search
main
0

Без галстуков

В центре «Интеллект» у педагогов-лидеров и студентов было время и поиграть, и поучиться

Под Новый год принято дарить подарки, и особенно приятно их получать, если они интеллектуальные. Во всяком случае такого мнения придерживаются те, кто стал участником Межрегионального фестиваля учительских клубов «Под крылом пеликана», прошедшего на базе регионального центра выявления и поддержки одаренных детей «Интеллект». Организаторами мероприятия выступили Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области, Ассоциация молодых педагогов Ленинградской области, центр «Интеллект», Межрегиональная сеть школьных дебатов при поддержке АНО «Россия – страна возможностей», Ленинградского областного института развития образования и РГПУ имени А.И.Герцена.

Как рассказал модератор фестиваля, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года»-2020, победитель Всероссийского конкурса «Учитель будущего», учитель истории, обществознания, права и экономики Гатчинской гимназии имени К.Д.Ушинского Иван Хеорхе, приглашение на фестиваль получили молодые учителя из Ленинградской области, члены клуба «Янтарный пеликан» из Калининградской области, а также студенты НИУ ВШЭ, РГПУ имени А.И.Герцена и ЛГУ имени А.С.Пушкина. Для более чем 30 гостей была подготовлена интересная программа, которая включала в себя общение в рамках круглого стола, нетворкинг-сессии, мастер-классы, интеллектуальные игры и т. д. Каждая из активностей предлагала тему для размышления и подразумевала включение участников фестиваля как в индивидуальную, так и в командную работу.

Например, на нетворкинг-сессии, проведенной руководителем образовательных проектов АНО «Россия – страна возможностей», руководителем Всероссийского конкурса «Флагманы образования» Андреем Богданцевым, педагогам и студентам было предложено разделиться на группы и представить свое видение школы будущего, в том числе поразмышлять, какие учебные дисциплины могут исчезнуть, а какие, наоборот, появиться, и кому предстоит преподавать в такой школе будущего.

Любопытно, что в ходе групповой работы определилась пятерка предметов, которые, по мнению учителей настоящего, не будут востребованы в будущем. Это технология, физкультура, ИКТ, черчение и литература. При этом педагоги допустили мысль о том, что предметы не столько исчезнут, сколько трансформируются, возможно, объединившись в определенную предметную область. На эту тему в ходе нетворкинг-сессии тоже можно было пофантазировать, чем участники фестиваля не замедлили воспользоваться. В итоге появились такие новые предметные области, как межгалактическая коммуникация, терраформирование, селфмейл, естествознание, основы выживания, эмоциональная грамотность, космология, психология и т. д.

Как заметил Андрей Богданцев, примерно над такими же вопросами недавно размышляли ученики, и, что интересно, их мнение относительно новых предметных областей несколько отличается от мнения педагогов. Например, дети решили, что в будущем им необходимо будет изучать такие учебные дисциплины, как кибербезопасность, психология, экология, киберспорт, космонавтика, инженерное дело, половое воспитание, технологии искусственного интеллекта и т. д.

На тему того, кому же предстоит учить детей будущего, однозначного мнения у участников нетворкинг-сессии не было. Какая-то часть педагогов решили, что это будет учитель-модератор, другая часть – что учитель-тьютор, но более половины педагогов все-таки пришли к выводу, что учитель должен прежде всего отлично знать свою предметную область. И уже все вместе в ходе дальнейшего обсуждения педагоги заключили, что главная функция учителя – воспитание – останется при нем навсегда, потому что знание меняется и обновляется, а передать нравственные, культурные ценности можно только от человека к человеку и глаза в глаза.

Еще одной задачей фестиваля, как пояснил Иван Хеорхе, стало знакомство молодых учителей и студентов с технологией дебатов, и, что важно, в «Интеллекте» пошли не лекционным путем, а путем непосредственного вовлечения участников фестиваля в интеллектуальную игру. При этом школьники, которые играют в дебаты более одного года, выступили тренерами начинающих дебатеров. Воспитанники «Интеллекта» и к. п. н., доцент кафедры международных политических процессов СПбГУ, президент Межрегиональной сети школьных дебатов Сергей Наумов ознакомили педагогов и студентов с технологией проведения игры.

Как пояснил Сергей Наумов, российский формат школьных дебатов отличается большей динамикой, предоставляет больше времени на импровизацию, учит не только риторике, но и анализу, и работе с темами, развивает самостоятельное мышление. В дебатах необходимо отстаивать не свою позицию, а уметь конструктивно вести диалог, выстраивать аргументацию, защищая собственное или опровергая противоположное мнение. Как это выглядит на практике, продемонстрировали старшеклассники, подняв такую проблему, как предоставление родителям полного доступа к учетным записям своих детей в социальных сетях. Две команды – утверждения и отрицания – приводили разные доводы, при этом в каждом выступлении ребята отталкивались от соображений, в которые вкладывали свой жизненный опыт и свое понимание вопроса. Без сомнений, для взрослых участников фестиваля это был настоящий мастер-класс, который смотрелся на одном дыхании.
Получившим подобный пример обсуждения спорной темы педагогам было легко на следующий день уже самим принимать участие в дебатах.

По словам лауреата Всероссийского конкурса «Учитель года»-2021, учителя математики лицея №23 Калининграда Дарьи Прядухиной, фестиваль – это прекрасная возможность увидеться с коллегами, что называется, без галстуков, в неформальной обстановке, когда есть время поговорить о проблемных вопросах и обсудить нововведения, ознакомиться с интересным опытом, узнать друг о друге больше. Кроме того, темы, поднятые во время круглых столов, сессий, интеллектуальных игр, заставляют задуматься, переосмыслить те или иные моменты педагогической деятельности, что-то изменить, принять к сведению и т. д. По мнению Дарьи Прядухиной, технология дебатов, например, позволяет увидеть себя со стороны, попробовать пойти по другой линии суждения, иначе взглянуть на позицию, с которой ты не согласен. Это необходимо педагогу, потому что учит сомневаться, избегать категоричности, прислушиваться к мнению другого.

Нужно заметить, что для калининградских участников фестиваля встреча на базе «Интеллекта» также, возможно, станет началом нового проекта. Как пояснила Дарья Прядухина, есть мечта организовать стажировочные площадки для калининградских студентов в стенах РГПУ имени А.И.Герцена, а для петербургских студентов свои двери готовы открыть калининградские вузы.

Кроме дебатов участники фестиваля побывали на мастер-классе доцента кафедры управления и профессионального образования, заведующего сектором научно-методического сопровождения образовательных организаций ЛОИРО к. п. н. Алексея Корпушова и сыграли в популярную командную игру «Что? Где? Когда?».

Наталья АЛЕКСЮТИНА, Ленинградская область, фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте