search
Топ 10

Бесстрашные «пеликаны». Участники конкурса не боятся ошибок и не ленятся их исправлять

​В этом году Московский международный салон образования превратился из многолюдного места живых встреч образовательной общественности в масштабное онлайн-мероприятие. Настолько масштабное, что порой напора посетителей не выдерживала платформа, пропадали звук и изображение. Но хвала техническому сопровождению – с 26 по 29 апреля более 260000 руководителей образовательных организаций, педагогов, специалистов органов управления образованием, представителей бизнеса, учащихся и их родителей смогли услышать много интересного, подискутировать, завязать партнерские связи.Как всегда, тематика ММСО была обширной: «Дошкольное образование», «Общее образование», «Дополнительное образование», «Профориентация», «Среднее профессиональное образование», «Высшее образование», «Государственная политика».Многих посетителей заинтересовал круглый стол на актуальную тему «Конкурсное движение: новые возможности профессионального развития». Тем более что модератором дискуссии выступил абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-1994 Михаил Нянковский.

Традиционно март и апрель – месяцы, когда по России проходит большая часть региональных конкурсов «Учитель года». Но в этом году из-за коронавируса региональные этапы прошли менее чем в трети субъектов (по сведениям Минпросвещения на середину мая). Планируется, что в сентябре областные, республиканские, краевые конкурсы состоятся повсюду, а всероссийские финальные мероприятия сдвинутся на более позднюю осень. Замминистра просвещения Виктор Басюк на одном из дистанционных мероприятий уточнил, что установочный семинар для победителей региональных этапов, в том числе очно-заочный этап конкурса, пройдет с 28 сентября по 4 октября, «чтобы все претенденты на участие в заключительном этапе имели возможность 5 октября принять участие в мероприятии, посвященном Дню учителя в Государственном Кремлевском дворце». Федеральный этап конкурса готовят на 2-10 ноября в Волгограде.Итак, надежда на очный формат весьма крепка. Потому и дискутировали о конкурсе, как о живом организме, который существует и будет жить, будет развиваться.Первый заместитель главного редактора «Учительской газеты» Ирина Димова напомнила, что «Учителю года» уже 30 лет, и это не только ежегодное состязание, но и мощное конкурсное движение: «Мы видим, что в тех регионах, которые используют потенциал конкурса, интересно и многообразно разворачивается образовательная жизнь». Например, в Алтайском крае есть эффективно работающий клуб «Учитель года Алтая», который на правах соучредителя организует региональное состязание, вносит существенный вклад в образовательную политику, а два заместителя регионального министра образования – участники, победители конкурса разных лет. Добавлю, что краевую организацию Общероссийского Профсоюза образования возглавляет также победитель конкурса «Учитель года Алтая», лауреат всероссийского финала.«Конкурс дал нашему образованию совершенно новую парадигму взаимоотношений между конкурсантами, – отметила Ирина Георгиевна. – Это направление нужно наращивать. Нужно, чтобы те регионы, которые еще не видят в конкурсе этого ресурса, поняли, что они проигрывают». Весной, в сложный период дистанционного обучения, рассказала Ирина Димова, именно учителя года стали записывать телеуроки как в регионах, например в Ставропольском крае (эту акцию инициировала советник губернатора, участница конкурса 1996 года Елена Букша), так и на федеральном уровне – на канале ОРТ появились видеоуроки абсолютных победителей «Учителя года» Екатерины Филипповой, Ларисы Арачашвили, Алексея Овчинникова.Михаил Нянковский упомянул подобный ярославский проект – участники конкурса «Учитель года Ярославской области» на местном телевидении тоже дают уроки, готовят ребят к ЕГЭ.«Очень важно, чтобы конкурс не формализовался, чтобы мы избежали излишней бюрократии, чтобы «Учитель года» не был очередной формой контроля педагога, а стал экзаменом для проверки своего собственного роста», – добавила Ирина Димова.Спикер круглого стола из Челябинской области, завкафедрой воспитания и дополнительного образования Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования Алексей Кисляков как раз представлял тот регион, который использует потенциал участников конкурса «Учитель года России»: «Для нас конкурс – отправная точка вне зависимости от того, занимает учитель призовое место или нет. Практика, которую педагог представлял на конкурсе, может быть отточена, проанализирована, мы ее можем представить на конференции, мастер-классе. Важно, чтобы у участника конкурса были мотивы профессионального роста, а призер, победитель стали организаторами, по крайней мере, муниципального проекта. Важно организовать послеконкурсную среду общения. Когда у нас проходят курсы повышения квалификации, установочные семинары перед конкурсом, 50% участников – педагоги, которые не станут конкурсантами, они приходят, чтобы насытиться профессиональными знаниями, идеями, наладить новые контакты».Когда дистанционное образование станет вновь только частью нашей образовательной жизни и представители регионов начнут готовиться к всероссийскому финалу, а потом и приедут на него, наверняка они вспомнят выступление на круглом столе ММСО-2020 секретаря – завотделом по связям с общественностью аппарата Общероссийского Профсоюза образования Елены Елшиной, которая на «Учителе года» возглавляет счетную комиссию и хорошо знает, о чем говорит: «Конкурсант готовится к всероссийскому финалу или его готовит команда. И вот он и остальные 84 участника приезжают на финал, имея в багаже некоторое количество баллов заочного тура, проходит урок, внеурочное мероприятие, говорю о прошлогодних испытаниях, и вот он или в «пятнашке» лауреатов, или нет. А почему нет? Этого он не знает, к сожалению, для него это остается загадкой. Что он сделал не так? Даже если конкурсант увидит свои баллы, а мы предоставляем их по требованию, он все равно не сможет понять, где недотянул. Конкурсант не понимает, что у него не так: то ли проблема в реализации предметного содержания, не соответствующего «современному уровню развития науки, техники, культуры», то ли формулировка темы урока запала, а может быть, культура речи подвела.Раньше методисты давали заключение каждому конкурсанту о том, как он прошел конкурсное испытание, указывая на ошибки, недостатки. И тогда сам конкурсант, вернувшись домой, вместе с командой методистов мог посмотреть, что было не так. Но сейчас такого нет. Встреча группы с членами жюри – это другое, ее задача – сгладить негатив, поддержать проигравших. Диалог необходимо вести один на один, член жюри с конкурсантом. Чтобы во время этой беседы разобрать ошибки. Если на эту встречу будут приходить методисты, а они, как правило, в числе сопровождающих конкурсанта, это будет совсем конструктивный диалог. Тогда, вернувшись домой, региональная команда поймет, как готовить следующего конкурсанта. Если конкурс – повышение профессионального мастерства, то профессионально надо подходить и к этому».И опять возвращаюсь к региональному опыту. Те самые регионы, которые понимают высокий потенциал конкурсантов, по справедливому замечанию Ирины Димовой, и профессионально относятся к послеконкурсной рефлексии, о необходимости которой говорила Елена Елшина, создают целую систему работы с учителями, решившимся на участие в конкурсе «Учитель года».Так, в Подмосковье эта система включает вход в конкурс, участие в конкурсе и выход из конкурса, использование богатого потенциала участника. Об этом рассказала заместитель директора, учитель математики гимназии №2 «Квантор» Коломны Московской области Светлана Кузнецова. Систему выстраивают и реализуют в сотрудничестве власти и клуб «Педагог года Подмосковья», возникший в 2003 году.«Первое, с чего мы начали, – региональные семинары для будущих участников, – пояснила Светлана. – Мы очень подробно рассказываем про Положение о конкурсе, с помощью живых примеров, мастер-классов, бесед, семинаров объясняем форматы – что такое мастер-класс, как должен выглядеть конкурсный урок. Мы настраиваем человека, что ему придется выйти из зоны комфорта и сделать что-то такое, чего он раньше не делал. Даем возможность задать вопросы, которые его интересуют, чтобы он вошел в конкурс подготовленным.Серьезная помощь оказывается конкурсанту, который выиграл региональный этап. Мы все разобщены территориально, поэтому устраиваем различные мероприятия, которые бы позволили нам встретиться. Финансовую поддержку оказывает Министерство образования Московской области, власти.Мы открываем двери нашего клуба всем желающим – кто победил, кто не победил, но готов работать, помогать развиваться другим педагогам. Ежегодно проходят слеты, фестивали, форумы молодых специалистов, проводим межрегиональные слеты. Постоянно выезжаем и приглашаем к себе коллег из других регионов».Светлана в своем выступлении откликнулась на предложение Елены Елшиной об обсуждении по окончании конкурсных мероприятий недочетов конкурсантов: «Во время регионального конкурса «Учитель года» у нас обязательно проходят встречи с жюри. Есть общая встреча предметного жюри с конкурсантами и есть те самые индивидуальные консультации, о которых говорила Елена Станиславовна. Человеку важно услышать мнение эксперта. Возможно, оно отличается от его собственного, может быть, он не согласен, но оно заставит его задуматься о том, правильно ли педагог все делает в своей профессиональной жизни. Люди получают обратную связь, достаточно серьезную, объективную».А в Челябинской области после конкурса проходит педагогический интерактив «Стратегия успеха». «Это фестиваль мастер-классов, педагогических мастерских, где призеры, победители прошлых лет, текущего года представляют свой опыт, – объяснил Алексей Кисляков. – Идет серьезный разговор, обсуждение. Даже делаем открытую экспертизу. Мы всегда говорим: «Есть общее мнение жюри, оно выражается в баллах, а есть мнение конкретного эксперта». На завершающих этапах регионального конкурса, кстати, эксперт может встретиться с конкурсантом и прояснить свою позицию – дать оценку опыта педагога, сделать замечания, показать перспективы».Этот региональный опыт стоит перенести на федеральный уровень. Такие подходы совершенствуют конкурс и конкурсантов.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

?Задать вопрос по сайту