Школа не должна вносить резкой перемены в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера… Пусть новое проявляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений.
Василий Сухомлинский
Дошкольный возраст – хрупкий, нежный, но в то же время один из самых ответственных периодов развития ребенка. Ни на одном другом возрастном этапе взросления не происходит столько важных психологических и физических новообразований. Итогом дошкольного периода становится поступление ребенка в школу, то есть переход на следующую ступень обучения.
Начальное школьное образование подразумевает наличие у ученика определенного уровня развития, необходимого для успешной учебы. Иногда родители и некоторые педагоги видят целью дошкольного обучения овладение детьми навыками чтения, письма, счета, забывая при этом о важности всестороннего развития, в том числе и психофизиологической готовности.
Сегодня понятие «преемственность» в школе понимается как «непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода». При этом дошкольная образовательная организация обеспечивает базисное развитие способностей ребенка, а начальная школа, используя опыт детского сада, способствует его дальнейшему личностному становлению.
В основу принятых федеральных государственных стандартов ДО, федеральных государственных стандартов НОО, а также федеральных государственных стандартов НОО для обучающихся с ОВЗ положена единая теоретическая основа – системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, активную познавательную деятельность детей, построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Помощь ребенку с ОВЗ и инвалидностью – это одна из основных задач современной школы, поскольку процесс взаимоадаптации очень сложен для ребенка, родителей и педагогов. Кроме того, одной из целей инклюзии является социализация особенных детей. Соответственно, приоритетной задачей современного инклюзивного образования является усиление внимания к социализации детей с ОВЗ и инвалидностью.
Одной из задач, реализуемых педагогами – воспитателями, учителями в содружестве с логопедами, психологами, социальными педагогами, стало обеспечение плавного перехода таких детей с дошкольной ступени обучения на начальную школьную.
Перед зачислением каждого ребенка со статусом ОВЗ проводится психолого-педагогический консилиум, на котором определяется уровень его актуального развития. По решению консилиума каждым специалистом психолого-педагогической службы (учителем-логопедом, педагогом-психологом, дефектологом) составляется индивидуальная образовательная программа, в которой прописываются основные направления работы и предполагаемые результаты на одно полугодие.
В соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО учитель-логопед работает над развитием речи (лексика, грамматика, звуковая культура) и коммуникативных навыков (ведение диалога, творческое рассказывание). Учитель-дефектолог формирует познавательную активность, развивает психические процессы (память, внимание, мышление), а педагог-психолог особое внимание уделяет эмоционально-мотивационной готовности и умению детей управлять своим поведением. Таким образом, формируется психологическая база готовности к школьному обучению.
Часто будущего школьника тревожит неопределенность: что же ждет его в школе, как она выглядит изнутри, что такое класс, урок, кто будет учителем… Особенно это характерно для детей с ОВЗ. Объединение детских садов и школ в единый комплекс позволило создать условия, которые способствуют лучшей адаптации дошкольников к школьной жизни.
В нашей школе разработана система мероприятий на основе взаимопосещений воспитателей и учителей. В дни каникул для будущих первоклассников проводятся экскурсии в школьные здания, где ребятам показывают классы, музеи, библиотеку, спортивный зал и знакомят с учителями. Кроме того, в течение учебного года учителя начальной школы совместно с педагогами дошкольных отделений проводят открытые уроки, спортивные мероприятия, праздники, участвуют в совместных проектах.
Присутствие специалистов ППС на таких мероприятиях необходимо для поддержки и адаптации детей с ОВЗ в новых для них условиях.
Работа по преемственности дошкольного и школьного образования ведется и с родителями воспитанников. Для них в комплексе проводятся дни открытых дверей, на которых дети вместе с родителями посещают уроки учителей, участвуют в мастер-классах специалистов, могут получить индивидуальные консультации психологов, логопедов, дефектологов. Заинтересованность родителей также способствует формированию у ребенка положительного восприятия школы.
Многие специалисты психолого-педагогической службы работают и в дошкольных, и в школьных зданиях, что позволяет сделать сопровождение детей с ОВЗ более эффективным: ребенок продолжает заниматься со знакомым педагогом в новых условиях, а специалист помогает организовать педагогический процесс с учетом индивидуальных возможностей каждого обучающегося.
Исходя из опыта работы, можно с уверенностью говорить о том, что правильно организованная система преемственности позволяет детям с ОВЗ легче адаптироваться к системе школьного обучения, успешнее социализироваться в новом коллективе сверстников и взрослых.
Наталья ПАНГИНА, Татьяна ШОШИНА, учителя-логопеды школы №950
Комментарии