search
main
0

Балалайки нежный тембр. ​Юбилей

Мало кто помнит, а может, и вовсе не знает, что в марте 2018 года исполнилось 130 лет со дня рождения профессиональной концертной балалайки. Этой дате была посвящена целая серия мероприятий как в России, так и за рубежом под общим названием «Петербургская международная неделя балалайки «Русское чудо». Петербургской неделя названа, потому что именно в городе на Неве балалайка обрела свою сценическую жизнь, а русским чудом балалайку окрестили иностранные критики и журналисты во время зарубежных гастролей Андреевского оркестра. Накануне фестиваля мы пообщались с директором Государственного академического русского оркестра имени В.В.Андреева Натальей Митиной.

Как рассказала наша собеседница, концертной балалайка стала в Петербурге после выступления на площади Островского мини-оркестра, состоящего из 8 музыкантов, под управлением Василия Васильевича Андреева. До этого выступления с таким инструментом было запрещено появляться в людных местах. Во времена Василия Андреева люди увлекались мандолиной, однако играли не по нотам, а на слух. Он же создал первый оркестр из струнных инструментов, и, по сути, благодаря его гениальным менеджерским качествам и фанатичной увлеченности музыкой интерес к балалайке стал повальным сначала в русском обществе, а затем и за рубежом. Например, после его зарубежных гастролей только в США были организованы 36 балалаечных оркестров. Василий Андреев ни много ни мало сделал балалайку профессиональным инструментом и брендом России.- Я убеждена, что любовь к русским инструментам даже не нужно воспитывать, – говорит Наталья Митина. – Потому что она есть в каждом из нас. Нужно просто распахнуть ей сердце. Например, приходя на наши концерты. Мне запомнилось одно происшествие на концерте, который мы давали в Большом концертном зале «Октябрьский». Когда сыграли одно из произведений, возникла пауза для настройки, и в это время какой-то маленький мальчик, сидевший на руках у мамы и папы, закричал на весь зал: «Папа, мама, купите мне такую балалайку!» Вот ради этого мы и работаем, и то, какими вдохновленными люди уходят, для нас очень важно. В этом волшебная сила балалайки. Всем нравится ее мягкий, глубокий и такой родной нам звук. Он, к слову, ближе всех к человеческому голосу. Нежный тембр балалайки гармонизирует все в человеке. Недаром ученые-акустики даже считают, что балалайка умеет оздоравливать.- Попасть в ваш оркестр, наверное, сложно?- Да, только пройдя конкурсный отбор. Все наши музыканты являются виртуозами. Ведь это лишь кажется, что играть на струнных инструментах легко. Для того чтобы исполнять произведения зарубежной и русской классики, нужен высокий профессионализм. Хочу заметить, что в нашем оркестре есть интересная особенность – в нем работает очень много людей, занимающихся наследием Василия Андреева. Мы чтим и развиваем традиции, им заложенные. Именно ему мы обязаны созданием уникального коллектива и воплощением его мечты в жизнь. Его называли «русский Штраус», его идее стал подражать весь мир. После гастролей за рубежом все поголовно побросали мандолины и начали учиться играть на балалайках и домрах. Это был настоящий музыкант, фанатично и преданно служивший искусству. Он и умер во время гастролей на Северный фронт Красной армии в ночь на 26 декабря 1918 года. Наследников у Василия Васильевича не осталось, поэтому некому было приводить в порядок его архивы. Наши чудесные музыканты Татьяна Кузьменко, Иван Амолин, Екатерина Ломова, Александр Милютин сейчас занимаются исследованием жизни и творчества этого удивительного человека. И на каждом концерте мы обязательно рассказываем зрителям о том, кому обязаны триумфальным шествием по миру русского чуда.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте