search
main
0

Без страха и упрека. Подготовка учащихся профессионального училища к самостоятельной жизни и службе в Вооруженных Силах России

Среди молодежи падает престиж воинской службы. Причин тому много, но я выделил две, напрямую зависящие от образовательных учреждений. Это ослабление воспитательной работы и как следствие – отсутствие гражданской позиции у большинства молодых людей, а также недостаточное физическое развитие большинства потенциальных призывников, отсюда – страх перед армией, неуверенность в своих возможностях. По данным Генерального штаба, более 40% призывников не могут выполнить минимальные нормативы физической подготовки молодого солдата. Проходя службу в армии, я видел, как нелегко дается служба даже ребятам-спортсменам, что уж говорить о слабо подготовленных. Для таких «воинов» служба может стать трагедией всей жизни. Поэтому свою педагогическую задачу я вижу в подготовке учащихся к самостоятельной жизни и службе в Российской армии, а следовательно, на уроках физкультуры необходимо:

учащихся уже давно является составной частью программы по физической культуре. Мы учим ребят снимать напряжение с определенных групп мышц, переносить длительные статические состояния, готовить свое тело к предстоящим нагрузкам. Однако каждой профессии присущи свои особенности, связанные с положением тела во время работы, мышечным напряжением, утомляемостью и др.

развивать физические качества, необходимые для освоения профессии, прохождения воинской службы, повышать устойчивость организма к физическим нагрузкам и заболеваниям;

содействовать военно-патриотическому и нравственному воспитанию учащихся, популяризировать военно-прикладные и технические виды спорта;

развивать физические и морально-волевые качества учащихся, пропагандировать здоровый образ жизни;

обучать основам физического самосовершенствования и самоконтроля.

Исходя из этого понятна необходимость поиска способов решения поставленной задачи. При этом желательно, чтобы они логично вплетались в педагогический процесс и формировали такой подход, при котором используются внутренние возможности организма, развиваются его адаптационные качества и происходит становление гражданской позиции учащихся.

Структура урока физической культуры

Дети любят порядок, дисциплину (особенно ревностно следят за дисциплиной взрослых) и не любят хаос, неорганизованность. Задача учителя физической культуры на организационном этапе состоит в том, чтобы соблюдать традиционную структуру урока (подготовительная часть с обязательной разминкой, основная часть урока, заключительная часть), информировать учащихся о том, какую смысловую и физическую нагрузку несет каждый из этапов урока, зачем нужны те или иные упражнения, почему они выполняются в той или иной последовательности. Назначение вводной части – подготовить организм к напряженной физической работе при помощи комплексов физических упражнений с постепенным повышением нагрузки. Начинать разминку лучше всего с упражнений, воздействующих на активность дыхания, кровообращения и энергообмена. Это могут быть быстрая ходьба, спокойный равномерный бег или чередование ходьбы и бега. Затем выполняют упражнения для различных мышечных групп. Последовательно работают мышцы рук и шеи, затем туловища и ног. Заканчивают комплекс высокоинтенсивными упражнениями: прыжки, бег, ходьба в высоком темпе (это для учащихся основной группы – им нужна выносливость). Учащимся подготовительной группы предлагается другой темп выполнения или другие упражнения. Дифференциация учащихся по их физическим возможностям и состоянию здоровья обязательна на уроках физкультуры, с этого начинается учебный год. После разминки 5-10 минут необходимо уделить внимание развитию физических качеств (силовая подготовка). Главным условием успешного проведения силовой подготовки является систематичность. И если учащийся сначала не мог подтянуться на перекладине или поднять ноги в висе на гимнастической стенке до прямого угла, а затем смог, то «лед тронулся» и этого подростка уже не остановить в своем развитии.

В основной части урока решаются главные его задачи (в соответствии с программой), которые могут быть связаны либо с обучением двигательным действиям и их совершенствованием, либо с развитием физических качеств. Обучение двигательным навыкам может и должно стать самым увлекательным занятием на уроке физкультуры. Это и легкая атлетика с разнообразными эстафетами, бегом, прыжками в длину и в высоту, метанием в цель и на дальность, и гимнастика с ее удивительными возможностями, баскетбол и волейбол. Обучение двигательному навыку проходит по следующей схеме: показ и краткое объяснение основ техники движения – пробные попытки – исправление ошибок – повторение и совершенствование. После показа ребята тренируются самостоятельно, учитель индивидуально оказывает помощь. Лучший вариант организации работы: применить изучаемое движение или элемент на этом же уроке в игре, в соревновании, в комплексе оздоровительных упражнений. Результат работы всегда выше, если учащиеся видят в ней практический смысл. На некоторых уроках основная часть может быть задействована для проведения профессионально-прикладной физической подготовки. В любом случае обязательно должна присутствовать игра, соревнование, иначе занятие превращается в нудную работу, которую дети не могут выполнять долго.

Задача заключительной части урока – обеспечить восстановление организма после физических нагрузок основной части. Здесь используют относительно спокойные, малоинтенсивные упражнения при передвижении и на месте, дыхательные упражнения, способствующие выравниванию дыхания, и упражнения на расслабление мышц. Именно эта часть урока, если к ней подходить неформально, может стать поистине валеологической. Надо только продумать и правильно организовать выполнение упражнений, а также научить ребят разрабатывать и делать подобные упражнения самостоятельно.

Профессионально-прикладная физическая подготовка

Профессиональное училище № 8 города Иваново, в котором я работаю, готовит рабочих следующих профессий: машинист башенного крана, машинист автомобильного крана, автомеханик, столяр, обойщик мебели, сварщик, монтажник сантехнических систем и оборудования, штукатур, маляр, каменщик, монтажник ж/б конструкций.

Для всех рабочих профессий характерна производственная деятельность, связанная с развитием специальных физических качеств. Например, рабочий-строитель, работая на высоте, должен обладать хорошо развитым чувством равновесия. Находясь на ограниченной площади опоры и передвигаясь на высоте без груза и с грузом, он должен уметь сохранять равновесие и координировать разнообразные движения.

Профессионально-прикладная физическая подготовка учащихся уже давно является составной частью программы по физической культуре. Мы учим ребят снимать напряжение с определенных групп мышц, переносить длительные статические состояния, готовить свое тело к предстоящим нагрузкам. Однако каждой профессии присущи свои особенности, связанные с положением тела во время работы, мышечным напряжением, утомляемостью и др.

Объектом моего изучения является научно обоснованное определение этих особенностей для каждой профессии и выработка комплексов упражнений, игровых состязаний, способствующих, с одной стороны, снятию утомления с определенных мышц, а с другой – формированию выносливости этих групп мышц для длительной стабильной работы без болезненных последствий.

Я слежу за появлением новых методических рекомендаций. Моя задача – разработать конкретные упражнения для учащихся конкретных профессий, внедрить их и проанализировать эффективность их применения.

В качестве примера – специальные упражнения для учащихся-маляров. При обработке стен и потолков, держа маклавицу в правой руке, маляр должен работать только кистью. Если он включает в работу предплечье, то красочный состав стекает по руке, а это недопустимо. Во время клеевой окраски стен, работая кистью руки, рабочий часто приседает. Его туловище находится в прямом положении, а плечо и предплечье – на весу. При этом требуется большая подвижность в лучезапястном суставе. Поэтому во вводную часть урока мы включаем подбрасывание и ловлю мячей, упражнения, усиливающие работу дыхательного аппарата и вовлекающие в динамическую работу те группы мышц, которые во время работы маляров находятся в состоянии статического напряжения, а в основную часть – метание теннисных мячей на дальность и в цель.

Основная моя идея последних лет – это разработка программы по физической культуре на основе интеграции оздоровительной, профессионально-прикладной и военно-прикладной подготовки на уроках и во внеурочных формах работы.

Военно-прикладная физическая подготовка

Специальные прикладные качества – это способность организма противостоять специфическим (неблагоприятным) воздействиям внешней среды. К таким качествам относятся: устойчивость к укачиванию, гипоксии, перегрузкам, вестибулярная устойчивость.

Прикладная физическая подготовка на уроках включает общеизвестные упражнения на развитие силы, выносливости, быстроты, ловкости. Во внеклассной работе задача усложняется: ребята не только занимаются общефизической подготовкой, но и знакомятся с полосой препятствий. Преодоление полосы препятствий относится к числу наиболее эффективных прикладных навыков в процессе физической подготовки юношей. Занятия на полосе препятствий требуют разнообразных двигательных действий: бег с максимальной скоростью, преодоление горизонтальных и вертикальных препятствий, проходов в лабиринте, передвижение по узкой опоре, метание гранаты на заданное расстояние и в цель и др. Для успешного преодоления отдельных элементов единой полосы препятствий в занятие необходимо включать избирательно направленные упражнения.

В программу работы клуба «Гвардеец» входят также строевая подготовка, рукопашный бой, стрелковая подготовка, атлетическая гимнастика, военно-патриотическое воспитание. Многие упражнения военно-прикладного характера «рождаются» именно на занятиях клуба. Совершенствуются детали, с подготовленными ребятами отрабатывается методика выполнения, и только потом упражнения используются на уроке в том или ином варианте.

Военно-спортивный патриотический клуб «Гвардеец»

Уроки и внеклассная работа неразрывны, это как две стороны одной медали. Моя принципиальная педагогическая позиция: занятия с ребятами во внеучебное время необходимы, чтобы отвлечь их от криминальных «соблазнов» улицы. Уроки и военно-патриотический спортивный клуб «Гвардеец» – это целенаправленное движение в одном направлении, они способствуют совершенствованию тела и духа молодых людей. Клуб работает в ПУ № 8 с сентября 1995 года. За семь лет он стал центром нравственного и патриотического воспитания, волевой и физической подготовки обучающихся, организации содержательного досуга, профилактики негативных явлений среди учащихся. Подобные объединения формируют здоровый коллектив единомышленников, в конечном итоге способствуют консолидации общества и укреплению нашего государства.

Формы организации военно-патриотического воспитания в клубе «Гвардеец»:

– встречи и общение с ветеранами войны и участниками военных действий;

– знакомство с реальной жизнью воинских частей;

– участие в проведении «вахт памяти», посвященных знаменательным датам страны и Вооруженных Сил России;

– участие в соревнованиях, где ребята представляют свое училище, район, регион;

– посещение московских музеев: авиации, спорта, бронетанковых войск, Кремля;

– совместный просмотр художественных и документальных отечественных фильмов на военную тематику, их осмысление и обсуждение;

– общение с «гвардейцами», прошедшими службу в армии;

– участие в организации и проведении «уроков мужества» и других общеучилищных мероприятий.

Посещение воинской части невозможно заменить никакими рассказами. У ребят создается хотя бы первичное впечатление о службе в Вооруженных Силах, исчезает страх перед воинской службой, более осознанным становится отношение к занятиям.

Критерием оценки воспитательной и образовательной работы «Гвардейца» можно считать высказывание А.С.Макаренко: «Сколько бы вы ни создавали правильных представлений о том, что нужно делать, но если вы не воспитаете привычки преодолевать длительные трудности, я имею право сказать, что вы ничего не воспитали». Этим я руководствуюсь в своей работе, как и другим его гениальным выводом о роли коллектива в воспитании.

Гениальность педагога Макаренко в том и заключается, что он понял: воспитание – это не совокупность условий, методов, действий талантливой личности. Это особые отношения. Конечно, и условия, и методы, и личность воспитателя – немаловажные факторы, влияющие на эффективность воспитания. Но единственной, ничем не заменимой основой его эффективности являются отношения, в которых проявляются человеческие потребности, интересы, ценностные ориентации, целевые устремления и воля. Коллектив, в котором есть такие отношения, и будет средством воспитания. Именно такой коллектив я и хотел изначально создать в «Гвардейце». Хочется верить, что это получилось. В основном в клуб приходят первокурсники, слабые физически и нуждающиеся в защите ребята. Но именно с ними через год-два мы занимаем только первые места на всех областных военно-спортивных соревнованиях. Коллектив, где нет никакой авторитарности, но есть общие задачи и личная ответственность, способен на многое. Например, от ребят-гвардейцев никогда не услышишь потребительского: «Училище нам должно, государство нам обязано…». Наоборот, они гордятся успехами «Гвардейца», а следовательно, и училища, подчиняют свои интересы интересам коллектива. В условиях урочной системы любого учебного заведения создать коллектив единомышленников – сложная задача, но надо приложить усилия и постараться ее решить.

Оценка на уроке

В последнее время я много внимания уделяю проблеме оценивания уровня физической подготовленности учащихся, разработке критериев оценки. Долгое время для меня такой проблемы не существовало, т.к. для различных видов физической подготовки есть свои нормативы. В программе, по которой я работаю в настоящее время, они изложены, и указывается балл, который должен получить ученик за выполнение того или иного норматива. На них и надо полагаться при выставлении текущей и игровой отметки; только она будет объективной. Оценка другой деятельности, например, умения самостоятельно составлять и выполнять индивидуальные физкультурно-оздоровительные комплексы упражнений, будет уже субъективной. И это, пожалуй, главная причина, заставляющая преподавателей брать за основу в контроле знаний и умений нормативы. Но именно такой подход к оцениванию часто и отбивает у детей всякое желание заниматься физкультурой. «Увидев, что я не могу выполнять упражнение, ребята будут смеяться, да и преподаватель поставит двойку или тройку, лучше я вообще на урок не пойду», – так рассуждают учащиеся, если главное на уроке – оценка, назидание. Кроме выполнения рекомендаций, необходим ответственный, дифференцированный (а лучше индивидуальный) подход преподавателя. Безразличие учителя обернется безразличием к нему и к предмету самих учащихся.

Второй год я работаю по другой методике контроля физических умений и навыков учащихся. Нормативы остались, но отметка теперь ставится за «прирост» – реальный сдвиг в показателях физического развития за определенный период времени.

Пример: 1-й курс, подтягивание. В рабочем журнале фиксируются показатели всех учащихся, но отметка не ставится ни за отличный, ни за плохой результат. Далее учитель объясняет способы достижения результата, показывает упражнения, которые способствуют развитию того или иного качества. После этого ребятам дается задание поработать самостоятельно и улучшить свои показатели. И вот уже через месяц (или другой срок, это зависит от вида упражнений, поурочного планирования) учащиеся подходят к перекладине. Результат их самосовершенствования и занятий на уроке виден. На этом занятии за это упражнение выставляется текущая отметка в журнал. Да, это не всегда объективная отметка (с позиций «нормативов»), но она справедливая – ведь ее поставили за работу, за отношение к учебе, а не за природные данные. Работа в этом направлении продолжается дальше, т.к. надо проследить результаты работы учащихся за три года обучения, проанализировать их.

Преподаватель обязательно должен поощрять трудолюбие, настойчивость, прилежание, благородные поступки. Поощрение вызывает желание заниматься, выполнять задания преподавателя еще лучше, вырабатывает интерес к занятиям физкультурой.

Для преподавателя очень важно замечать каждого ученика на уроке. А дети должны чувствовать заинтересованность учителя в результате своего труда. Тогда вопрос о низкой мотивации учеников к занятиям физкультурой перестанет быть актуальным. Каждому учащемуся надо дать шанс реализовать его способности.

Элементы валеологии на уроке физкультуры

Создавая два года назад Программу развития училища, коллектив инженерно-педагогических работников проанализировал педагогический процесс и его составляющие по разным параметрам. Анализ состояния здоровья учащихся показал, что только 25% учащихся можно считать относительно здоровыми. Подростки страдают хроническими заболеваниями (гастроэнтерологическими, сердечно-сосудистыми, аллергическими и др.), у них очень низкие показатели физического развития (не соответствуют возрасту, недостаток веса), есть психические расстройства. Система здравоохранения не в силах противостоять болезням и обеспечивать здоровье детей, а учебный процесс в основном способствует заболеваниям. Поэтому одной из задач программы стало сохранение здоровья обучающихся путем введения валеологической составляющей на уроках физкультуры и ОБЖ.

Физическая культура с элементами валеологии предполагает:

Обучение самоконтролю своего физического состояния на основе показаний гемодинамики (артериальное давление, частота сердечных сокращений), закономерностей физического развития (вес тела, обхватные размеры), субъективных ощущений (самочувствие, аппетит, сон, усталость и т.д.). Ухудшение этих показателей – симптом переутомления вследствие чрезвычайных нагрузок.

Формирование у детей валеологического сознания, установка на психическое и физическое здоровье, здоровый образ жизни (теоретические основы).

Каждый урок содержит упражнения целенаправленно-оздоровительного характера, а также лечебные статические позы (как правило, в конце основной или в заключительной части урока). Таким образом у ребят формируется целостный подход к физической культуре как психофизической основе воспитания здорового человека и избавления от болезней.

Отказ от нормативов в оценке умений и навыков учащихся, акцент в оценке на «прирост» показателей как факт самосовершенствования повышает и физическое, и психо-эмоциональное здоровье ребенка.

Организационно-методические приемы

Среди важнейших условий достижения успеха можно назвать следующие:

1. Дифференцированный подход с учетом состояния здоровья, уровня физического развития и подготовленности учащихся. Каждый ученик должен иметь свой личный рекорд, и каждого нужно подвести к нему. Во время работы по традиционной нагрузочной схеме продуктивную физическую нагрузку получают приблизительно 70% детей (со средним уровнем физической подготовленности). Около 20% учащихся с высоким уровнем подготовленности недополучают соответствующую их физиологическим потребностям нагрузку. А приблизительно 10% учащихся, имеющих низкий уровень физической подготовленности, выполняют задания с переутомлением, против чего категорически предостерегает методика преподавания физической культуры. Для дифференциации и индивидуализации обучения изучаются возможности каждого учащегося, его пульсограмма.

2. Контроль учащихся за состоянием своего здоровья при выполнении физических упражнений различного плана. Самоконтроль предполагает знание о влиянии физических упражнений на организм человека, главным образом на показатели гемодинамики (артериальное давление, частота сердечных сокращений), закономерности физического развития (вес тела, обхватные размеры), субъективные ощущения (самочувствие, аппетит, сон, усталость и т.д.). Ухудшение этих показателей – симптом переутомления вследствие чрезвычайных нагрузок. Формирование валеологического сознания у учащихся, установка на психическое и физическое здоровье.

3. Для повышения результативности уроков, обеспечения вариативности использование на уроке круговой тренировки. Устанавливаются 10-14 станций (упражнения для развития групп мышц, двигательных качеств). Станции чередуются по степени нагрузки (сила-расслабление). На станции всегда работают по два ученика: один выполняет упражнение, второй страхует и помогает, потом они меняются местами. На каждой станции человеку даются 1-2 мин. Обязательно включаю станции «Прыжки со скакалкой» и «Военно-прикладные навыки». После прохождения 3-4 станций измеряется пульс. На каждой станции есть дидактический материал по технике выполнения упражнения и дозировке. Указаны упражнения для ребят подготовительной группы. Возможны варианты смешанной круговой тренировки, когда включаются упражнения на силу и элементы спортивных игр, например: настольный теннис – упражнение с гирей, подтягивание – игра «Дартс», элементы волейбола (баскетбола) – акробатика (кувырки, стойки, перевороты).

4. Большинство уроков включают профессионально-прикладную физическую подготовку (ППФП). По согласованию с мастером производственного обучения разрабатывается комплекс обязательных упражнений для учащихся каждой конкретной профессии на основе рекомендаций о примерных упражнениях и видах спорта. На первом курсе уделяется внимание отработке приемов выполнения этих упражнений, а в дальнейшем учащиеся выполняют их самостоятельно, если идет круговая тренировка. Некоторые упражнения входят в разминку. На экзамене обязательным является выполнение нескольких упражнений из ППФП.

5. Поддержание высокой моторной плотности урока (80% времени урока – практические действия) за счет чередования различных видов деятельности вместо пассивных пауз отдыха.

6. Выполнение упражнений военно-прикладного характера для успешной адаптации ребят в армии: от 2-4 минут на 1-м курсе до 6-10 минут на 3-м курсе.

7. Проведение уроков на открытом воздухе максимально возможное время.

8. Формирование навыков учебной деятельности. Учащиеся должны уметь ориентироваться в информационном пространстве, разумно сочетать различные виды физической деятельности, самостоятельно заниматься физкультурой. Поэтому на уроках я предлагаю ребятам проблемные задачи, которые требуют анализа полученных знаний. Считаю необходимым знакомить учащихся с различной специальной, справочной литературой по анатомии и физиологии человека, вопросам организации занятий различными видами спорта и др., которую сам использую при подготовке к урокам.

9. При выполнении циклических упражнений на развитие выносливости (4-10 мин. на одном занятии) обязательно контролировать частоту сердечных сокращений (до 180 ударов в минуту).

10. На каждом уроке необходимы элементы соревнования. Это активизирует учащихся, улучшает их эмоциональное состояние, оживляет урок.

11. При выполнении различных упражнений требуется страховка. Этому я учу ребят с первых уроков, и все упражнения они выполняют в паре.

12. Каждый ученик в течение полугодия получает оценку за разработку (составление) и проведение комплекса физкультурно-оздоровительных упражнений. Урок всегда начинается с такого комплекса.

13. Способы педагогического воздействия:

– позитивное воздействие: убеждение на основе ясных, четко сформулированных и понятных аргументов; «заражение» – учитель передает свое эмоциональное состояние, вовлекает детей в совместные действия (сотворчество); просьба, демонстрирующая уважение к праву ребенка отказаться от выполнения какого-либо действия, если это противоречит его целям, – все эти средства влияния уменьшают напряженность в отношениях;

– неэффективные способы воздействия: принуждение, деструктивная критика, игнорирование, категорическое требование следовать своему примеру.

Валерий ГРИШИН, преподаватель физической культуры профессионального училища № 8, г. Иваново, финалист конкурса «Учитель года России-2003»

Физкультминутка для снятия утомления с плечевого пояса и рук (для профессий: каменщик, сварщик, водитель, столяр-станочник)

Динамические упражнения с чередованием напряжения и расслабления отдельных мышечных групп плечевого пояса и рук улучшают кровоснабжение, снижают напряжение.

Вариант 1

1. Исходное положение (и.п.) – основная стойка (о.с.). 1 – поднять плечи, 2. – опустить плечи. Повторить 6-8 раз, затем на 2-3 расслабить мышцы плечевого пояса. Темп медленный.

2. И.п. – руки согнуты перед грудью. 1-2 – два пружинящих рывка назад согнутыми руками. 3-4 – то же прямыми руками. Повторить 4-6 раз. Темп средний.

3. И.п. – стойка ноги врозь. 1-4 – четыре последовательных круга руками назад. 5-8 – то же вперед. Руки не напрягать, туловище не поворачивать. Повторить 4-6 раз. Закончить расслаблением. Темп средний.

Вариант 2

1. И.п. – о.с. Кисти в кулаках. Встречные махи руками вперед и назад. Повторить 4-6 раз. Темп средний.

2. И.п. – о.с. 1-4 – дугами в стороны руки вверх, одновременно делая небольшие воронкообразные движения. 5-8 – дугами в стороны руки, расслабленно вниз и потрясти кистями. Повторить 4-6 раз. Темп средний.

3. И.п. – кисти тыльной стороной на пояс. 1-2 – свести вперед, голову наклонить вперед. 3-4 – локти назад, прогнуться. Повторить 6-8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.

Вариант 3

1. И.п. – стойка ноги врозь, руки в стороны, ладони кверху. 1 – дугой кверху расслабленно правую руку влево, хлопок в ладони, одновременно туловище повернуть налево. 2 – и.п. 3-4 – то же в другую сторону. Руки не напрягать. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

2. И.п. – о.с. 1 – руки вперед, ладони книзу. 2-4 – зигзагообразными движениями руки в стороны. 5-6 – руки вперед. 7-8 – руки расслабленно вниз. Повторить 4-6 раз. Темп средний.

3. И.п. – о.с. 1 – руки свободно махом в стороны, слегка прогнуться. 2 – расслабляя мышцы плечевого пояса, «уронить» руки и приподнять их, скрестить перед грудью. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

Вариант 4

1. И.п. – о.с. 1 – дугами внутрь руки вверх и в стороны, прогнуться, голову назад. 2 – руки за голову, голову наклонить вперед. 3 – «уронить» руки. 4 – и.п. Повторить 4-6 раз. Темп средний.

2. И.п. – о.с. 1 – правую руку вперед, левую вверх. 2 – переменить положение рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.

Физкультминутка для снятия утомления с туловища и ног (для профессий: сварщик, столяр-станочник, водитель)

Физические упражнения для мышц ног, живота и спины усиливают венозное кровообращение в этих частях тела и способствуют предотвращению застойных явлений крово- и лимфообращения, отечности в нижних конечностях.

1. И.п. – о.с. 1 – шаг влево, руки к плечам, прогнуться. 2 – и.п. 3-4 – то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.

2. И.п. – стойка ноги врозь. 1 – упор присев. 2 – и.п. 3 – наклон вперед, руки впереди. 4 – и.п. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

3. И.п. – стойка ноги врозь, руки за голову. 1-3 – круговые движения тазом в одну сторону. 4-6 – то же в другую сторону. 7-8 – руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4-6 раз. Темп средний.

1. И.п. – о.с. 1 – выпад влево, руки дугами внутрь, вверх в стороны. 2 – толчком приставить ногу, дугами внутрь руки вниз. 3-4 – то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

2. И.п. – о.с. 1-2 – присед на носках, колени врозь, руки вперед и в стороны. 3 – встать на правую ногу, мах левой назад, руки вверх. 4 – приставить левую ногу, руки свободно вниз и встряхнуть руками. 5-8 – то же с махом правой ногой назад. Повторить 4-6 раз. Темп средний.

3. И.п. – стойка ноги врозь. 1-2 – наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх. 3-4 – и.п. 5-8 – то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

1. И.п. – руки скрестить перед грудью. 1 – взмах правой ногой в сторону, руки дугами книзу, в стороны. 2 – и.п. 3-4 – то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

2. И.п. – стойка ноги врозь пошире, руки вверх и в стороны. 1 – полуприсед на правой, левую ногу повернуть коленом внутрь, руки на пояс. 2 – и.п. 3-4 – то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

3. И.п. – выпад левой ногой вперед. 1 – мах руками направо с поворотом туловища направо. 2 – мах руками налево с поворотом туловища налево. Упражнение выполнять размашисто расслабленными руками. То же с выпадом правой ногой. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

1. И.п. – стойка ноги врозь, руки вправо. 1 – полуприседая и наклоняясь, руки махом вниз. Разгибая правую ногу, выпрямляя туловище и передавая тяжесть тела на левую ногу, мах руками влево. 2 – то же в другую сторону. Упражнение выполнять слитно. Повторить 4-6 раз. Темп средний.

2. И.п. – руки в стороны. 1-2 – присед, колени вместе, руки за спину. 3 – выпрямляя ноги, наклон вперед, руками коснуться пола. 4 – и.п. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

3. И.п. – стойка ноги врозь, руки за голову. 1 – резко повернуть таз направо. 2 – резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

Подготовительные упражнения для преодоления полосы препятствий

Избирательно-направленные упражнения для преодоления скоростного участка полосы препятствий:

1. Бег на коротких отрезках (10-30 м) с максимальной скоростью.

2. Бег на 10 и 20 м с хода (т.е. с предварительного разгона 8-10 м) на время.

3. Бег на 15-20 м из различных исходных положений:

а) упор присев;

б) упор лежа;

в) стоя на одном колене.

4. Бег под уклон на 40-50 м.

5. Бег в гору небольшой крутизны с максимальной скоростью.

6. Бег со старта с установкой догнать партнера, стартующего в 1,5-2 м впереди.

7. Скоростные подвижные игры. Продолжительность каждой игры до 15 с.

8. Игры и эстафеты на основе прыжков на двух и одной ноге на время.

В структуре одного занятия упражнения на развитие скоростных способностей целесообразно применять в начале основной части, пока у ребят не наступило утомление. Число повторений того или иного упражнения зависит от скорости передвижения. Если она снижается и нарастает утомление, дальнейшая работа неэффективна.

Избирательно-направленные упражнения для преодоления рва:

1. Бег с преодолением гимнастических скамеек.

2. Прыжок «в шаге» с 5-7 шагов:

а) через две линии, которые находятся на расстоянии около 2 м одна от другой;

б) перепрыгивая гимнастический мат с дальнейшим пробеганием.

3. Многократные отталкивания вперед-вверх на отрезке 30-40 м через три шага в беге с приземлением на маховую ногу. Исходное положение – маховая нога впереди, толчковая сзади.

4. Прыжки с ноги на ногу в горку небольшой крутизны.

5. Прыжки на одной ноге 20-30 м.

6. Из положения упор лежа вскочить, пробежать 20 м и перепрыгнуть через горизонтальное препятствие длиной 2,5 м.

7. Поднимание и опускание на носках (пружинистые покачивания), стоя на повышенной опоре высотой 6-8 см или на рейке гимнастической стенки.

Избирательно-направленные упражнения для преодоления лабиринта:

1. «Слаломный бег» между стойками, набивными мячами или т.п.: лицом вперед, спиной вперед. Дистанция 15-20 м. С учетом и без учета времени.

2. Челночный бег 6х3 м, 10х2 м с обеганием стоек и т.п.

3. Бег «змейкой».

4. Бег приставными шагами.

Избирательно-направленные упражнения для преодоления забора:

1. Подтягивание на высокой перекладине из положения виса.

2. Из виса подъем силой в упор.

3. Сгибание и разгибание рук:

а) в упоре лежа на полу;

б) в упоре на параллельных брусьях.

4. В висе на перекладине или гимнастической стенке поднимание прямых ног вперед до 90 градусов и выше (до касания перекладины); то же, но поднять ноги и держать 5 с.

5. Лазание по канату без помощи ног.

6. Выпрыгивания вверх из глубокого приседа.

Силовые упражнения необходимо сочетать с упражнениями на расслабление.

Избирательно-направленные упражнения для преодоления разрушенного моста.

Упражнения выполняются на узкой опоре (гимнастическая скамейка, гимнастическое бревно и т.п.).

1. Различные движения руками и туловищем в стойке на одной ноге.

2. Повороты прыжком на 90-360 градусов.

3. Ходьба обычная, на носках, приставным шагом, боком, спиной вперед, с поворотом кругом, с закрытыми глазами.

4. Ходьба боком («скрестными» шагами).

5. Ходьба:

а) в полуприседе;

б) в приседе;

в) в приседе боком;

г) в приседе с поворотами кругом.

6. Ходьба и бег по рейке перевернутой гимнастической скамейки.

Выполняя упражнения, рекомендуется смотреть не под ноги, а вперед (на дальний конец гимнастической скамейки, бревна).

Избирательно-направленные упражнения для подготовки учеников к метанию гранаты на заданное расстояние и в цель:

1. Метание набивного мяча из положения стоя из-за головы двумя руками на дальность.

2. Метание набивного мяча из-за головы двумя руками на дальность:

а) стоя на одном колене;

б) стоя на коленях;

в) сидя.

3. Метание теннисного мяча в стену на дальность отскока.

4. Метание теннисного мяча в землю на высоту отскока.

5. Многократное сжимание кистью теннисного мяча или ручного резинового эспандера.

6. Сгибание и разгибание кисти руки с гантелью.

7. Повороты кисти руки с гантелью вправо и влево.

Во время метания мяча ученикам необходимо концентрировать внимание на взрывном характере проявления усилий.

Применение избирательно-направленных упражнений на занятиях по преодолению полосы препятствий обеспечивает более высокий суммарный отставленный тренировочный эффект для повышения уровня физической подготовленности юношей и успешного выполнения общего контрольного упражнения.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте