search
main
0

Берегите зубы! Классный час для третьеклассников

Цель: формирование навыка правильного ухода за зубами.

Задачи: – ознакомить учащихся с понятием «зубная эмаль», дать рекомендации по ее сохранению;- воспитывать у школьников сознательное бережное отношение к своему здоровью;- развивать любознательность, интерес к исследованию, навыки общения при работе  в парах и группах.Оборудование: выставка книг: П.Прядко «Доктор маме говорил»,  Джулия Рум «Чистим зубки», Д.Пономарева «Чистить зубы»,  Е.Долгих «Надо, надо чистить зубки», В.Рычихина «Коля чистит зубки пастой», С.Чудин «У меня зубная щетка», Е.Орловская «Сказка про зубную феечку»; выставка плакатов «Секреты красивой улыбки»; буклеты; напитки, мел, сода,  белая глина, соль, масло мяты, глицерин (для практической работы).Ход занятияI. Организация классаII. Постановка цели и темы занятияУчитель: Дети, отгадайте загадку. «Когда мы едим – они работают, когда не едим – они отдыхают».  (Зубы.)Учитель читает стихотворение собственного сочинения:Сегодня мы узнаем про полезные дела,Как сделать, чтоб улыбка красивою была,Чтоб зубки все блестели, блестели, не болели.Как содержать их все в порядке,Чтоб не ходить к врачам с оглядкой.Учитель: Сегодня мы будем говорить о том,  какие же правила следует соблюдать, чтобы зубы оставались здоровыми как можно дольше.III. Основное содержаниеУчитель: На прошлой неделе вы заполняли анкеты. Результаты получились следующие.Учитель: По результатам анкетирования я сделала вывод, что у большинства опрошенных зубы болели, но не все знают, почему они разрушаются и что способствует этому. Рассказывают учащиеся:- Данная тема актуальна в наше время, так как по результатам статистики сегодня в России каждый гражданин имеет в среднем шесть больных зубов, а поражаемость кариесом зубов составляет 98% населения. – В нашей стране кариес зубов – одно из самых распространенных заболеваний среди взрослых и детей, его лечение очень дорогостоящее. Здоровые зубы – это не только внешний вид человека, они играют важную роль в формировании звуков речи и оказывают влияние на состояние организма в целом.- Изучив интернет-энциклопедию «Википедия», можно узнать, что зубная эмаль – это внешняя оболочка верхней части зубов человека. Она является самой твердой тканью в организме человека. Воды в зубной эмали меньше, чем в остальных органах. Толщина слоя эмали отличается на различных участках зуба.- Правильный уход за зубной эмалью – один из важных моментов личной гигиены человека. Здоровые зубы не только украшают человека, но и являются  первым звеном пищеварительного тракта. Хорошо прожеванная пища легко усваивается организмом.- Зубы также участвуют в разговорной речи. Без них человек говорит нечетко. Даже при потере одного переднего зуба речь меняется. Зубы у людей сменяются только один раз в жизни. Если человек потеряет постоянный зуб, то новый уже никогда не вырастет. Поэтому очень важно с детства беречь зубы, чтобы не появился кариес.Учитель: Кариес – это заболевание, которое приводит к разрушению эмали зубов. Когда человек принимает пищу, у него между зубами остаются ее остатки. Это приводит к образованию зубного налета и размножению микробов. Микробы выделяют кислоту, которая действует на зубы и разрушает эмаль. Дети рассматривают под микроскопом зубной налет, нанесенный на стекло. Учитель объясняет, что крупные темные пятна, которые они видят, – это и есть бактерии.Практическая работа в группах «Влияние различных напитков на зубную эмаль» Учитель: Ребята, сейчас мы с вами будем наблюдать, как различные напитки влияют на зубную эмаль. При проведении опыта будем использовать мел, он содержит карбонат кальция, как и наши зубы.   У каждой группы на столе стоит по шесть стаканчиков и лежит по шесть кусочков мела. В каждый из них учитель наливает напитки: кока-колу, чай, молоко, питьевую воду «Лель», яблочный сок «Любимый», натуральный сок апельсина.  Далее учащиеся работают по плану:1. Опустите в каждый стаканчик по одному кусочку мела.2. Наблюдайте, что происходит в течение 5 минут.3. Вытащите ложкой мел и посмотрите, распался он или нет.4. Результаты занесите в таблицу.После выполнения работы у детей получаются следующие результаты.Учащиеся делают вывод: В чае, воде и молоке мел остался целым, следовательно, их можно пить без вреда для зубов. Газированные напитки разрушили мел. Из этого следует, что они разрушают и зубную эмаль. Их употребление лучше ограничить. В натуральном апельсиновом соке мел тоже не уцелел, так как такой сок содержит большое количество кислоты, которая разрушительно влияет на зубы. Но натуральный сок считается полезным для организма, поэтому после его употребления надо просто прополоскать рот водой или почистить зубы зубной пастой. Учитель: Считается, что зубная паста не только очищает зубы от микробов и образующейся во рту кислоты, но и укрепляет зубную эмаль. Как вы думаете, все ли пасты одинаково защищают зубную эмаль? (Ответы детей.) Ребята, сейчас перед вами выступит ваша одноклассница и разрешит наш вопрос. Она выполняла индивидуальное задание дома.Рассказ ученицы: Для того чтобы выяснить, как пасты влияют на зубы, я провела дома с помощью мамы опыт. Объектом моего исследования стала скорлупа куриного яйца, так как она, как и зуб, на 80 % состоит из кальция. При помощи шприца я убрала внутреннее содержимое из пяти яиц. Затем я обмазала каждое яйцо зубной пастой. Пасты я взяла те, что чаще других бывают в нашем доме: «Семейная», «32 бионорма», «Аквафреш», «Blend-a-med». Выдержала их 15 минут, затем обмыла водой. После этого каждое из них и одно контрольное (без нанесения зубной пасты) я положила в слабый  раствор уксусной кислоты на 5 часов. Лучше всего сохранилось яйцо после нанесения пасты «32 бионорма», после пасты «Blend-a-med» появилась трещина, изменился цвет. Скорлупа яйца, обработанного пастой «Аквафреш», стала очень хрупкой, частично растворилась. Самая непрочная скорлупа оказалась у образца, на который была нанесена паста «Семейная», она развалилась на части. Скорлупа контрольного яйца, которое не было обработано пастой, выглядела хуже всех образцов. Она растворилась во многих местах и распалась. Таким образом, оказалось, что зубные пасты влияют на зубы по-разному. Лучшей оказалась паста «32 бионорма», она защищает наши зубы от кислоты и  укрепляет их. Учитель: Рекомендуется чистить зубы два раза в день, утром и вечером. Чистить зубы нужно со всех сторон, круговыми движениями, без сильного нажима. После чистки зубов щетку надо намылить и оставить в таком виде до следующего раза. Перед следующей чисткой ее надо промыть водой. Ни в коем случае нельзя пользоваться чужой зубной щеткой! Менять щетку нужно каждые три месяца. Учитель: Ребята, а как вы думаете, можно ли приготовить зубную пасту в домашних условиях? (Ответы детей.) Я предлагаю вам сейчас самим сделать такую пасту.Работа в группах «Изготовление зубной пасты»У каждой группы на столе находятся составляющие (сода, глицерин, белая глина, мелкая морская соль, масло мяты), баночка, ложка, деревянная палочка для смешивания.Инструкция: взять 1 столовую ложку белой глины, небольшую щепотку морской молотой соли и соды, 5 капель масла мяты, 1 столовую ложку глицерина. Все составляющие смешать до густой массы.Учитель: Готовая паста хранится в холодильнике. Она хорошо чистит зубы, питает десны, в отличие от магазинных не содержит красителей и искусственных добавок.Учащийся: Большую роль в сохранении здоровья зубов играет правильное питание. Хотите избежать кариеса – употребляйте меньше различных сладостей. Лучше порадовать себя шоколадкой или кусочком торта один раз в завершение обеда, чем съедать каждый час по конфетке. Самыми вредными из конфет являются сосательные конфеты с кислинкой. В них содержится эссенция, которую добавляют для придания леденцам кислоты. Она и повреждает зубную эмаль. Полезными для здоровья зубов  являются молочные продукты, яйца, рыба, фрукты и овощи. Кроссворд  «Угадай, что полезно для зубов»1. Что за белые крупинки?Не зерно и не снежинки. Скисло молоко – и в срок Получили мы… (Творог.)2. Жидкое, а не вода, белое, а не снег. (Молоко.)3. Догадайтесь, кто такая?        4. Красная девицаБелоснежная, густая.            Росла в темнице,Сливки взбили утром рано,        Люди в руки брали,Чтоб была у нас… (Сметана.)        Косы обрывали. (Морковь.)5. Само с кулачок, красный бочок,Потрогаешь – гладко, а откусишь – сладко. (Яблоко.)6. Думал, яблоко сорвал, оказалось, не узнал,Фрукт продолговатый, мякотью богатый! (Груша.)7. Упадет, разобьется – никакой кузнец не скует. (Яйцо.)8. Сделан он из молока,Но тверды его бока.В нем так много разных дыр.Догадались? Это… (Сыр.)Учащийся: Зубы нужно «тренировать». Для этого и детям, и взрослым следует грызть морковку, свеклу,  яблоки, груши. Зубы могут пострадать, если сразу после горячей еды выпить, например, холодный сок или съесть мороженое. Эмаль не выдерживает столь резких температурных перепадов и трескается. Для того чтобы удалить остатки пищи между зубами, нужно использовать зубную нить или деревянные зубочистки, а не булавки или другие железные предметы. Можно также воспользоваться после еды жевательной резинкой без сахара, но только не более 3-5 минут. Нельзя грызть зубами предметы, которые не предназначены в пищу: карандаши, ручки, ногти, открывать зубами бутылки. Учащиеся читают стихи:Чтобы зубы не болели, Вместо пряников, конфетКушай яблоки, морковку – Вот вам, дети, наш совет.Чаще ешь чеснок и лук ты,Кушай овощи и фрукты – Витаминов много в них,Для зубов они нужны.Зубы слабыми бывают, Если их не нагружают.Утром, днем, за ужиномКушать булку с коркой нужно,Ведь не кушают горбушкиЛишь беззубые старушки.Учитель: В русском языке существует много фразеологизмов о зубах. Давайте вспомним их и определим  их значение.Работа в парах: подобрать к каждому фразеологизму его значение (карточки перемешаны).Дети исполняют песню из мультфильма «Маша и медведь».​Ольга АСТАФУРОВА, учитель начальных классов средней школы №2 города Абакана Республики Хакасия

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте