В конце ноября ушедшего года мы объявили новую акцию «Учительской газеты»: попросили директоров школ, детских домов и домов творчества написать сочинение на тему «Свою работу люблю, но мне мешает…». И уже в середине декабря на моем рабочем столе появилось несколько писем. Хочу заметить, что первыми на акцию газеты откликнулись директора сельских школ. Наверное, потому, что их в нашей стране большинство. Всем, я думаю, известно, что две трети школ в России – сельские. А еще, должно быть, потому, что проблемы в деревне стоят гораздо острее, чем в городе.
Письмо это пришло с «опорного края державы» (так издавна называют Уральский хребет). К сожалению, я не могу сообщить читателям ни села, ни даже района: дала слово автору сочинения. Так же как, впрочем, и его фамилию. Я обещала не публиковать письмо полностью.
Двадцать один год автор работает в школе, служа педагогике всем своим сердцем. Сначала девять лет была учителем, затем завучем и, наконец, стала директором. Она заслуженный учитель Российской Федерации. Как сама уточняет – человек, уважаемый и в селе, и в районном управлении образования. А село-то, между прочим, не такое уж маленькое – три тысячи населения, но бедное. Если честно, таких сел на Урале достаточно. И школы в них с жиру не бесятся.
Автор сочинения своим учебным заведением гордится: 80 лет исполняется школе, в ней – 185 детей. Из 24 учителей восемь имеют высшую категорию. «Вся наша деятельность, – пишет автор, – ведется по блокам-модулям: «Здоровье», «Моя Родина – Россия» (это приоритетные направления), а еще есть «Учебный», «Методическая работа», «Работа с родителями». В районном конкурсе «Школа-2004» мы заняли второе место. Стали опорной по методической работе в районе. За три года на областных семинарах в школе побывало более 600 слушателей».
Я думаю, многие директора сельских, да и городских школ были бы чрезвычайно довольны подобными результатами. Улыбались бы начальству, молчали бы, как говорила моя бабушка, «в тряпочку» о своих проблемах. И ничего не хотели бы менять в своей удачно сложившейся профессиональной жизни. Наш автор – захотела. Услышав призыв газеты поделиться о наболевшем, она взялась за перо. Почему? «Если бы были созданы все условия для развития ребенка, – пишет директор, – результаты могли бы быть намного лучше». Вот и весь ответ. Много сделала и делает школа во главе с директором в бедном своем поселке, а хочет еще больше. Хочет, чтобы дети были счастливы, здоровы и получили качественное образование.
Что для этого нужно? А вот что: новые компьютеры, больше видеофильмов по предметам и не один телевизор на 12 классов. И чтобы рядом со спортзалом, на ремонт которого районное управление вместе с администрацией поселка действительно с трудом, но нашли-таки деньги, были бы построены раздевалка и душевые комнаты. Нужна новая мебель, старой уже 35 лет. Автор письма мечтает, чтобы районная больница на более высоком (не дежурном) уровне провела диспансеризацию учеников и сообщила бы результаты с обязательным анализом и рекомендациями по корректировке работы школы, объявившей, что здоровье детей – не менее важная забота, чем учеба. Хочет директор, чтобы работал у них педиатр с высшим образованием. Есть и еще одно, похоже, совсем уж невыполнимое желание: получить три квартиры для молодых учителей, которые бы приехали в их село на подмогу пенсионерам, людям уважаемым, но…
«Если бы все это осуществилось, – заканчивает свое сочинение директор, – моя школа сделала бы еще больше для детей, поскольку коллектив наш думающий, творческий, работоспособный».
Запомним этот мотив, подвигнувший нашего автора взяться за перо. Я уже выделяла его и повторяю лишь с одной целью: подчеркнуть благородство директора школы, человека вполне опытного и отнюдь не наивного. Но именно благородство толкает нас на поступки… Можно ли квалифицировать их как необдуманные? Лично я считаю, что нет. Однако автор письма думает… Вы не поверите, но сегодня она думает совсем по-другому!
В ноябре, когда была объявлена акция, мы обещали читателям, что газета примет самое заинтересованное, самое активное участие в разрешении тех проблем, про которые сообщат нам директора. Так оно и произошло в случае с первым письмом из Томска, опубликованным в «Директорском клубе». Я на три дня засела за телефон, обзванивая томских чиновников разного уровня, чтобы прояснить, как лично каждый из них относится к проблемам, названным директором маленькой сельской школы. И как лично он намерен их решать. В газете были названы фамилии и должности («УГ» №1 от 10.01.06).
Прозвучали на всю страну обещания, что и как изменится после нашего вмешательства. Не сразу, через год, но в школе сделают капитальный ремонт. Мы взяли под контроль письмо из Томской области и в 2007 году расскажем, сдержали ли свое слово чиновники.
Работать с сочинением уральского директора я тоже собиралась по такой же схеме и позвонила для начала в районное управление образования. Трубку взяла заместитель начальника. Выслушала меня самым внимательным образом, записала все мои вопросы и попросила перезвонить через день, чтобы подготовить цифры и факты непосредственной помощи школе, поскольку их сейчас нет под рукой. Конечно же, я согласилась. Мы же не преследуем цели показать только проблемы. Если районному управлению есть чем похвастать в газете, мы только рады будем. Я положила трубку. Однако вечером того же дня в редакцию позвонила автор письма и попросила ни в коем случае не публиковать его. Вот тебе и раз, ахнула я и на следующее же утро снова взялась за телефон. Только звонила я теперь уже в поселок, в школу. Выяснилось, что директор заболела: поднялось давление. Пришлось просить домашний телефон. Я извинялась, чувствовала себя неловко. Номер мне все-таки сообщили. Голос директора школы звучал вполне спокойно и даже уверенно:
– Я передумала. Не права я была. Роно и наша администрация на самом деле многое делают для школы. Достают деньги всеми правдами и неправдами. В районе действительно есть школы, которые живут хуже нас…
Я слушала директора и все больше понимала: она лишь повторяет слова того чиновника (или чиновницы) из района, который «вправил ей мозги». Очень прошу простить мне столь некрасивое, грубое выражение. Но оно очень точное. Не знаю, какими словами сопровождалось это вправление – возможно, самыми нежными. Не знаю, по какой причине. Уверена даже, что не со злого умысла, а потому что ничего нельзя поделать – денег действительно на все и всех не хватает.
Но дело-то ведь не в этом! Я увидела, как управленец- чиновник относится к уважаемому (я это подчеркиваю) директору сельской школы. Я увидела, как он кадром своим управляет…
…В октябре ездила я в командировку в Оренбург. Именно тогда я «обкатывала» идею: подвигнуть директоров школ к написанию сочинений о том, что мешает им в работе. В Оренбурге встретилась со многими руководителями образовательных учреждений. Идея сочинения на тему «Свою работу люблю, но мне мешает…» им показалась резонной. А когда я спросила, что тревожит их самих, какие конкретные проблемы, они сошлись во мнении: в обществе утеряно уважение к учителю. А как его вернуть, спросила я. И все сказали про достойную зарплату.
Разумеется, я согласилась тогда. Однако теперь думаю вот еще о чем: престиж учителя, а директор – тот же учитель – не только от зарплаты, то есть не только от отношения к нему далекого, центрального, что ли, государства зависит. Он зависит и от отношения к нему государства малого, близкого. От того чиновника, который ездит в школу с инспекциями и непосредственно с директором школы сталкивается. Что федеральный чиновник, что местный – это и есть представители государства. И не уважают (или уважают) они учителя одинаково: от лица государства.
Когда учителям не платили зарплату, они бастовали. Совершали гражданский акт. И добились своего. А что вы делаете сегодня, когда вас (так или иначе) не уважает государство в лице местного чиновника? Закрываете рот. Но почему? Вы, директор школы, больше не ощущаете себя гражданином? Человеком, способным бороться? Нет, я, конечно, понимаю: до большого государства далеко, а малое – оно вот тут, рядышком. Захочет – унизит. Или даже просто намекнет на возможность унижения. Или даже не унижения, а на прекращение уважения, которого добивался 20 лет… Кому захочется?
Но мы никогда не сумеем заставить государство уважать нас, если не захотим этого по-настоящему. В каждом конкретном городе, селе и школе. А начинать, наверное, нужно с малого. Например с того, чтобы не брать назад свои слова, сказанные в порыве благородства. В порыве, но обдуманно.
От редакции
Что сегодня мешает руководителю сделать свою школу самой лучшей? Равнодушие начальства? Отсутствие нужного закона? Нехватка экономических знаний и хозяйственных навыков? Проблем много. Но они решаемы. Особенно если делать это сообща.
Включайтесь в нашу акцию! Ждем ваших писем.
Комментарии