search
main
0

Бедный, талантливый, обаятельный. Новый фильм о молодом Карле Марксе развеивает мифы о бородатом шарлатане

В год столетия революции, поистине изменившей мировую историю, гаитянский режиссёр Рауль Пек снял фильм о человеке, который навсегда изменил само понимание истории. «Манифест Коммунистической партии», написанный этим человеком совместно с лучшим другом и соратником и изданный в 1848 году, оказал на события в Европе второй половины XIX века влияние, которое сложно переоценить. Мало кому из мыслителей, в отличие от полководцев, правителей или учёных, удавалось столь решительно изменить ход истории.

И до сих пор мнения об этом человеке сформированы в основном идеологическими мифами и штампами. Кто-то считает его труды страшнейшим злом, а его самого – чуть ли не предтечей фашизма. Кто-то считает его бородатым шарлатаном, написавшим тома зубодробительных текстов лишь для того, чтобы преподаватели научного коммунизма в университетах могли занимать свои должности. Кто-то отмечает его заслуги лишь как экономиста, но есть и те, кто понимает, что прежде всего этот человек был великим гуманистом, боровшимся за внешнее и внутреннее освобождение человека от роли объекта всесторонней эксплуатации общества.

Нетрудно догадаться – речь идёт о Карле Марксе. Фильм с названием «Молодой Карл Маркс» — не первая биографическая картина гаитянского режиссёра. В 2000 году Пек стал известен широкой публике как режиссёр фильма о борце за независимость и премьер-министре Конго Патрисе Лумумбе (между прочим, его имя почти с самого основания в 1960 году по год 1992 носил Российский университет дружбы народов). В 2016 году вышел документальный фильм Пека под названием «Я вам не негр» (I Am Not Your Negro) — номинированная на «Оскар» история североамериканского расизма сквозь призму воспоминаний о чернокожих борцах за гражданские права: Мартине Лютере Кинге, Малькольме Иксе, Медгаре Эверсе. Теперь перед нами на экране Август Диль, знакомый по колоритной роли проницательного офицера гестапо в искромётных тарантиновских «Бесславных ублюдках». Его Марксу двадцать шесть лет, он женат, беден, невероятно талантлив и… чертовски обаятелен.

Раулю Пеку удалось снять удивительное кино. Знакомство Маркса и Энгельса — молодых, талантливых, страстных, романтичных и очень разных, начало и развитие их удивительной и плодотворной дружбы — вот главная сюжетная линия фильма, но она не замыкается на самой себе. Безупречная работа операторов, монтажёров и художников по костюмам не теснит взаимоотношения героев на второй план, а наоборот, оттеняет их. Зритель с первых кадров погружается в неспокойную атмосферу Европы того времени, наблюдая бурное развитие философской, политической и экономической мысли, становление рабочего самосознания, проникаясь пониманием проблем и чаяний трудящихся. Создателям фильма удаётся, без занудства и лишних подробностей, провести для нас увлекательную экскурсию в историю социалистической мысли первой половины XIX века.

С точки зрения самого жанра в фильме нет ничего принципиально нового, но, пожалуй, режиссёр ставил перед собой не такую цель. Пек снял достоверный историко-биографический фильм — отчасти драматический, отчасти авантюрный, отсылающий нас к лучшим классическим образцам так называемых «бадди-муви», «приятельских фильмов» о крепкой мужской дружбе (не забывая при этом и о любви, с которой Марксу тоже, в общем-то, страшно повезло)… «Молодой Карл Маркс» – картина очень стоящая во всех отношениях: в эстетическом, в историческом, в этическом. Невозможно отрицать её значения, ведь сам Маркс будет актуален до тех пор, пока обществом управляют капиталистические отношения. Фильм замечательно это доказывает – как жизнь самого Маркса доказывает сформулированный им известный «11-й тезис» из работы «Тезисы о Фейербахе»: «Философы лишь различным способом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его».

Фото с сайта kinoxxa.ru

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте