В первые дни августа прошел установочный семинар конкурса «Учитель года России»-2021. В качестве спикеров выступали конкурсанты прошлых лет, которые делились опытом погружения в конкурсную стихию. На профессиональный конкурс учителей обратил внимание и Президент России. Владимир Путин трижды за последнее время поднимал тему, связанную с «Учителем года». По мнению главы государства, важно, чтобы конкурс был живым, познавательным, зрелищным и получил большой резонанс в обществе. У победителей и участников конкурса разных лет мы поинтересовались, что, на их взгляд, может дать новый импульс признанному и авторитетному общероссийскому проекту. Что поможет «Учителю года» стать еще более значимым не только для педагогического сообщества, но и страны?
Михаил ГУРОВ, абсолютный победитель конкурса «Учитель года России»-2020, преподаватель математики частного Лицея классического элитарного образования Ростова, советник министра просвещения:
– Конкурс «Учитель года» существует 32 года. Все это время его живой организм не был статичен. Сегодня настало время очередной волны изменений. Конкурс обязан стать более открытым широкому кругу зрителей, в первую очередь школьникам и родителям.
На мой взгляд, конкурсанты обезличены, они приходят на конкурс без предыстории, все, что о них может узнать сторонний наблюдатель, – скромная анкета на сайте с самыми поверхностными данными: возраст, образование, место работы, девиз, кредо и еще пара пунктов. Остальная информация доступна только жюри. В этом году вводится новое испытание – «Медиавизитка» – короткий видеоролик с представлением участника и школы, подчиненный определенным критериям. Думаю, что необходимо за рамками критериальных оценок знакомить зрителей с достижениями участников как профессионалов своего дела. Все участники имеют индивидуальные черты: кто-то сильный предметник, кто-то занимается проектной деятельностью, кто-то прекрасный классный наставник. Выработать единый критерий оценивания в этой ситуации не представляется возможным, но для стороннего наблюдателя это интересная информация. Если формат конкурса будет близок к ТВ-шоу, то это могут быть серии видеороликов об участниках, если формат останется прежним, то такого рода информация может размещаться на сайте конкурса или в соцсетях участников. Считаю необходимым повысить требования к стажу работы конкурсантов. Учитель должен созреть для участия в столь серьезном соревновании, то есть должен иметь за плечами определенный опыт, материалы, наработки, методики, то, чем можно поделиться с коллегами. На конкурсе учитель должен представлять себя как самобытную личность, как человека, который благодаря своему опыту имеет успехи на учительском поприще.
Сергей КОЧЕРЕЖКО, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2015, учитель истории и обществознания, Самарская область:
– Конкурс и так, на мой взгляд, включает целый ряд особо зрелищных (в правильном смысле слова) событий и испытаний, самое яркое из которых, пожалуй, мастер-класс – ситуация, когда учитель выходит на сцену, но не развлечь публику, а показать ей, насколько интересно, удивительно и глубоко содержание его предмета. На мой взгляд, очень ярким и остросюжетным было испытание «Образовательный проект», особенно в первые годы его проведения, – ситуация, в которой учителя должны стать командой и с нуля сделать творческий и интеллектуальный продукт. Конечно, развивают конкурс поиски и находки испытаний. По моему мнению, особенно интересными направлениями такого поиска могут быть испытания, связанные с экспромтами, умением импровизировать с опорой на содержание и опыт, а также с командной работой. Меньше испытаний с домашними заготовками, больше – с необходимостью в непростой ситуации на основе своих знаний и умений создать нечто новое. Самое важное – не подменить формой, не потерять сложное, глубокое и поэтому интересное содержание.
Екатерина БЕЛОЦЕРКОВСКАЯ, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года»-2008, учитель начальных классов школы №69, Екатеринбург:
– Было бы правильно в рамках всероссийского конкурса сделать разные уровни участия, разные номинации. Например, «Учитель-наставник» или «Молодой учитель». Конкретно здесь нужно определяться детально, но подобный подход сделает конкурс еще более массовым. Может быть, на региональных площадках есть смысл сделать подконкурсы «Учитель музыки», «Учитель изо», а на уровне РФ это будут форумы, съезды предметников. У учителей разного возраста и разного направления деятельности должна появиться вера в то, что они имеют шанс на победу.
Дмитрий ГУЩИН, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года»-2007, учитель математики, Санкт-Петербург:
– Конкурс ценен не объявлением победителя, а выявлением и широким распространением передовых педагогических практик. Если через год, два или пять лет можно, оглянувшись назад, сказать, что дал педагогам прошедший конкурс, значит, он был проведен не зря. Задача организаторов на всех уровнях – от муниципального до всероссийского – проводить конкурс так, чтобы в итоге оставалась не фамилия победителя, а вовлеченность участников в активную региональную и межрегиональную педагогическую жизнь.
Михаил НЯНКОВСКИЙ, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года»-1994, директор издательства «Академия 76», заслуженный учитель РФ:
– Сегодня конкурс освещается хуже, чем в 90‑е, когда едва ли не вся центральная пресса посвящала событию целые полосы. Полагаю, что, воплощая идеи, высказанные В.Путиным, учредителям конкурса необходимо вместе со средствами массовой информации разработать систему послеконкурсных мероприятий с участием финалистов и победителей учительского состязания с целью демонстрации достижений лучших педагогов. Это могут быть и телевизионные уроки, и лекции, и классные часы, и встречи с детьми, и родительские онлайн-собрания. Для учителей опыт лучших станет ориентиром, для школьников – превратится в форму допобразования, а родители воочию увидят, что такое современное образование. Иными словами, все это поможет изменить отношение общества к школе, как меняли его встречи с учителями-новаторами в концертной студии «Останкино» в 80‑е. Уверен, победители конкурса «Учитель года» смогут оказаться для зрителей интересными, яркими личностями. Медийная сторона ни в коей мере не должна подавлять профессиональную составляющую конкурса, который по-прежнему призван выявлять мастерство учителя как предметника и воспитателя, способность передавать опыт коллегам, отстаивать профессиональную и гражданскую позиции. Демонстрировать всей стране стоит лишь тот опыт, который прошел строгий профессиональный отбор.
Сергей ЛЕВЧЕНКО, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года»-2020, учитель математики средней школы №7, Майкоп, Республика Адыгея:
– Мне близка идея реинкарнации телевизионных передач с педагогами. Мы сами изрядно удивимся числу зрителей, которые предпочтут подобные встречи бесконечному перемалыванию геополитических ситуаций и скандалам в семьях маргиналов.
Юлия МАЛЬЦЕВА, финалист Всероссийского конкурса «Учитель года»-2019:
– Победитель, призер, лауреат, финалист не должны быть забыты. Связь с участниками конкурса прошлых лет должна реализовываться и в дальнейшем – им всегда есть что сказать педагогическому сообществу. Было бы здорово на сайте, в сообществе, в режиме летних открытых встреч увидеться. Удачным представляется и создание единого публичного медийного пространства, в котором бы педагоги – участники конкурса могли влиять на качество образования и престиж профессии.
Дмитрий СКУРИХИН, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года»-2006, Кирово-Чепецк, Кировская область:
– Конкурсу недостает медиаподдержки. Например, участников можно обеспечить каналом. В этом случае достигались бы многие цели – как популяризация профессии, так и становление кадров.
Михаил РАКИТИН, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2019, учитель технологии школы №19, Тверь:
– Конкурсу не хватает качественной работы регионов. К финалу вопросов нет, здесь все на высшем уровне. Но что творится с муниципальным и региональным этапами? В Тверской области конкурс проводится для «галочки». Даже абсолютные победители не получают поддержки и продвижения. Стоит ли говорить, что лауреаты и вовсе забыты? Несвоевременность – еще одна черта регионального тура. Могут провести в апреле, наградить в мае, а еще лучше – в сентябре. Тайком сообщают победителю, что можно готовить документы для участия в финале, а остальные сидят и гадают, какого результата достигли…
Александр ШИБАНОВ, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2012, учитель истории Кировского физико-математического лицея:
– Для того чтобы болельщиков у конкурса стало больше, можно было бы сделать прозрачным и открытым для общественности процесс оценивания конкурсных испытаний.
Елена ЖИЛЬЦОВА, участник Всероссийского конкурса «Учитель года»-2019, школа №2, г. Пестово, Новгородская область:
– Новый импульс может дать единое идущее сверху понимание того, что «Учитель года» – серьезное испытание, которое не всем по плечу, а не шоу, хотя и признаю, что учитель на уроке всегда немного артист. Трансляция всех этапов необходима, для того чтобы показать, что имя учителя и его талант сопряжены с колоссальным трудолюбием, энергией, самообразованием.
Комментарии