Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Родом из детства

Бегущие огоньки

Здоровьесберегающие технологии в начальных классах
УГ - Москва, №49 от 8 декабря 2020. Читать номер
Автор:

Здоровье до того перевешивает все блага жизни, что воистину здоровый нищий счастливее больного короля.

Артур Шопенгауэр

 

Никто не станет отрицать, что будущее любого общества зависит от благополучия детей в нем. Очевидно, что крепкое здоровье – одна из составных частей этого благополучия. Состояние здоровья школьника является важным условием успешного усвоения образовательных программ. В современных условиях особое значение приобретает задача сохранение и укрепления здоровья школьников.

Нашей реальностью стал факт, что дети, поступающие на начальную ступень обучения, очень часто уже имеют проблемы со здоровьем.

Кандидат педагогических наук Т.В.Карасева в своей монографии «Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий» дает следующее определение: «Под здоровьесохраняющими технологиями следует понимать систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье».

Опираясь на данное определение, здоровьесберегающая педагогическая деятельность, на мой взгляд, должна реализовываться через следующий комплекс мероприятий:

1. Мониторинг состояния физического и психического здоровья детей.

2. Обеспечение соответствия условий пребывания обучающихся гигиеническим нормативам и требованиям.

3. Обеспечение соответствия учебной нагрузки возрастным и индивидуальным функциональным возможностям и потребностям ребенка.

4. Организация учебных занятий с учетом изменений умственной работоспособности учеников в течение урока, учебного дня, недели и года.

5. Использование здоровьесберегающих технологий, в том числе и образовательных, в педагогической практике.

На некоторых из этих аспектов хотелось бы остановиться более подробно.

Организация учебных занятий

Одной из важных составных здоровьесберегающей работы является рациональная организация урока. От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности.

Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения в своей педагогической деятельности я стараюсь использовать как традиционные методики и технологии, так и изучить и внедрить накопленный педагогический опыт коллег.

1. Организация двигательной активности.

Серьезной проблемой современного общества стало снижение двигательной активности детей. Передо мной, как перед всеми учителями начальных классов, встала задача оторвать детей от сидячего образа жизни, организовать их двигательную активность во время динамических пауз, на оздоровительных часах и прежде всего на уроках.

С этой целью уже много лет использую технологии, разработанные В.Ф.Базарным в соавторстве с Л.Ф.Уфимцевой, Э.Я.Оладо, В.А.Гуровым, основанные на базе сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения.

Прежде всего это организация обучения в режиме динамических поз (вертикализация позы в процессе обучения). Планирую уроки таким образом, чтобы дети несколько раз организованно переходили из положения сидя в положение стоя. Без ущерба для учебного процесса ученики производят смену позы 2‑3 раза за период урока с учетом двигательной активности, характера предшествующего урока.

Главное здесь, на мой взгляд, не столько продолжительность пребывания в стоячем положении, сколько сам факт смены позы. Дети встают при объяснении нового материала или во время ответа товарищей, по окончании выполнения задания, во время устного счета.

Внедряю организацию обучения в условиях расширения зрительно-пространственной активности с использованием различных приемов: максимальное удаление от глаз учебного материала – режим «зрительных горизонтов» с использованием разного рода схем зрительно-двигательных траекторий.

Для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции на уроке использую схемы зрительных траекторий, расположенные на потолке, и специальные «бегущие огоньки» (я использую лазерную указку).

Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах, которые несут в себе мотивационно активизирующий заряд для всего организма. Результатами таких упражнений являются развитие чувства общей и зрительной координации и их синхронизация, развитие зрительно-моторной реакции, в частности скорости ориентации в пространстве, в том числе реакции на экстремальные ситуации (типа дорожно-транспортных).

Важной составляющей в создании здоровьесохраняющей среды обучения младших школьников на уроке, безусловно, являются физминутки, или минутки здоровья. Мне нравятся наработки, рекомендованные В.М.Кузнецовой, доцентом кафедры педагогики и психологии МОИПКРО. Весело и интересно проходят минутки здоровья под стихи. Например, «Пейте все томатный сок, кушайте морковку! Все, ребята, будете сильными и ловкими!»

Очень нравятся детям «Озорная динамическая азбука», театральная ритмопластика, пальчиковые игры и другие минутки здоровья, регулярно проводимые на учебных занятиях (не реже 2‑3 раз в течение урока).
Эти упражнения направлены на развитие не только физических, но и умственных способностей ребенка.

Младший школьник учится уверенно владеть азбукой движений, основами здорового образа жизни, ставить задачу и находить рациональные способы ее решения.

2. Проблема нарушения зрения у еще маленьких детей также остра в наши дни.

Хорошим способом снятия напряжения глаз является размещение наглядности на «качелях». Это деревянные планки, к которым на ниточках присоединяются карточки небольшого размера. Карточки поддерживаются в статическом положении, а дети стоя выполняют предложенные упражнения. Изображенные на карточках предметы должны быть четкими, ясными, но изображение должно быть с двух сторон карточки.

С целью сохранения зрения в практику работы я внедряю на уроках использование офтальмотренажеров.
Это и пирамидки, и тарелки с разноцветными кружками, коврики, витражи в домике, цветовые карточки и цветные табло, компьютерные зарисовки.

Продумываю наглядность к урокам, использую рекомендации Е.Б.Рабкина: диапазон оптимальных цветов, наиболее благоприятно влияющих на человека (зеленый, желто-зеленый, зелено-голубой).

3. Процент детей, часто болеющих простудными заболеваниями, к сожалению, в последние годы тоже велик. В связи с этим (особенно в период «осень – зима») во время минуток здоровья провожу с учениками самомассаж, взаимомассаж биологически активных зон, массаж рук с использованием массажных шариков.

Эти упражнения не только способствуют профилактике простудных заболеваний, но и развивают моторику рук детей. Во время эпидемий простудных заболеваний широко применяю ароматерапию (использование бактерицидных и противовоспалительных свойств некоторых растений – лука, чеснока). Кроме того, обязательно осуществляю проветривание и кварцевание помещения. Все это способствует созданию необходимых условий для поддержания и укрепления здоровья детей.

Валеологическое образование

Успех работы по реализации здоровьесохраняющих технологий, на мой взгляд, зависит не только от профессиональной и компетентной деятельности педагога по созданию здоровьесохраняющей среды, но и от осознанного и активного участия в этом процессе всех участников образовательного процесса (родителей, учеников). Поэтому важное значение в здоровьесохраняющей деятельности имеет валеологическое образование младших школьников и их законных представителей.

В своей педагогической деятельности использую и внедряю в практику программу «Разговор о правильном питании». Программа, главная цель которой – «…сформировать у дошкольников и младших школьников основы рационального питания… способствующие воспитанию у детей культуры здоровья, осознанию ими здоровья как главной человеческой ценности» (М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева). Для младших школьников и родителей этот курс очень важен.

Начиная работу по внедрению программы, я ознакомилась с уже имеющимся опытом и наработками коллег.

Пока мы с ребятами совершаем только первые шаги. Совместно с детьми и родителями говорим об организации правильного питания, узнаем, какие продукты полезны, какие – вредны. В этом году я разработала перспективный план реализации программы, который включает в себя различные формы работы. Это и экскурсии, и участие в конкурах, викторинах, проведение родительских собраний и консультаций, совместные с родителями праздники.

Итогом работы за этот год должна стать защита проекта каждым обучающимся по выбранной им теме.
Формирование представлений о здоровье, здоровом образе жизни происходит у детей через учебный предмет «Окружающий мир».

Образовательный курс позволяют нам воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью. Занятия прививают понимание ценности и важности поддержания организма в здоровом состоянии, пробуждают желание следовать здоровому образу жизни, приемам и методам его реализации, приводят к осознанию, что здоровье каждого человека прежде всего зависит от усилий, которые он сам прилагает.

Мной разработан цикл нетрадиционных уроков, посвященных здоровью человека: «Умственное утомление», «Забота о глазах», «Режим дня», «Мое здоровье» и другие. На уроках рассматриваются такие валеологические вопросы, как личная гигиена, ее значение в укреплении здоровья; взаимосвязь между физическим и эмоциональным состоянием; закаливание организма; значение регулярных занятий физическими упражнениями для формирования правильной осанки; правильное питание. Все уроки проходят с использованием компьютерных познавательных игр.

Я уверена, что внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата, активно приобщает родителей школьников к работе по укреплению их здоровья. Учителям, освоившим эту технологию, становится и легче, и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества.

Елена КОМАРОВА, учитель начальных классов школы №2109


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt