Подготовка к новому учебному году выходит на финишную прямую. Этот процесс контролирует Министерство образования и науки России, гарантирующее, что к 1 сентября будут готовы все российские школы, среди них – 92 новые. Минобрнауки планирует закупить в течение двух лет более 4 тысяч автобусов для нужд учебных заведений. Продолжается активная работа по переводу школ на обучение в одну смену. Решается и проблема с бесплатными учебниками.
Меры, принимаемые государством, очевидны. Школы тоже совершенствуют системы преподавания и методическую базу, стараясь идти в ногу со временем. Но какие-то усилия для качественного образования ребенка не мешало бы приложить и родителям. К сожалению, во многих семьях сформировалось не совсем правильное понимание понятия «бесплатное образование». Мамы с папами думают, что они должны отдать ребенка в 1-й класс и забрать в конце 9-го или 11-го уже почти взрослого, интеллектуально развитого человека, готового к поступлению в вуз. Закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» гарантирует бесплатное получение лишь базовых знаний. Но для многих современных специальностей этого уже становится мало. И для подготовки и развития своих учеников педагоги должны пользоваться не только учебниками, но и другими источниками пополнения знаний.Елена Шашкова, педагог школы №1 г. Ленинска-Кузнецкого Кемеровской области: «Моя задача как педагога 9-11-х классов – подготовить детей к успешной сдаче ГИА, ЕГЭ и поступлению в вузы. Несмотря на прекрасную линейку учебников, по которым работает наша школа, мы с ребятами многое берем из дополнительных источников. Очень важно – мы не отклоняемся от программы и стилистики учебника. У ребенка в голове формируется четкая система, при этом ему интересно учиться».Современная учебная литература – это обновленные советские учебники, которые пережили много редакций и переизданий. 80% книг, по которым занимаются сегодняшние школьники, основаны на образовательных традициях СССР. Это говорит о преемственности системы. Советское образование можно сколько угодно ругать. Но нельзя отрицать, что это был четкий, отлаженный механизм, который служил хорошим трамплином от школы к вузу. Недаром после падения «железного занавеса» наши инженеры, программисты и ученые были нарасхват во всех развитых капстранах. Работающую как часы систему испортили как раз 90-е годы. Когда, казалось бы, страна вздохнула свободно, появился выбор, школьное образование начало захлебываться в беспорядочности и некомпетентности. Появилось огромное количество мелких издательств и соответственно новой учебной литературы, которая не проходила стандартные процедуры – тестирование, апробацию в несколько этапов. Писать мог кто угодно и что угодно. Редакторов и корректоров, без которых не обходятся крупные издательства, мелкие книгопечатные фирмы тогда просто упразднили. Книжные магазины и развалы превратились в китайские рынки с ширпотребом сомнительного качества. В 2000-е годы федеральная власть опомнилась, и в сфере образования снова начали наводить порядок. Почему сегодня возникла проблема с бесплатными учебниками по базовым дисциплинам? Потому что не во все регионы школьная литература поступает централизованно, через прямые запросы региональных властей к издателям, как это было в советское время. Закон разрешает школам самим покупать учебную литературу у кого им удобно. Поэтому в ситуацию часто вмешиваются посредники, местные книготорговые организации, которые реализуют учебники с приличной накруткой. Субвенции выделяются школам на различные образовательные нужды. И директор может потратить их на свое усмотрение – обновить оборудование или наглядные пособия. Даже если все средства будут полностью потрачены на учебники, их все равно может не хватить. Любовь Духанина, руководитель рабочей группы ОНФ: «Все мониторинги, опросы, исследования однозначно указывают на то, что без соответствующих механизмов школы не в состоянии самостоятельно гарантировать бесплатное обеспечение детей учебниками. Нередко им просто не хватает для этого выделенных на закупки средств. Таким образом, ставится под вопрос соблюдение государственной гарантии бесплатного основного общего образования». Нередко в одном учебном заведении дети занимаются по разным программам. И при переходе из класса в класс у школьников возникает каша в голове. Причина – в отсутствии унификации методик. Эксперты рекомендуют пользоваться одной линейкой учебников из федерального перечня в пределах школы, а лучше даже города и региона. Иначе при переезде школьника на новое место жительства ему придется поменять программу. Есть и другая опасность. В школы, закупающие учебники самостоятельно, может попасть литература с сомнительным содержанием, которая не прошла федеральную аттестацию.Все больше регионов отказываются от практики самостоятельной закупки учебной литературы школами, возвращаясь к системе централизованных закупок у издательств. Тем самым решая проблемы, возникающие от стихийности закупок, а главное, снижая нагрузку на региональные бюджеты, экономя на оплате услуг посредников. В прошлом году таких регионов было 20, а в этом году их уже 35. Однако этого пока недостаточно. Поэтому большинство учителей убеждены – в сфере образования, как стратегически важной, должен быть государственный контроль, ну и, разумеется, заинтересованность и внимание со стороны родителей. Им необходимо быть союзниками педагогов и вкладывать в учебу своего ребенка не меньше сил. Именно в школьном возрасте формируются личность человека, взрослое мышление. И основные базовые ценности закладываются как раз в семье.
Комментарии