Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Киностудия «Ленфильм» готовится отметить юбилей российского режиссера Александра Сокурова
Британская школьница подала судебный иск на учебное заведение из-за требований носить защитную маску
Награды нашли победителей: итоги Всероссийского космического диктанта подвел летчик-космонавт Федор Юрчихин
Искусственный интеллект показал, как мог выглядеть Иван Грозный
В российских колледжах стартовали демонстрационные экзамены
Опрос: каждый пятый россиянин считает себя ленивым
Два языка хорошо, а три лучше: японские лингвисты выяснили, кому проще стать полиглотом
30 мая состоится онлайн-фестиваль робототехники ROBBO 2021
В Татарстане филиал «Россельхозцентра» принял на практику студентов Казанского аграрного университета
Выпущено первое учебное пособие о Великой Отечественной войне, изданное историками России и Беларуси
Киностудия «Ленфильм» готовится отметить юбилей российского режиссера Александра Сокурова Британская школьница подала судебный иск на учебное заведение из-за требований носить защитную маску Награды нашли победителей: итоги Всероссийского космического диктанта подвел летчик-космонавт Федор Юрчихин Искусственный интеллект показал, как мог выглядеть Иван Грозный В российских колледжах стартовали демонстрационные экзамены Опрос: каждый пятый россиянин считает себя ленивым Два языка хорошо, а три лучше: японские лингвисты выяснили, кому проще стать полиглотом 30 мая состоится онлайн-фестиваль робототехники ROBBO 2021 В Татарстане филиал «Россельхозцентра» принял на практику студентов Казанского аграрного университета Выпущено первое учебное пособие о Великой Отечественной войне, изданное историками России и Беларуси
Теория и практика

Без барьеров

Формирование положительного восприятия школьной жизни
УГ - Москва, №48 от 1 декабря 2020. Читать номер
Автор:

Школа не должна вносить резкой перемены в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера… Пусть новое проявляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений.

Василий Сухомлинский

Дошкольный возраст – хрупкий, нежный, но в то же время один из самых ответственных периодов развития ребенка. Ни на одном другом возрастном этапе взросления не происходит столько важных психологических и физических новообразований. Итогом дошкольного периода становится поступление ребенка в школу, то есть переход на следующую ступень обучения.

Начальное школьное образование подразумевает наличие у ученика определенного уровня развития, необходимого для успешной учебы. Иногда родители и некоторые педагоги видят целью дошкольного обучения овладение детьми навыками чтения, письма, счета, забывая при этом о важности всестороннего развития, в том числе и психофизиологической готовности.

Сегодня понятие «преемственность» в школе понимается как «непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода». При этом дошкольная образовательная организация обеспечивает базисное развитие способностей ребенка, а начальная школа, используя опыт детского сада, способствует его дальнейшему личностному становлению.

В основу принятых федеральных государственных стандартов ДО, федеральных государственных стандартов НОО, а также федеральных государственных стандартов НОО для обучающихся с ОВЗ положена единая теоретическая основа – системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, активную познавательную деятельность детей, построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Помощь ребенку с ОВЗ и инвалидностью – это одна из основных задач современной школы, поскольку процесс взаимоадаптации очень сложен для ребенка, родителей и педагогов. Кроме того, одной из целей инклюзии является социализация особенных детей. Соответственно, приоритетной задачей современного инклюзивного образования является усиление внимания к социализации детей с ОВЗ и инвалидностью.

Одной из задач, реализуемых педагогами – воспитателями, учителями в содружестве с логопедами, психологами, социальными педагогами, стало обеспечение плавного перехода таких детей с дошкольной ступени обучения на начальную школьную.

Перед зачислением каждого ребенка со статусом ОВЗ проводится психолого-педагогический консилиум, на котором определяется уровень его актуального развития. По решению консилиума каждым специалистом психолого-педагогической службы (учителем-логопедом, педагогом-психологом, дефектологом) составляется индивидуальная образовательная программа, в которой прописываются основные направления работы и предполагаемые результаты на одно полугодие.

В соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО учитель-логопед работает над развитием речи (лексика, грамматика, звуковая культура) и коммуникативных навыков (ведение диалога, творческое рассказывание). Учитель-дефектолог формирует познавательную активность, развивает психические процессы (память, внимание, мышление), а педагог-психолог особое внимание уделяет эмоционально-мотивационной готовности и умению детей управлять своим поведением. Таким образом, формируется психологическая база готовности к школьному обучению.

Часто будущего школьника тревожит неопределенность: что же ждет его в школе, как она выглядит изнутри, что такое класс, урок, кто будет учителем… Особенно это характерно для детей с ОВЗ. Объединение детских садов и школ в единый комплекс позволило создать условия, которые способствуют лучшей адаптации дошкольников к школьной жизни.

В нашей школе разработана система мероприятий на основе взаимопосещений воспитателей и учителей. В дни каникул для будущих первоклассников проводятся экскурсии в школьные здания, где ребятам показывают классы, музеи, библиотеку, спортивный зал и знакомят с учителями. Кроме того, в течение учебного года учителя начальной школы совместно с педагогами дошкольных отделений проводят открытые уроки, спортивные мероприятия, праздники, участвуют в совместных проектах.

Присутствие специалистов ППС на таких мероприятиях необходимо для поддержки и адаптации детей с ОВЗ в новых для них условиях.

Работа по преемственности дошкольного и школьного образования ведется и с родителями воспитанников. Для них в комплексе проводятся дни открытых дверей, на которых дети вместе с родителями посещают уроки учителей, участвуют в мастер-классах специалистов, могут получить индивидуальные консультации психологов, логопедов, дефектологов. Заинтересованность родителей также способствует формированию у ребенка положительного восприятия школы.

Многие специалисты психолого-педагогической службы работают и в дошкольных, и в школьных зданиях, что позволяет сделать сопровождение детей с ОВЗ более эффективным: ребенок продолжает заниматься со знакомым педагогом в новых условиях, а специалист помогает организовать педагогический процесс с учетом индивидуальных возможностей каждого обучающегося.

Исходя из опыта работы, можно с уверенностью говорить о том, что правильно организованная система преемственности позволяет детям с ОВЗ легче адаптироваться к системе школьного обучения, успешнее социализироваться в новом коллективе сверстников и взрослых.

Наталья ПАНГИНА, Татьяна ШОШИНА, учителя-логопеды школы №950

 


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt