Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Баланс традиций и инноваций. Исаак Калина стал наследником Георгия Асеева

Учительская газета, №46 от 16 ноября 2010. Читать номер
Автор:

В соответствии с решением нынешнего мэра Москвы Сергея Собянина недавний заместитель министра образования и науки РФ Исаак Калина возглавил столичный Департамент образования. Это событие, несмотря на вроде бы региональное значение, тем не менее стало событием поистине российского масштаба. На этом посту Калина сменил Ольгу Ларионову, но на самом деле его в полной мере можно считать наследником Любови Кезиной и Георгия Асеева, возглавлявших до того столичное образование по двадцать с лишним лет каждый.

Сегодня все в стране ломают голову над тем, что же заставило благополучного чиновника пересесть из кресла федерального уровня в региональное. С одной стороны, это можно рассматривать как определенное понижение, но с другой – это абсолютно не так. Чиновники высшего уровня декларируют, что нынче Москва должна быть субъектом РФ, но не регионального, а именно федерального уровня. К этому уровню стремится новый мэр столицы Сергей Собянин во всех направлениях, в том числе и в сфере образования. Для столицы это хорошо, так как, взбираясь выше, можно увидеть дальше, да и панорама куда как обширнее. Для Москвы, всегда лидировавшей в образовании, такой подход значит больше, чем простое кадровое изменение. В столице, впрочем, как и в других субъектах Российской Федерации, роль личности всегда весьма значима. Асеев, возглавлявший городской отдел образования, за пару десятков лет вывел образование на значительные позиции в советское время. Кезина, сменившая Асеева при Ельцине, в советское, постсоветское и перестроечное время буквально строила новую столичную систему образования, и это ей удалось и в прямом, и в переносном смысле – при Любови Петровне появились школы, построенные по новым проектам, школы, работавшие над новым содержанием образования, – гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением предметов, городские педагогические вузы, новые детские сады, программы подготовки рабочих кадров и многое другое. Ольге Ларионовой пришлось главным образом держать систему на достигнутом уровне, так как на ее долю выпало время кризиса и сокращения бюджета, еще при Кезиной достигшего, прямо скажем, рекордных объемов. Общеизвестно – в столице педагоги и воспитатели получают зарплаты, о которых даже мечтать не смеет вся страна. Назначение Исаака Калины на пост руководителя Департамента образования Москвы – это не просто очередное кадровое решение, а решение эпохальное, потому что ему предстоит решение нелегких задач. Фигура выбрана знаковая, потому что придумать, кого еще, кроме Исаака Иосифовича, можно было бы назначить на такой пост (раз уж принято решение о смене руководителя в МДО), практически невозможно. Любой региональный чиновник от образования не подходил по разным причинам: во-первых, ему бы мешал предыдущий опыт (тот, кто имел дело с дефицитным бюджетом, подчас не знает, как управляться с избыточным), во-вторых, пришлось бы долго и трудно входить в специфику образования Москвы, наконец, в-третьих, нельзя сбрасывать со счетов пресловутый столичный снобизм (продвинутые московские директора всегда ведут себя по принципу «мы сами с усами, и нечего нам что-то диктовать»). В этом смысле Калина подходит по всем критериям. Во-первых, он превосходно знает федеральное законодательство, все нормативные документы и сможет по высоким федеральные меркам выкроить дорогостоящее и высокоинтеллектуальное московское образовательное полотно. Во-вторых, навряд ли на первых порах кто-то из видных московских педагогов осмелится ему перечить в том или ином случае – придется признать, что он явно знает больше. В-третьих, у него есть связи на федеральном уровне, они, кто знает, возможно, помогут внести в федеральное законодательство те изменения, которые назрели, но по тем или иным причинам не проходили. Наконец, в-четвертых, Калина уж точно сможет перенести лучший региональный опыт в столицу, так как он его хорошо изучил за время нахождения на посту директора Департамента госполитики, а затем и заместителя министра образования и науки РФ. Словом, аргументов за назначение Исаака Калины достаточно. Но есть и еще один, тоже весьма существенный – трудовая биография нового назначенца. Он не просто чиновник, а чиновник, корнями закрепившийся в системе образования, прошедший практически все ступеньки в иерархии, начиная, как принято говорить, от земли. За спиной Исаака Иосифовича долгие годы работы в системе образования. Уроженец села Шарлык Оренбургской области, он с отличием окончил Оренбургский государственный педагогический институт имени Валерия Чкалова по специальности «математика», Российскую академию государственной службы при Президенте Российской Федерации, как настоящий мужчина в 1972-1973 годах служил в Советской армии. С 1973 года работал преподавателем СПТУ-12, учителем математики в сельской школе, директором школы-интерната в Оренбурге, заведующим промышленным роно Оренбурга, заместителем начальника, а затем и начальником Главного управления образования администрации Оренбургской области, защитил диссертацию, получил звание заслуженного учителя. В 2002 году его судьба сделала резкий поворот. Калина расстается с родной Оренбургской областью, переезжает в Москву и поступает на работу в издательство «Просвещение», где отвечает тем не менее за работу с регионами. На вопрос, почему он принял такое решение, Калина отвечает: дескать, надоела чиновничья служба и возврата к ней не будет. Но в 2004 году Исаак Иосифович еще раз сильно удивляет педагогическое сообщество – он принимает приглашение нового министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко и возглавляет Департамент государственной политики в сфере образования, а в 2007 году по распоряжению Председателя Правительства РФ становится заместителем министра образования и науки Российской Федерации. Биография Исаака Иосифовича Калины во многом сходна с биографией Георгия Леонидовича Асеева, который руководил московским образованием с 1962 года по май 1986 года. Калина будет продолжать линию «мужского управленческого лидерства», которая была взята при Асееве. Ко всему прочему биографии Калины и Асеева до удивительного схожи. Георгий Асеев тоже родом не из Москвы, он родился в Иркутске, после окончания педагогических курсов в Загорске работал учителем русского языка и литературы в сельских школах Дубенского района Тульской области, окончил МГПИ имени А.Бубнова, служил в частях ВВС Балтийского флота. С 1946 года был завучем мужской средней школы № 186, директором школы №182, заведующим Коминтерновским роно, вплоть до ухода на пенсию – начальником. Асееву многое удалось сделать, есть надежда, что это удастся и Калине. Правда, Исааку Иосифовичу придется куда сложнее, чем Георгию Леонидовичу, – тот создавал традиции московского образования, Калине придется их сохранять, бережно и точно внося нужные изменения. Три события в новой жизни Калины – руководителя Департамента образования уже произошли. Первое – представление на должность в рамках совещания аппарата МДО, когда заместитель мэра Людмила Швецова высказала некие ожидания насчет грядущего расцвета столичной школы под руководством Калины, а Исаак Иосифович на это весьма дипломатично ответил: дескать, посмотрим, но продолжать все лучшее, что есть, будем, добиваться новых вершин станем. Второе событие было уже высшего федерального уровня – в школу №1060 приехал вручать Хрустального пеликана ее директору и учителю математики Михаилу Случу, ставшему учителем года России в 2010 году, сам Председатель Правительства РФ Владимир Путин, и Калина мог в полной мере оценить, как московские управленцы способны не обмануть ожидания премьера – Путин не мог сдержать слов восхищения увиденным в школе. Третье событие – коллегия Департамента образования, в повестке дня которой были два вопроса – об ученическом самоуправлении и плане действий в рамках национальной инициативы «Наша новая школа». Все думали, что вновь назначенный руководитель заседание коллегии отменит, но Калина поступил по принципу «с корабля на бал» и отменять ничего не стал. Вот на этом заседании его характер и методы работы проявились в полной мере. Во-первых, он внес в привычный уже ход заседаний такого рода много кардинальных изменений, например предложил проводить предварительные обсуждения вопроса путем электронного общения и голосования – в этом случае обсуждение на заседании станет более точным, содержательным и энергичным. Во-вторых, совершенно справедливым было и другое предложение – рассматривать все вопросы под углом принятия возможных управленческих решений. На мой взгляд, оба предложения как раз и поднимут уровень работы столичных управленцев. А это только начало… Нельзя не сказать и еще об одном, уже личном событии – 14 ноября Исаак Калина отметил 60-летний юбилей. Не каждому дано получить к юбилею в подарок столичную систему образования. Исааку Калине в этом смысле посчастливилось, у него начинается далеко не пенсионная жизнь, а новый виток, надеюсь, успешного продолжения карьеры педагога-управленца. P.S. Журналисты «Учительской газеты» сердечно поздравляют Исаака Иосифовича с юбилеем и желают ему больших успехов в работе и в жизни.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту