Влияние, оказанное древнегреческой культурой на развитие мировой цивилизации, огромно и не нуждается в доказательствах. Творчески переработанное великими мастерами эпохи Возрождения античное наследие стало основой западноевропейской культуры Нового времени, а в Новейшее время вышло и за пределы европейской цивилизации. Выражения “титанические усилия”, “гигантские размеры”, “панический страх”, “олимпийское спокойствие”, “гомерический смех”, “сизифов труд” и многие другие понятны сегодня людям всех стран независимо от национальности. Однако, несмотря на широкое увлечение античностью, оставившее след абсолютно во всех сферах культурной жизни европейского общества, в историографии вплоть до 70-х годов XIX столетия господствовало мнение, что известные нам произведения древнегреческой литературы не более чем обычные легенды и сказки, не заключающие в себе никакой исторической информации. Не избежали такого отношения к себе и великие произведения Гомера.
Очень показательно название книги Дж. Брайена, вышедшей в 1797 г. в Англии: “Сочинение о Троянской войне и о походе греков, описанном у Гомера, доказывающее, что никогда такого похода не было и что никогда такого города во Фригии не существовало”. А между тем в Древней Элладе никогда не сомневались в историчности как Гомера, так и описанных им событий.
Этот поэт стал первым великим историком Греции: читатели верили каждому слову его произведений, любой факт, попавший на страницы “Илиады” или “Одиссеи”, считался историческим, и эти поэмы стали первыми произведениями, записанными на греческом языке. Знаменитый историк Геродот считал, что Гомер жил за 400 лет до его собственного времени (которым можно считать середину V в. до н. э.), а Троянская война происходила за 400 лет до Гомера. Датировка Троянской войны по Геродоту совпадает с временем существования Трои VII, о которой будет рассказано ниже. Другой великий историк, современник Геродота – Фукидид, своему фундаментальному труду “История Пелопонесской войны” предпослал краткое историческое вступление – “Археология” (“Повествование о древности”), в котором три главы из двадцати посвящены Троянской войне. Ни на минуту не сомневаясь в реальности событий, описанных Гомером, Фукидид сравнивает Троянскую войну с Пелопонесской и доказывает, что по своим масштабам она не идет ни в какое сравнение с той действительно великой и ужасной войной, о которой он собирается рассказать. Историк снисходительно замечает, что, будучи поэтом, Гомер имел право преувеличивать и приукрашивать описываемые им события. Сам же он обещает быть максимально правдивым и точным.
Произведениям Гомера безоговорочно верили и в более поздние античные времена: Ахиллес стал любимым героем Александра Македонского, который перед походом на Восток 344 г. до н. э. специально посетил ничем не примечательный городок на месте древней Трои и заменил свой щит щитом, которым, по преданию, владел данный герой. А в 354 г. н. э. Илион удостоил посещением и римский император Юлиан, прозванный позже Отступником. В Восточной Римской империи авторитет Гомера был настолько высок, что если византийский писатель или ученый употреблял в своих трудах слово “Поэт”, его читатели сразу понимали: речь идет не о Горации, Вергилии или Овидии, а именно о Гомере.
Первая серьезная попытка реабилитации Гомера была предпринята в 70-х годах XIX века знаменитым археологом-любителем Генрихом Шлиманом. Основываясь на данных, приведенных в поэмах Гомера, он сумел найти в недрах холма Гиссырлык (северо-западная часть Малой Азии, у южного входа в Дарданеллы) остатки древнего Илиона. Однако, будучи дилетантом, Шлиман не сумел правильно оценить и датировать найденные им постройки и предметы. Дело в том, что на месте раскопок в разное время существовало девять городов. Шлиман раскопал так называемую Трою II, существовавшую и погибшую более чем за тысячу лет до Троянской войны, не обратив внимания на гомеровский Илион (Трою VII А), разрушенный незадолго до 1200 г. до н. э. и не осознав подлинного значения сделанных им открытий.
Находки, сделанные Шлиманом, заставили ученых пересмотреть взгляды на реальность событий, описанных в “Илиаде”, однако вопрос о существовании единого автора данного произведения до сих пор остается нерешенным.
С одной стороны, в гомеровском эпосе есть целый ряд признаков фольклора – намертво закрепленные за героями и предметами эпитеты, традиционные выражения и фразы (кстати, наибольшее количество характерных для фольклора эпитетов используется при рассказе о Парисе-Александре и Елене, поэтому их считают одними из самых древних образов в греческой мифологии). Многочисленные, составляющие около трети текста “Илиады”, повторения также свидетельствуют о мозаичности данного произведения. Кроме того, доказано, что вторая песнь Илиады, называемая обычно “Каталогом кораблей”, намного древнее остального текста поэмы. Дальнейший анализ текста “Илиады” привел исследователей к мысли, что у названий “Илион” и “Троя” разные наборы постоянных эпитетов, а сами эти названия сосредоточены в разных песнях поэмы. На этом основании некоторые ученые считают, что в “Илиаде” слились разные сказания – о взятии двух разных городов. В таком случае Илион найден и раскопан Шлиманом. Троя еще ждет своего героя-первооткрывателя.
С другой стороны, эти аргументы, в общем-то, ничего не доказывают: древнегреческие певцы-аэды традиционно использовали большое количество готовых, уже сложившихся рифм, постоянных эпитетов и метафор. Это способствовало тому, что на протяжении веков тексты сказаний претерпевали очень мало изменений. Повторяющиеся рифмы использовались даже тогда, когда смысл отдельных составляющих их слов становился непонятным не только слушателям, но и самим аэдам. Косвенным доказательством существования автора “Илиады” является также исключительное знание им географии Троады: детальный перечень мелких речек и городков, описание пейзажей, видов на горы и острова. Логично предположить, что весьма отдаленную (по тем временам) от Греции область посетил (или некоторое время жил в ней) один человек, а не все аэды Эллады.
Так или иначе, но именно с Гомером и с “Илиадой” большинство наших современников, читавших сборники “Мифы и легенды Древней Греции”, связывают все известные им сведения о Троянской войне. При этом они чаще всего не подозревают, что действие “Илиады” укладывается всего в 50 дней последнего, десятого года войны ахейцев с Троей и ее союзниками, причем подробно описываются лишь события нескольких дней: открывается эта поэма прибытием жреца Аполлона Хриса в лагерь ахейцев (чтобы попытаться выкупить свою дочь, доставшуюся при дележе добычи Агамемнону), а кончается – погребением Гектора. Собственно говоря, “Илиада” является рассказом не о войне, а о ссоре ахейских вождей во время войны и трагических последствиях этой ссоры. Жанр данной поэмы – “песня о ссорах героев”. Известны еще два произведения этого жанра, посвященные интересующей нас теме: песня певца Демодока о ссоре Ахилла с Одиссеем (излагается в “Одиссее”) и “Малая Илиада” (рассказ о ссоре Одиссея и Аякса, автор неизвестен). Мало кто из современных читателей обращает внимание на то обстоятельство, что главный герой “Илиады” не является главным героем войны: он, безусловно, был великим воином, но не сыграл решающей роли в победе греков над троянцами. Смерть побежденного Ахиллесом Гектора ни на шаг не приблизила ахейцев к цели, и если бы не военная хитрость Одиссея, грекам пришлось бы снять осаду и с позором возвратиться домой.
Конечно, в “Илиаде” есть ряд отсылок к предшествующим событиям и предсказания будущего, но понятны они только человеку, знакомому с историей тех событий. Например, о богинях, которые явились к Парису для того, чтобы он выбрал красивейшую из них, Гомер написал всего четыре строки, можно ли из них понять, в чем дело, судите сами:
“Им (Гере и Афине), как и прежде, была ненавистною Троя святая, Старец Приам и народ, за вину Приамида Париса: Он богинь оскорбил, приходивших в дом его сельский; Честь он воздал одарившей его сладострастием вредным”.
Откуда же взялись многочисленные и всем известные подробности о том, как собирались на войну герои Эллады и о самом ходе этой войны, еще более известная история о “яблоке раздора” и суде Париса и множество других легенд ?
Дело в том, что поэмы Гомера – не единственный (и далеко не самый полный) источник, рассказывающий о событиях тех лет. Есть и другие поэмы троянского цикла – “Киприи” и “Малая Илиада” (которые Аристотель противопоставляет “Илиаде”, говоря о разительном отличии их с точки зрения концепции и композиции ), “Эфиопиада” (действие которой начинается с конца “Илиады” – упоминания о только что прошедших похоронах Гектора), “Возвращения” (рассказывают о судьбе всех главных героев “Илиады” за исключением Одиссея), “Гибель Илиона”, “Телегония”. Ни одна из этих поэм не дошла до нас целиком, сохранились отрывки и краткие изложения. Кроме того, существует свидетельство, полученное от египетских жрецов Геродотом, а также поэмы Стесихора (“Елена” и “Палинодия”), драмы Еврипида (“Александр” и “Елена”) и некоторые другие. В результате со временем сформировался своеобразный троянский “канон”, в который были избирательно включены сведения не только из поэм Гомера, но также из некоторых других художественных произведений (особенностью древнегреческих мифов является то обстоятельство, что большинство из них дошло до нас в виде литературных переработок).
Однако рассказ об этих произведениях выходит за рамки работы, посвященной Гомеру и его бессмертным творениям. О них следует сказать отдельно.
Валерий РЫЖОВ, историк
Протвино, Калужская область
Комментарии