search
main
0

Бесплодный спор или равноправный диалог? Профлидеры Алтайского края настаивают на соблюдении принципов социального партнерства

​Пленум комитета Алтайской краевой организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ подвел итоги работы за 2016 год. На заседании была проанализирована деятельность по обучению профактива и молодых педагогов, обсуждались результаты общепрофсоюзной тематической проверки по соблюдению трудового законодательства, отмечалась необходимость повышения правовой грамотности не только работников, но и работодателей. Самый важный из рассмотренных вопросов касался дальнейших действий профсоюза в связи с принятием Закона Алтайского края, ограничивающего меры социальной поддержки сельских педагогов.

Залог успеха – компетентность лидераКак показывает практика, учеба профактива является залогом успешного функционирования профсоюзной организации. Обучение необходимо для оказания всесторонней помощи и поддержки первичкам и их лидерам в работе с рядовыми членами профсоюза, повышения их профессионализма и компетентности. Поэтому в краевой организации профсоюза сформировался системный подход к работе с кадрами. Активно используются традиционные формы учебы: семинары, слеты и школы профактива. Получила развитие такая форма, как вебинары, которые, как правило, проводятся совместно с Главным управлением образования и науки края. Так, в режиме селектора прошли семинар по охране труда и секция августовской конференции для руководителей муниципальных органов управления образованием и председателей местных организаций профсоюза; итоговая коллегия главного управления о развитии социального партнерства, об аттестации педагогических кадров.«Процессы модернизации системы образования, введение новой системы оплаты труда, реорганизация образовательных учреждений, проблемы закрепления молодых педагогов привели к увеличению учебной нагрузки сельских учителей, возглавляющих профсоюзные организации, интенсификации труда специалистов комитетов по образованию, что значительно усложнило процесс профсоюзного обучения, – сказала, выступая на пленуме, заместитель председателя краевой организации профсоюза Светлана Иванищева. – Учитывая данные факторы, мы поставили задачу: каждый выезд председателя должен стать учебой, стараемся продумывать образовательную составляющую всех мероприятий».Лидеры местных организаций обучались на постоянно действующих краевых семинарах, выездных балансовых комиссиях, общественных слушаниях в образовательных округах, которые проводит Главное управление образования совместно с АКИПКРО (а последние три года в рамках слушаний проходит отдельная профсоюзная секция), на слетах молодых педагогов. Ежегодно на базе одного из вузов силами специалистов аппарата краевого комитета и КСП проводятся семинары для профактива. Обучаются бухгалтеры (казначеи), внештатные правовые и технические инспекторы труда, председатели и профактив первичных профорганизаций студентов, председатели и члены молодежных советов, руководители образовательных организаций.Совместно с Главным управлением образования разработана программа «Университета» молодых педагогов. Ценным является то, что данная сетевая структура объединяет все организации, занимающиеся работой с молодежью. Значительная часть программы, реализуемая краевой организацией профсоюза, направлена на обеспечение правовой поддержки молодых педагогов, стимулирование их профессионального роста.Немаловажное значение в обучении профсоюзного актива имеет организационно-методическое сопровождение, оказание практической помощи. В Год правовой культуры специалистами аппарата краевого комитета была подготовлена серия брошюр «Организатору учебы профактива» для председателей местных организаций. Первые семь сборников посвящены организационной и информационной работе.«К сожалению, знание профлидерами нормативно-уставной базы, а это основа всей профсоюзной работы, не может устроить нас в полной мере, – подчеркнула Светлана Иванищева. – Поэтому занятия по организационной работе мы предложили завершить итоговым семинаром по уставу профсоюза или зачетом. Цель обучения профактива состоит в том, чтобы каждый председатель местной, вузовской организации, любой другой профсоюзный активист был компетентным, информированным, авторитетным, уверенным в своей работе».На пленуме были поставлены задачи на следующий год: продолжить развитие системы обучения кадров и актива, расширив ее через комплекс мероприятий на уровне образовательных округов края; развивать дистанционные формы обучения; обеспечить в каждой местной и первичной вузовской организации качественную работу школы профактива.Работаем на результатНе секрет, что сокращение профсоюзного членства связано и в целом с процессами, происходящими в образовании, и с недоработкой самих профлидеров на местах. Списывать все на внешние обстоятельства было бы неправильным. Очень важен внутренний фактор, а это сама профсоюзная организация, ее способность адаптироваться к изменениям, готовность и умение быть в своих действиях на уровне стоящих требований и задач.Проблемой укрепления профсоюзных рядов в Барнаульской городской организации озадачились давно. Выявили факторы, способствующие как падению профсоюзного членства, так и его росту, наметили меры по нейтрализации неблагоприятных моментов, определили пути для укрепления первичных организаций. На протяжении нескольких лет перед активом стояла задача – формирование единого информационно-правового пространства для молодых педагогов города. И это неслучайно, ведь правовая информация всегда несет социальную направленность, помогает начинающим учителям в непростой ситуации принять правильное решение, а если надо, то и отстоять свои нарушенные права.В Барнаульской городской организации просвещение молодых специалистов начинается, как только они приступают к работе. В сентябре в рамках месячника «Профсоюз – это мы!» во всех учреждениях образования проходят собрания, в горкоме открывается «Прямая линия» по вопросам трудового законодательства, в марте проводится «Правовая приемная».В 2016 году по инициативе молодежного совета начал работу Клуб молодых учителей, в рамках которого проходит «Школа профессионального и профсоюзного роста». В программах занятий мастер-классы, презентации, обсуждение проблем, выступления наставников и профсоюзных юристов, встречи со специалистами комитета по образованию и представителями Барнаульской городской Думы. На постоянной основе работает и школа молодежного профсоюзного актива. Особенно популярны выездные семинары на «Творческую дачу» учителей, где работает правовая секция.«Ежегодно мы принимаем участие в городском семинаре-совещании «Педагогический диалог: от поколения к поколению, – делится опытом председатель Барнаульской городской организации профсоюза Тамара Лесовых. – На нем присутствуют молодые учителя со стажем работы менее трех лет. Они знакомятся со специалистами аппарата городского комитета, задают вопросы, получают консультации. Часто на месте разрешаем их проблемы. Специально к данному семинару мы готовим сборник «Памятка молодому педагогу о трудовых правах». Стараемся внедрять новые формы работы, направленные на формирование правовой культуры начинающих учителей, тем самым привлекаем их в профсоюзные ряды. Молодежь у нас активная и талантливая. В этом мы еще раз убедились, когда с целью дальнейшего развития сети обучения провели в первичках конкурс проектов программ для профсоюзных кружков. Самое удивительное, что лучшие проекты были у молодых специалистов, только что вступивших в профсоюз».Да, минувший год для профактива городской организации был насыщенным, богатым на события и, что особенно ценно, на конкретные результаты: стабильно высокое (почти 90 процентов) профсоюзное членство, 86 процентов молодых учителей состоят в профсоюзных рядах.Выявляем, предупреждаем, устраняемРезультаты общепрофсоюзной правовой проверки соблюдения трудового законодательства при заключении и изменении трудовых договоров с работниками образовательных организаций представила Наталья Лысикова, заместитель председателя краевой организации профсоюза по правовой работе.Итоги тематической проверки таковы: выявлено более четырех тысяч нарушений трудового законодательства. Большинство из них связаны с тем, что в трудовых договорах работников не указываются все обязательные условия, предусмотренные трудовым законодательством. Были выявлены многочисленные нарушения по вопросам установления стимулирующих выплат, доплат и надбавок. Так, зачастую в образовательных организациях отсутствуют локальные акты, устанавливающие критерии, показатели и периодичность оценки, либо указанные документы принимаются без учета мнения профсоюзного комитета. В трудовых договорах с работниками показатели и критерии назначения стимулирующих выплат не соответствуют действующим в образовательной организации положениям.По информации местных организаций профсоюза, на период проверки не были переведены на условия «эффективного контракта» работники образовательных учреждений 13 муниципальных образований.«Основной целью профсоюзного контроля являлось выявление, предупреждение и устранение нарушений трудового законодательства, – подчеркнула Наталья Лысикова. – Было проверено 205 образовательных организаций. Общее количество проверенных трудовых договоров, заключенных с работниками – членами профсоюза, составило 4320.Эта работа проходила с участием председателей районных и городских организаций, внештатных правовых инспекторов, представителей государственной инспекции труда, органов прокуратуры и муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования. В последнее время практика сотрудничества расширилась и стала системной».На особом контролеВ повестке пленума стояло несколько вопросов, но самый важный из них касался дальнейших действий профсоюза в связи с принятием Закона Алтайского края, ограничивающего меры социальной поддержки сельских педагогов. Поэтому неслучайно на пленарное заседание были приглашены начальник Главного управления образования и науки Алтайского края Александр Жидких, его заместитель – начальник отдела управления качеством образования Ольга Бутенко и начальник отдела экономики образования Гульнара Тухватуллина.Полное возмещение расходов по оплате жилого помещения, отопления и освещения, действовавшее в крае для сельских педагогов, с первого апреля 2017 года заменяется одинаковой для всех компенсацией, размер которой будет устанавливаться законом о краевом бюджете на очередной финансовый год и на плановый период. Никаких нормативных положений о принципах определения размера указанной компенсации и ее индексации в связи с увеличением тарифов и цен на жилищно-коммунальные услуги и твердое топливо принятым законом не предусматриваются. На сегодняшний день ни размер компенсации, ни ее предоставление законодательно не определены, что, конечно, вызывает массу вопросов и возмущений со стороны педагогического сообщества и профсоюза.Об изменениях, которые произойдут в связи с принятием закона, рассказал Александр Жидких. «Мы считаем, что введение компенсации в твердой денежной сумме полностью соответствует федеральному законодательству, – заявил он в своем выступлении. – Анализ ситуации показал, что в территориях закон воспринят неоднозначно и требует разъяснений и конструктивного взаимодействия. Поэтому в рамках созданной с профсоюзом рабочей группы будут обсуждаться все проблемные моменты. Вместе с тем, мы не должны стремиться к тому, чтобы социальные льготы подменяли собой заработную плату. На особом контроле у губернатора и администрации края выполнение всех обязательств в этой сфере».На вполне резонные замечания профсоюзных лидеров о том, что изменения, затрагивающие социально-трудовые отношения, произведены с нарушением принципов социального партнерства, без участия и учета мнения профсоюза, руководитель Главного управления образования и науки ответил, что «нельзя обсуждать такие важные задачи в условиях разобщенности, состязания амбиций и бесплодного препирательства»: «Нам необходимо достичь конструктивного взаимодействия, что позволит принять правильные и взвешенные решения».Председатель краевой организации профсоюза Юрий Абдуллаев, подытоживая дискуссию по этому вопросу, обратил внимание, что более 250 писем и обращений педагогических работников и коллективов с просьбой отложить принятие закона в связи с его неподготовленностью, направленных депутатам Алтайского краевого Законодательного Собрания, не были приняты во внимание.«При этом данные законные действия профсоюзной стороны были неадекватно восприняты органами власти, – под­черк­нул профсоюзный лидер. – Мы предлагаем настроиться на сотрудничество и все спорные моменты решать совместно, в равноправном диалоге. Поэтому сегодня комитет краевой организации Профсоюза работников образования постановил обратиться к губернатору Алтайского края по фактам игнорирования принципов социального партнерства и общественного мнения при принятии закона, затрагивающего социально-трудовые права сельских педагогов. Считаем недопустимым ущемление прав работников на законное отстаивание своих интересов и социальных гарантий посредством их представительства профсоюзом».Принято решение провести мониторинг затрат на жилое помещение, отопление и освещение с целью оценки снижения уровня социальных гарантий и льгот сельских учителей, установленных Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».Алтайский край

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте