Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Базовые принципы (стандарты) деятельности управляющих советов образовательных организаций Москвы

УГ - Москва, №08 от 24 февраля 2015. Читать номер
Автор:

Общественный совет при Департаменте образования на очередном заседании под председательством депутата Московской городской Думы, директора Московского городского Дома учителя Нины Минько единогласно проголосовал за принятие пакета документов для аккредитации управляющих советов столичных школ.

Основные терминыГосударственно-общественное управление образовательной организацией – взаимодействие в управлении, с одной стороны, различных субъектов, выражающих и представляющих интересы, политику, гарантии и компетенцию государства в области образования (органы государственной власти и местного самоуправления, руководители образовательных организаций), и с другой стороны, различных субъектов, выражающих интересы в области образования гражданского общества, населения.Управляющий совет – коллегиальный орган государственно-общественного управления образовательной организации, состоящий из избранных, кооптированных и назначенных членов и имеющий зафиксированные в уставе этой организации управленческие (властные) полномочия по решению ряда важных вопросов функционирования и развития организации.Общественный управляющий в образовании – представитель деловой, профессиональной, родительской, ученической и иной общественности, наделенный полномочиями представлять и  выражать интересы этой общественности в сфере образования на региональном, муниципальном уровнях и на уровне образовательной организации и входящий в создаваемые для этого органы государственно-общественного управления.Целеполагание и стратегияУправляющий совет (далее – УС) – орган коллегиального управления образовательной организации, представляет, выражает и защищает общие интересы всех участников образовательного процесса, разрабатывает и документально оформляет стратегию деятельности на среднесрочный период, регулярно пересматривает ее в целях поддержания актуальности положений. В рамках разработанной стратегии УС ежегодно определяет ключевые приоритеты своей работы на учебный год.В стратегии УС находят свое отражение все ключевые вопросы функционирования и развития организации:     качество образования,     образовательная программа,    безопасность и здоровье участников образовательного процесса,      кадры,     ресурсное обеспечение образовательных программ,    условия обучения и материальная база школы,     режим работы школы,    кадровая политика образовательной организации,     доступность образования, в том числе  потребности особых категорий учащихся (дети с ОВЗ, дети в трудной жизненной ситуации), развитие разносторонней детской одаренности,    дисциплина, профилактика и разрешение конфликтов,    правовое обеспечение деятельности образовательной организации.УС организует разработку и утверждает программу развития ОО, создает условия для ее реализации и наблюдает за выполнением и результатами.  УС коллегиально, совместно с руководством ОО вырабатывает в ясной и понятной форме цели, которыми должна руководствоваться администрация при принятии тактических и оперативных решений, касающихся повседневного управления ОО, УС, как правило, не вмешивается в повседневные текущие вопросы деятельности  ОО, но определяет стратегию его функционирования и развития. УС обеспечивает условия для формирования и сохранения благоприятной атмосферы, уклада образовательной организации, способствующего эффективному процессу обучения и воспитания. Полномочия и ответственностьОсновные полномочия УС:    согласование образовательной программы ОО, включая содержание компонента образовательной организации, профилей обучения;    утверждение программы развития образовательной организации;    принятие изменений или дополнений в устав ОО с последующим внесением данных изменений и дополнений на утверждение учредителя;    разработка и утверждение локальных актов образовательной организации в соответствии с ее уставом;    утверждение, внесение изменений и дополнений в правила внутреннего распорядка образовательной организации;    согласование штатного расписания, распределения должностных обязанностей;    согласование выбора учебников из числа рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации;     согласование изменений в основной образовательной программе образовательной организации;    установление режима занятий обучающихся по представлению педагогического совета, в том числе продолжительности учебной недели (пятидневная или шестидневная), времени начала и окончания занятий, продолжительности каникул;    согласование участия образовательной организации в реализации инновационных образовательных проектов;     согласование дефектных ведомостей, проектов благоустройства, проектно-сметной документации на производство ремонтных работ, контроль исполнения;    принятие решения о введении (отмене)  единой в период занятий формы одежды для обучающихся;    рассмотрение жалоб и заявлений обучающихся, родителей (законных представителей) на действия (бездействие) педагогического и административного персонала школы;    согласование порядка реализации образовательной организацией дополнительных, в том числе платных, образовательных услуг;    согласование критериев и порядка распределения стимулирующих выплат;     участие представителей УС в экспертных рабочих группах по подготовке решений по распределению стимулирующих выплат работникам ОО;    содействие привлечению дополнительных ресурсов для обеспечения деятельности и развития ОО;    согласование по представлению руководителя ОО плана финансово-хозяйственной деятельности;    заслушивание отчета руководителя ОО по итогам учебного и финансового года;     участие в формировании публичного отчета о деятельности образовательной организации;    утверждение документов, регламентирующих деятельность УС в соответствии с уставом школы и настоящими стандартами, локальных актов в соответствии с решениями общешкольных собраний и конференций, нормативное обеспечение и организация процедур выборов и кооптации при формировании состава УС;    участие в разрешении конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса;    рассмотрение вопросов создания здоровых и безопасных условий обучения и воспитания в школе;    обеспечение информированности общественности о деятельности школы и самого управляющего совета;    организация и проведение независимой оценки деятельности школы;    согласование решений о реструктуризации;    согласование решений о реорганизации образовательной организации, создании в ее составе филиалов в случае обращения учредителя.В случае обращения учредителя образовательной организации управляющий совет может принимать участие в подготовке решения о назначении руководителя образовательной организации, согласовывая или отклоняя представленных кандидатов на замещение должности руководителя образовательной организации.  Участие в подготовке решения о назначении руководителя образовательной организации осуществляется при соответствующем обращении учредителя и наличии у образовательной организации добровольной аккредитации на соответствие настоящим стандартам, проводимой   Общественным советом при Департаменте образования Москвы.Перечень полномочий конкретного УС закрепляется в уставе школы  и в локальном акте «Положение об управляющем совете».   УС принимает решения только по вопросам, отнесенным к его компетенции законодательством и уставом образовательной организации. Решения УС по вопросам, отнесенным уставом ОО к его компетенции, обязательны для исполнения директором, школьным персоналом, всеми участниками образовательного процесса. По вопросам, не отнесенным уставом школы к его компетенции, УС принимает  решения, имеющие для учредителя, руководителя школы и участников образовательного процесса рекомендательный характер. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения УС   своих обязанностей по управлению образовательной организацией, если решения УС ведут к снижению эффективности работы ОО, к нерациональному использованию ресурсов, к повышению конфликтности в школьном сообществе и к другим негативным последствиям,  учредитель имеет право распустить данный состав УС и в предусмотренный уставом срок назначить и провести процедуры формирования нового состава управляющего совета.  Члены УС могут быть подвергнуты процедуре дисквалификации с соблюдением принципа публичности реестра дисквалифицированных общественных управляющих (после нормативного введения в практику дисквалификации как вида ответственности общественных управляющих). УС в целом и каждый член управляющего совета индивидуально несут  ответственность перед всеми участниками образовательного процесса, рискуя своей деловой и человеческой репутацией в общественном мнении школьного сообщества и местного сообщества.Состав управляющего советаВ состав УС входят: директор (по должности), представитель учредителя (назначается учредителем); представители старшеклассников (избираются учащимися школы или органом ученического самоуправления); представители родителей (избирают родители); представители работников школы (избирают работники школы); авторитетные представители местного сообщества, партнеры школы, выпускники (кооптируются в УС после формирования  состава из числа входящих по должности, выбранных и назначенных). В случае если не менее 50% работников школы – члены одной профсоюзной организации, в состав УС в числе представителей работников школы по должности входит председатель первичного профсоюзного комитета.  Количественный состав УС может быть неодинаковым в различных ОО, но количественное соотношение представителей разных групп участников образовательного процесса не должно давать постоянного и решающего преимущества ни одной из групп. Председателя УС избирают открытым голосованием из числа кооптированных членов или родителей, входящих в состав УС. В выборах принимают участие члены управляющего совета, вошедшие в состав управляющего совета по должности, а также на основе процедур назначения, выборов, кооптации. В крупных многопрофильных разноуровневых образовательных организациях модель государственно-общественного управления реализуется с учетом максимально возможного обеспечения обсуждения проблем и учета интересов участников образовательного процесса на всех уровнях и ступенях образования образовательной организации. Не могут стать членами УС лица:    лишенные родительских прав;     имеющие судебное запрещение заниматься деятельностью, связанной с работой с детьми;     признанные по решению суда недееспособными;    имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение уголовного преступления.Планирование и организация деятельностиУправляющий совет разрабатывает и утверждает регламент его деятельности в форме Положения об УС. УС  имеет план работы, план заседаний, план работы комиссий, регламент  информационной деятельности. Управляющий совет создает комиссии/комитеты/рабочие группы по приоритетным направлениям деятельности. При этом в обязательном порядке создается комиссия по вопросам образования детей с ОВЗ и инвалидностью. В комиссии могут входить с их согласия любые лица, которых УС сочтет необходимыми для организации эффективной работы комиссии. Руководство  работой любой комиссии возлагается только на члена совета.Общественный управляющий имеет в школе  место для работы. УС имеет собственную документацию, которая обеспечивает его работу и отражает состояние его дел (протоколы заседаний, списки членов, списки комиссий и др.).    Общественные управляющие получают оперативную и полную информацию о заседаниях совета. УС при необходимости приглашает на заседание граждан, не ставших членами УС, или проводит открытые заседания. В этом случае УС заблаговременно принимает  особое решение. Решение об этом принимает управляющий совет или председатель управляющего совета с обязательным информированием членов УС.Заседания УС проводят:    по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал;    по инициативе председателя;    по требованию руководителя образовательной организации;    по требованию представителя учредителя образовательной организации;    по требованию четверти (или более) членов УС. Заседания управляющего совета правомочны, если на заседании присутствуют не менее половины его членов.Вопросы, предложенные для рассмотрения членами УС (в том числе председателем), руководителем школы, представителем учредителя образовательной организации, включают в повестку дня заседания УС в обязательном порядке. По приглашению члена УС в заседании с правом совещательного голоса могут принимать участие лица, не ставшие членами УС, если против этого не возражает более половины членов, присутствующих на заседании.Общественный управляющий, входящий в комиссию по детям с ОВЗ и инвалидностью,/законный представитель ребенка с ОВЗ и инвалидностью  имеет право обратиться к учредителю ОО с требованием:1. О признании недействительными решений органов управления ОО, в том числе:а) решения УС;б) решения руководителя ОО, если указанным решением нарушены/ущемляются права и (или) законные интересы детей с ОВЗ и инвалидностью.2. Об отказе/уклонении во включении вопроса по соблюдению интересов детей с ОВЗ и инвалидностью в повестку дня (протокол) заседания УС или общешкольного собрания.3. Об отказе/уклонении включения представителя (родителя/эксперта и т. д.) по детям с ОВЗ и инвалидностью в список кандидатур для голосования по выборам в УС.Статус, права, обязанности, ответственность общественных управляющихОбщественные управляющие – члены коллегиального органа управления школой. Общественные управляющие  работают на общественных началах (не получают   денежного вознаграждения). Общественные управляющие имеют равное положение независимо  от социального статуса, должности, места работы, варианта включения в УС (по должности, назначение, избрание, кооптация).Общественные управляющие –  «конструктивные критики»:    отмечают недостатки и формируют предложения по улучшению работы школы на основе хорошего знания существующего положения дел, уважения традиций  и ценностей школьного сообщества;    демонстрируют доверие и оказывают поддержку друг другу,  педагогам и администрации;    продвигают и отстаивают интересы школы в социальном окружении, поддерживают репутацию  школы и ее традиции.Общественные управляющие имеют удостоверения, выдаваемые  в установленном порядке. Общественные управляющие имеют право действовать индивидуально в тех случаях, когда УС делегирует им полномочия действовать таким образом. Общественные управляющие не могут  непосредственно вмешиваться в профессиональную деятельность директора, педагогов, работников школы, учащихся, требовать от них выполнения своих пожеланий. Права Общественные управляющие имеют право: Участвовать в обсуждении и принятии решений УС.Открыто выражать собственное мнение на заседании УС.Досрочно выйти из состава УС.Получать информацию о дате, времени, месте проведения заседаний УС и необходимые материалы по обсуждаемому вопросу. Инициировать проведение заседания УС по любому вопросу, находящемуся в его компетенции.Требовать от администрации предоставления информации по вопросам, находящимся в компетенции УС. Инициировать создание комиссий УС, быть их руководителем или членом. Представлять школу в отношениях с учреждениями, организациями и государственными органами в рамках компетенции УС.Участвовать в заседании педагогического совета школы с правом совещательного голоса.Иметь доступ в здания, помещения,   прилегающие территории ОО.Получать по запросу любую  информацию ОО, за исключением информации о персональных данных, если не соблюдены предусмотренные законом процедуры.Получать необходимые для своей работы знания в рамках специальной подготовки школьного управляющего. Неоднократно быть избранным в состав УС, в том числе на основе самовыдвижения своей кандидатуры. Обязанности  Общественные управляющие обязаны:Регулярно участвовать в заседаниях УС, не пропускать их без уважительной причины.В качестве члена или председателя комиссии УС принимать активное участие в ее работе, готовить квалифицированные проекты решений УС.Проявлять личную активность в обсуждении, принятии и исполнении решений УС.Выслушивать мнение коллег и уважать их позицию по обсуждаемым вопросам. Уважать профессиональное мнение директора и работников школы, проводить консультации с ними при подготовке предложений и проектов решений.   Постоянно повышать свою компетенцию в области  устройства школьной жизни,  организации в ней образовательного процесса, финансово-экономической деятельности образовательной организации.Заранее в предусмотренные сроки подать мотивированное заявление о выходе на имя председателя УС.Обеспечивать информирование всех участников образовательного процесса о планах и решениях УС.Не использовать членство в УС для удовлетворения своих личных интересов (например, в интересах  собственного ребенка).В случае несовпадения интересов выдвинувшей общественного управляющего группы с интересами школы подчиняться коллегиальному решению УС.Участвовать в подготовке материалов для содержательного и компетентного рассмотрения вносимого в повестку заседания УС вопроса.Принимать решения исходя из принципа недопустимости ущемления гарантированных государством прав участников образовательного процесса. Соблюдать конфиденциальность в отношении определенных вопросов, обсуждаемых на УС, особенно в вопросах, касающихся работников школы, учащихся и их семей, а также при обсуждении вопросов, касающихся школы, вне заседаний УС.Ответственность  Член УС несет ответственность за свои действия, осуществляемые в рамках деятельности УС, и за свое участие в работе УС.При невыполнении членом УС своих обязанностей в рамках деятельности совета УС вправе рассмотреть вопрос о его выводе из состава совета.Член УС выводится из его состава в следующих случаях:     по его желанию, выраженному в письменной форме;     представитель учредителя – при отзыве;     руководитель или работник – при увольнении с работы;     в случае пропуска более двух заседаний подряд без уважительной причины;    обучающийся – в связи с окончанием образовательной организации или отчислением (переводом) обучающегося, представляющего в УС обучающихся ступени среднего (полного) общего образования;     в случае совершения аморального проступка, несовместимого с выполнением воспитательных функций, а также за применение действий, связанных с физическим и/или психическим насилием над личностью обучающихся;     в случае совершения противоправных действий, несовместимых с членством в УС образовательной организации;     при выявлении следующих обстоятельств, препятствующих участию в работе УС: лишение родительских прав, судебный запрет заниматься педагогической и иной деятельностью, связанной с работой с детьми, признание по решению суда недееспособным, наличие неснятой или непогашенной судимости.После вывода из состава управляющий совет принимает меры для замещения выбывшего члена (довыборы либо кооптация). При этом выбывший член УС может избираться или кооптироваться в состав УС от другой категории участников образовательного процесса, если его социальный и гражданский статус не противоречит требованиям настоящих стандартов.В случае освобождения руководителя образовательной организации от должности управляющий совет прекращает свою деятельность и распускается. Новое формирование состава управляющего совета происходит в соответствии с локальными актами образовательной организации. При этом в состав УС по должности включается новый руководитель образовательной организации (если учредитель образовательной организации принял соответствующее решение о назначении) или исполняющий обязанности руководителя образовательной организации (до принятия учредителем решения о назначении руководителя образовательной организации). После завершения всех установленных процедур приказ о формировании УС издается новым директором образовательной организации  или исполняющим обязанности руководителя образовательной организации. Принятие решений и контроль их исполненияПри принятии решений соблюдают все установленные уставом и иными локальными актами образовательной организации требования (уведомление членов УС в установленном порядке, своевременное предоставление для изучения всех необходимых материалов, кворум на заседании и т. д.). Проекты решения УС готовит профильная комиссия (временная рабочая группа) УС. Принятию наиболее важных решений предшествует обсуждение проектов решений участниками образовательного процесса образовательной организации, в том числе на заседаниях коллегиальных органов управления (педагогический совет, ученический совет и др.), школьных и классных собраниях, на специально организованных коммуникативных площадках в сети Интернет (на сайте школы). Решения и протоколы заседаний УС хранят в образовательной организации и включают в номенклатуру дел.  Все принятые УС решения  обязательно доводят до сведения участников образовательного процесса в соответствующем разделе сайта ОО.УС осуществляет обязательный контроль реализации принятых решений, организовывая для этого сбор и анализ необходимой информации. Результаты анализа обсуждаются на заседаниях и находят дальнейшее отражение в документах УС.Все заседания УС открытые, возможна их онлайн-трансляция,  за исключением случаев, требующих конфиденциальности.Кадровая политика В случае обращения учредителя образовательной организации УС принимает участие в подготовке решения о назначении руководителя образовательной организации, согласовывая или отклоняя представленных кандидатов на замещение должности руководителя образовательной организации. Участие в подготовке решения о назначении руководителя образовательной организации осуществляется только при наличии у образовательной организации добровольной аккредитации на соответствие настоящим стандартам, проводимой Общественным советом при Департаменте образования  Москвы.УС вправе инициировать  рекомендации  в отношении приема и увольнения представителей администрации и педагогов. УС  выступает с рекомендациями по направлению представителей администрации и педагогов для участия в программах профессионального развития (повышения квалификации), УС согласовывает критерии внутришкольной оценки качества работы учителей.  УС согласовывает процедуру оценки качества работы учителей и профессионального развития педагогов и получает информацию о результатах оценки качества работы персонала ОО. УС согласовывает меры, реализуемые в отношении учителей по результатам оценки качества работы, в том числе порядок материального стимулирования педагогов. УС согласовывает кандидатуры педагогов для представления на награждение, выдвижения для участия в конкурсах. УС выступает с рекомендациями (вносит предложения) по проведению дополнительных контрольных мероприятий в отношении деятельности педагогов, администрации и иных сотрудников школы; по определению или изменению мер, реализуемых в отношении учителей по результатам оценки качества их работы, в том числе порядок и критерии/показатели материального стимулирования. Общественные управляющие устанавливают  конструктивные отношения с  работниками образовательной организации, создавая условия для эффективной реализации ими своих функций, оказывая поддержку в профессиональном развитии.Мониторинг и оценкаУС отслеживает результаты деятельности школы, характеризующие прогресс в достижении целей и задач программы развития, конкретных планов и проектов, утвержденных УС. УС анализирует   данные результаты, выявляя причины, по которым этот прогресс выше или ниже ожидаемого, и принимает по результатам соответствующие решения (внесение изменений в программу развития, принятие конкретных мер и др.). Общественные управляющие регулярно посещают школу, наблюдая за условиями жизни и обучения, организацией питания, работой библиотек, поведением учащихся и др., общаясь с учителями и другими работниками образовательной организации.  Конкретные цели и вопросы посещений, их график и регламент утверждает УС и согласовывает  с директором. В течение года УС инициирует сбор и анализ информации, обсуждение на своих заседаниях или заседаниях комиссий (рабочих групп) вопросов, связанных с функционированием и развитием образовательной организации, в том числе:    посещаемость занятий учащимися;    результаты итоговой аттестации учащихся;    внеучебные достижения учащихся;    состояние заболеваемости участников образовательного процесса;    нарушения поведения учащихся как внутри школы, так и за ее пределами;    безопасность образовательной среды;    информатизация образовательного процесса;    организация питания;    имидж образовательной организации;    инновационная деятельность;    корпоративный уклад образовательной организации;    развитие разносторонней детской одаренности;    работа с детьми с особыми образовательными потребностями;    удовлетворенность семей качеством деятельности школы.Окончание в «УГ-М» №9


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту