search
main
0

Бакушинские чтения – набатный колокол. Каких граждан желает видеть наше государство

Фойе гимназии №3 города Белгорода гудит, словно улей. Вот уже четвертый раз кафедра теории и методики воспитания под руководством кандидата педагогических наук, профессора Белгородского регионального института повышения квалификации, подготовки и переподготовки специалистов Светланы Ивановны Линник-Ботовой собирает педагогов на чтения, которые носят имя Бакушинского.

IV Бакушинские педагогические чтения вполне оправданно носят статус международных. Главная тема педагогических чтений: «Воспитание и творческое развитие личности: проблемы, пути решения». И на пленарном заседании, и в работе секций лейтмотивом звучала тема духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания. Анатолий Васильевич Бакушинский, известный российский историк искусства, выдающийся педагог и музейный деятель, придавал исключительное значение народному творчеству в сохранении и развитии духовной культуры. Его идеи и по сей день имеют огромное значение в деле воспитания молодежи на основе народных традиций духовной культуры.Сегодня молодое поколение можно обвинять в разных пороках, таких как наркомания, алкоголизм, отчуждение от родных и близких, преступность. И это далеко не полный перечень тех антиобщественных явлений, которые характерны для немалой части юношей и девушек.Наблюдая за тем, как государство ломало достаточно устойчивое состояние экономики, сложившуюся систему политического устройства, в том числе и систему образования, я пришел к горькому выводу. Те политики, что разрушили все советское, не несли и не несут никакой ответственности ни за судьбу народа, ни за судьбу страны и государства. У этих горе-реформаторов не было ни в теоретическом, ни в практическом плане осознания того, куда нам следует идти. Обвинять кого-то и обнажать проблемы, конечно, легче. Тем более что все это видно невооруженным глазом. А вот каковы же пути решения этих проблем? На этот вопрос и пытались ответить ученые-педагоги кафедры теории и методики воспитания вместе с практическими работниками. Не случайно эти чтения проходили в гимназии №3. Именно здесь наработан определенный опыт по духовно-нравственному воспитанию личности. Об этом подробно рассказывала директор этой гимназии заслуженный учитель РФ Г.И.Заморозова в своем докладе «Культурные и нравственные императивы как основа формирования образа выпускника гимназии». Интересным с точки зрения теории и с точки зрения практического опыта был доклад профессора С.И.Линник-Ботовой. Он был нацелен на решение проблемы преемственности в системе художественного образования и воспитания, акцентировал внимание на роли предметов эстетического цикла в формировании духовно-нравственных начал личности. А кандидат педагогических наук, заведующая Центром духовно-нравственного воспитания кафедры теории и методики воспитания Т.А.Приставкина свое выступление посвятила духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию личности в свете федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.Я, как директор школы, рассказал об опыте совместной деятельности всех социальных институтов культурно-образовательного центра села Шелаево в деле воспитания молодежи на примере лучших традиций нашего народа. Этой работой у нас заняты все, начиная от главы администрации села и до председателя Совета ветеранов. Школа же составляет ядро социокультурного комплекса.Серьезную озабоченность выразили участники Бакушинских чтений тем беспределом бездуховности, граничащей с безнравственностью, а иногда и аморальностью, что нередко демонстрируют телевидение и другие средства массовой информации. Это разлагающе действует на молодежь и наносит вред делу воспитания, нередко сводя на нет все усилия педагогов. Странной кажется и позиция государства в этом деле. Государство за 20 лет реформирования так и не создало четкой программы воспитания общества. Каких же граждан, жителей страны желает видеть наше государство? Законопослушных, преданных правящей партии, влюбленных в государственных деятелей и депутатов, грудью защищающих олигархов, толерантных по отношению к коррупционерам? Но будущего у такого государства нет. Государство, если оно желает жить в гармонии с обществом, должно создавать условия для гармонического развития каждого члена общества, заботиться о людях не в высокопарных речах, а в конкретных делах. Государство, то бишь те, кто сегодня властвует, должны показывать живой пример высоконравственной личности. Пока этого, к сожалению, нет.Сегодня духовному возрождению России больше способствует церковь как неотъемлемая часть нашего общества. И тут исключительно важно не соперничать школе и церкви, а как можно больше помогать друг другу в общем деле: способствовать духовно-нравственному становлению личности. Выводы после работы форума были однозначны.Сегодня, во-первых, ни у кого не вызывает сомнений, что России, нашему народу жизненно необходимо духовное возрождение, иначе нас ждет полное разложение и деморализация общества.Во-вторых, проблема духовно-нравственного воспитания населения может решаться только совместными усилиями: семьи, государства, педагогической общественности, церкви, всех социальных институтов общества.В-третьих, именно государство должно объединить всех и вся под свои знамена в духовно-нравственном возрождении российского общества.​Василий ПОДЕРЯГИН, народный учитель СССР, директор Шелаевской школы, Валуйский район, Белгородская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте