская роща не находится в Гатчинском районе».
Теперь чтобы разложить все по полочкам, надо нарисовать табличку. По вертикали располагаются районы, по горизонтали – заказники. Исходя из посылок, конкурсные ученики Ирины Владимировны ставят плюсы и минусы. И быстро приходят к правильному ответу. Какому? А вот постройте табличку…
В финале урока мудрая Ирина Гребешкова поблагодарила ребят за работу и добавила: «Молодцы, что ошибались».
Что нам космос, звезды или карты?
Лучше математика за партой.
Коли мы заблудимся в лесу,
Нас законы логики спасут.
Если наша логика с тобой
В сей момент не даст ужасный сбой.
Знают даже маленькие дети –
Не растет грибница на паркете.
Наука складывать салфетку
Следующий урок был самый экзотичный. Преподаватель специальных дисциплин профессионального лицея №34 города Кингисеппа Алла Григорьева предложила научиться складывать салфетки. Ведь без красиво сложенной салфетки немыслим ни один банкетный стол. 3000 лет назад человечество вытирало губы во время еды фиговыми листами. С тех пор цивилизация шагнула вперед далеко. Сервировка стола салфетками – целая наука. Внимательные «дети» изучили виды салфеток по материалу изготовления, по назначению и, конечно, освоили приемы складывания.
Да, скифы мы, да, азиаты мы,
Но с настоящей русскою сноровкой.
Впервые все удивлены
Стола салфетной сервировкой.
Начнем с простого – конус, паруса,
Но день настанет поздно или рано –
Минут за двадцать, ну за полчаса
Мы из салфетки сложим пеликана.
Достоверная шоколадка
«Предостережение потребителю» – так можно было назвать урок Елены Прокофьевой, преподавателя специальных дисциплин профессионального училища №7 г. Тихвина. У каждого ученика, каждого члена Большого жюри на столах тортики, шоколадки, другие продукты. Есть пока не разрешается. Надо изучить упаковку, вернее одну деталь, важнейшее подтверждение достоверности товара, – штрих-код. Оказывается, существует формула подсчета цифр, указанных на штрих-коде. Если получается контрольное значение – смело вскрывайте упаковку. Я считала код на шоколадке «Авторалли». Ура, можно есть!
Что подделка? Что по ГОСТу?
Отличить совсем не просто.
Ни на ощупь, ни на вкус
Я никак не разберусь.
Выпил чашку капучино
До сих пор бурлит пучина.
Хорошо, за много лет
Приоткрыли мне секрет –
Чтобы не болел живот,
Научись читать штрих-код!
Ленобласть в звуках
На уроке Александры Кукановой, учителя информатики гимназии №2 Тихвина студенты играли семиклассников. И не просто семиклассников, а информационно подкованных. Задача перед ними была поставлена непростая: научиться понимать друг друга и составить электронное послание потомкам. Тема урока: «Кодирование информации». Изучив разные формы преобразования информации, ребята выполнили задание – представить информацию о Ленинградской области в звуках, графически и словесно. Графически – нарисовали герб области, в качестве музыкального сопровождения выбрали произведение Римского-Корсакова, а словесно – перечислили города региона.
Наши предки каждою гримасою
Выражали море информации.
Нынче слов стараются держаться,
Только продолжают выражаться.
Но задача у урока тонкая –
Передать послание потомкам.
Вместе мы ее решили вроде бы –
Рассказали в символах о Родине.
Золотая рыбка по-филологически
И снова – сказка. Но на сей раз в филологическом исполнении. Учитель русского языка и литературы СШ №4 г. Кингисеппа Елена Румянцева предложила участникам ее урока проанализировать «Сказку о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина. Проанализировать серьезно – дать характеристику героям, выяснить, какой прием лежит в основе их изображения, выстроить композицию произведения, назвать языковые средства, которые использовал автор. Урок прошел блестяще – как непрерывный диалог учителя и учеников. Оказалось, что для грамотного разговора с ребятами главное – правильно составить вопросы. Например, такой: «Что скрывается за образом золотой рыбки?».
Мы с вами все не простаки,
Своей удачи рыбаки.
Неплохо каждому уметь
Удачливо забросить сеть.
Но море мутно и закрыто,
Потянешь невод – там корыто.
Но на уроке и с улыбкой
Свою поймала Лена рыбку.
А через неделю после урочного марафона, на сцене Юсуповского дворца в Санкт-Петербурге прозвучало имя учителя года Ленинградской области-2003 – Дмитрия Щербакова.
Автор стихотворений Евгений ТРАВИН
Комментарии