search
main
Топ 10
Рособрнадзор: результаты по итоговому сочинению будут объявлены не позднее 20 декабря Сферум запускает новогодний онлайн-марафон для педагогов и учащихся Учащимся запретили пользоваться телефонами в школе Защитить педагогов от давления в информационном пространстве призвал глава государства В некоторых российских регионах отменяют занятия в школах из-за морозов Будущее в ИТ: какие предметы сдавать на ЕГЭ и где учиться Пятого декабря отмечают День волонтера Нагрузка школьника: как избежать утомляемости, плаксивости и раздражения  Глава Минпросвещения предложил расширить проект «Орлята России» на дошкольников Золото и серебро вручили российским школьникам на Китайской национальной олимпиаде по математике Итоговое сочинение по русскому языку напишут 66 тыс. одиннадцатиклассников Москвы Экскурсии на производства для школьников станут проводить по специальной программе Отличник народного просвещения в Бурятии отмечает 90-летний юбилей Роль учителя в формировании межкультурного диалога Школьник конфликтует с учителем: вмешиваться ли родителям Российские выпускники сегодня пишут итоговое сочинение Важность родительской поддержки в решении школьных проблем и конфликтов В Челябинской области планируют ввести доплаты учителям, которые только пришли работать в школу «Библиотека Вдохновителей»: новая героиня расскажет, как кино может мотивировать и менять людей Школьники Твери задали вопросы Народному учителю России
0

Без бумажных историй

Главный принцип общения - доверие

У ее необычного имени интересная история. Гаюну Роландовну Хатанзейскую, учителя начальных классов школы №1 города Нарьян-Мара с углубленным изучением отдельных предметов имени П.М.Спирихина, мама назвала в честь своей учительницы. Девочка, как это часто бывает в северных территориях, жила вдалеке от родителей, и педагог Гаюна Александровна Кадулина на время разлуки заменила ей родных. Всегда была рядом, поддерживала, помогала, обогревала. Такое сердечное отношение невозможно забыть, и в благодарность за учительское доброе сердце мама нарекла Гаюну Роландовну столь удивительным именем. И, к слову, Гаюна Александровна в свое время говорила, что ее имя – это производная от имени Гаянэ, которое в переводе с армянского языка означает «семья, дом, счастье».

 

Вот так Гаюна Роландовна стала носителем домашнего очага и счастья. И счастлива от этого вполне. Взять хотя бы финал Всероссийского конкурса «Учитель года»-2021. В Ненецком АО одноименный конкурс проходит один раз в два года, поэтому победитель едет на финал в том году, когда занял первое место в номинации, а на следующий финал едет тот участник регионального этапа, кто занял второе место. В случае Гаюны Роландовны она как раз тот счастливый участник, который в свое время занял второе место. И разве не счастье, что выпадает такая возможность – встречаться, общаться, обмениваться мнениями с коллегами?! Ведь на конкурсе каждый день случается невероятное количество маленьких методических объединений. Потому что о чем говорят педагоги за завтраком, обедом, ужином, на прогулке, между конкурсными испытаниями? Конечно, о ней, о работе!

А может, это счастливое имя и предопределило ее профессиональный путь? Гаюна Роландовна не возражает, все возможно. Ведь рядом с учителями она находилась постоянно. Дело в том, что в поселковой школе хронически не хватало специалистов, и поскольку мама Гаюны Роландовны медик по образованию, ей было предложено вести такие предметы, как химия и биология. Мама, совмещая медицину и педагогику, с утра до вечера была на работе, и на маминой работе была и дочь. Так что школьная аура окружала ее всегда.

А вот медицину Гаюна Роландовна, к большому сожалению мамы, в качестве будущей профессии даже не рассматривала. У нее с медициной, как говорится, случилось полное отрицание друг друга: только от одного присутствия в медицинском учреждении у Гаюны Роландовны мог случиться обморок. Поэтому присутствовать она пожелала в Нарьян-Марском социально-гуманитарном колледже имени И.П.Выучейского, который с успехом окончила. И пришла работать в школу. Но, проработав пять лет, стала сомневаться, мучиться размышлениями, что, наверное, это не ее место. При этом Гаюна Роландовна точно знала, что хочет работать с детьми, но не в школе. Результатом этих терзаний стал опыт работы в детском саду. И, скорее всего, такая перезагрузка нужна была героине нашего очерка, потому что именно после работы с дошкольниками к ней пришло-таки четкое понимание, что школа – это то место, куда ей хочется спешить и где ей хочется остаться. С переосмыслением исчезли все сомнения в том, кем она себя ощущает.

Впрочем, ее внутренние метания не известны родителям, которые ведут малышей не в школу, а «на учителя». Это волнительный момент, признается Гаюна Роландовна. Когда она набирала свой первый класс, то заметила среди родителей много знакомых лиц. Город Нарьян-Мар небольшой. Его особенность такова, что все друг друга знают. Если в школе набор, то родителям известно имя учителя, многие его помнят по отзывам знакомых, некоторые знают близко. Учитель в Нарьян-Маре фигура популярная и, конечно, уважаемая. И все же Гаюна Роландовна боялась, что хорошие знакомые не будут соблюдать дистанцию, перей­дут на «ты». Однако надо отдать дань родителям учеников, они оказались людьми воспитанными и деликатными и безукоснительно делят отношения на неформальные и рабочие.

Сам родительский принцип вести «на учителя» она понимает и принимает. Хотя кто-то из родителей выбирает школу, а не конкретного педагога. Были в ее практике и такие родители, кто привел ребенка просто потому, что тот указал пальцем на фото учителя. Некоторые родители рассказывали, что, решая, в какую школу отправить ребенка, ориентировались на рекомендации воспитателей в детском саду, которые советовали подвижному ребенку подбирать темпераментного учителя, а ребенку-меланхолику искать неторопливого, спокойного педагога. В любом случае выбор всегда за родителем, считает Гаюна Роландовна. На ее взгляд, нет сомнения в том, что индивидуальность учителя играет большую роль, его личностные качества, его предметные знания. Но в этом можно разобраться, походив на подготовительные курсы к школе. Такое «до-знакомство» позволяет детям увидеть нескольких учителей начальных классов, а родителям пообщаться с педагогами, посоветоваться с ними, понять, комфортно ли будет ребенку обучаться под наставничеством этого учителя.

– Вести детей четыре года, прикипеть к ним, привыкнуть, а потом… передать в пятый класс. Тяжело? – спрашиваю я.

Грустный вздох, который раздается в ответ, говорит сам за себя. Гаюна Роландовна признается – очень тяжело.

– На детей разлука тоже оказывает действие: страдает успеваемость, падает дисциплина, – поясняет она. – Все четыре года мы обучаемся в одном кабинете, и дети всегда в поле зрения учителя, а в пятом классе все три этажа в их распоряжении. Свобода! Чтобы минимизировать трудности перехода в среднее звено, мы с коллегами устраиваем неформальные классные встречи, чаепития. Я приглашаю будущего классного руководителя, детей, родителей, и мы общаемся за чашечкой чая. В доверительной атмосфере легче узнать друг друга. Дети, разумеется, не уходят в никуда и, понятное дело, часто прибегают, советуются, рассказывают что-то. Это очень приятно. Например, мои семиклассники знают всех моих третьеклассников, потому что постоянно приходят пообщаться. Старшие ребята всегда помогают, если нужно что-то сделать в классе: раздать тетрадки, переставить столы. Я хочу также попробовать реализовать с ними совместные проекты, мне кажется, это будет интересно и полезно как малышам, так и детям постарше. Главное – увлечь и по возможности отвлечь от гаджетов.

– А что, проблема острая?

– Не скажу, что острая, но она есть. Просто мы стараемся не довести до того состояния, чтобы ребенок вообще не представлял жизни без телефона. Малыши ведь приходят с такими мобильными устройствами, что только диву даешься. А зачем им такие аппараты? На этапе начальной школы телефон нужен, чтобы просто позвонить и сообщить, когда ребенок идет домой. Все. Сегодняшние дети и так очень рассеянные. Говоришь: «Готовимся к уроку», но ребенок не слышит, потому что играет в телефоне. И такая же ситуация у него дома. Родители дали ему гаджет, и он не общается с друзьями, не мастерит руками, не разгадывает кроссворд, не гуляет. Кроме телефона, ребенок просто не знает, чем и как себя занять. Поэтому мы в школе стараемся ограничивать пользование телефонами, и родители соглашаются. Очень радует, что в этом вопросе они доверяют нам, педагогам.

Вообще, доверие для маленького города – это основа основ. Здесь практически все друг друга знают (если не по именам, то в лицо). В небольшом городе меньше условностей. Как рассказывает Гаюна Роландовна, это позволяет свободно общаться с коллегами из других школ, например, кого-то из них попросить прийти или самому получить приглашение на урок. Посмотреть на работу коллеги и взять на вооружение чей-то ценный опыт. Главное при этом – никаких бумажных историй! Как в семье – позвонили, пригласили, пришли.

Эта атмосфера семейственности, уюта, доброго отношения помогает примириться с негостеприимным климатом Севера. Здесь ведь 9 месяцев зима и 3 месяца лето. Но, как восклицает Гаюна Роландовна, природа края потрясающая! Близость Северного Ледовитого океана, река Печора, тундра, летом преобража­ющая местность до неузнаваемости. Даже название города – Нарьян-Мар – означает «красный город», то есть красивый город. Притом что проживают в столице НАО порядка 30 тысяч человек, здесь много школ и детских садов. Как смеется Гаюна Роландовна, всегда есть кого учить. Оттока населения нет.

Героиня нашего очерка любит свой край. Тепло и увлеченно о нем рассказывает. Например, о том, что Нарьян-Мар задумывался как столица коренного ненецкого народа, в нем проживали ненцы и коми. Сейчас в городе много приезжих, в том числе русских, белорусов, азербайджанцев. Это, к слову, очень интересно. Когда у Гаюны Роландовны была в классе девочка-азербайджанка по имени Нурай, контраст между национальностями был особенно заметен. Север и юг – два полюса традиций и культуры. Дети с удовольствием слушали рассказы Нурай об обычаях ее народа.

Гаюна Роландовна коренная ненка. Но, к сожалению, на ненецком языке в городе уже не говорят. Только в Этнокультурном центре НАО еще можно встретить человека, который помнит национальный язык. На этот Этнокультурный центр вся надежда в плане сохранения истоков. Здесь проводят очень много мероприятий, связанных с традициями ненецкого народа, организуют выставки ненецких художников, знакомят с произведениями ненецких писателей. Также в учебную программу школ НАО включен национально-региональный компонент, и дети знакомятся с творчеством Алексея Пичкова, Прокопия Явтысого и др. Национальные корни нужно знать, ведь это знание можно передать.

Между прочим, изучая традиции и обычаи собственного народа, всегда можно наткнуться на что-то новое. К примеру, Гаюна Роландовна недавно узнала, что во время свадьбы невеста и жених, чтобы жили ладно, а семья их была крепкая и дружная, должны были съесть сердце оленя. Такой вот обычай. Ведь для ненцев олень – это святое животное. Он одежда, жилище, постель, еда, транспорт. Все традиции, обычаи, праздники, мысли так или иначе у ненцев связаны именно с оленем. Поэтому крепость семьи призвано хранить его сердце. Еще Гаюне Роландовне очень нравится традиция северных народов никогда не брать лишнего у природы. Она сама жила в поселке Усть-Кара, где занимаются охотой и рыболовством, и часто слышала из уст односельчан, что тот или иной из них взял улов «в меру». Эта истина четко доносится до детей, которых тоже учат охоте и рыбалке.

Этого же принципа придерживается и она сама, когда рыбачит. Ловятся в основном маленькие ершики, но ей хватает. Тем более что Гаюна Роландовна любит готовить не столько рыбу, сколько… блинчики. Ее родные очень любят и ждут, когда наступят выходные, потому что по дому разносится густой и непередаваемо аппетитный запах блинчиков. Да с вареньем, да со сметаной, да с медом, да с маслом! Ведь не важно, в самом деле, что мама – учительница. Важно, что она мама и она дома.

Наталья АЛЕКСЮТИНА, Ненецкий автономный округ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте