search
main
0

Аз да буки – к мудрости ступеньки. Путешествие в историю сельской школы

Музейный час – это экскурсия с применением интерактивных технологий. Он меняет привычную форму ведения традиционных мероприятий, делает изучение истории родного края, жизни выдающихся земляков более интересным и содержательным. На музейном часе «Аз да буки – к мудрости ступеньки» используются методы создания игровых ситуаций, организуется интерактивный диалог, театрализация, самостоятельная познавательная деятельность. Эти методы соответствуют возрастным особенностям учеников 5-7-х классов. Экскурс в прошлое носит вариативный характер: он может проводиться как в нашем школьном музее, так и в любом детском учреждении и даже в домашних условиях. Для этого разработаны демонстрационные материалы в форме компьютерной презентации. Последняя форма (вне музея) весьма актуальна, потому что позволяет детям с ограниченными возможностями получать знания, приобщиться к музейной культуре. А организаторы виртуальной экскурсии имеют возможность трансформировать, творчески использовать материал. Необходимость в этом возрастает в условиях малокомплектности классов, школ и отсутствия часов на региональный и школьный компоненты учебного плана.

1. Мотивационный этап

Учитель: Вы хорошо знаете, что хранилищем прошлого являются музеи. Один из них более 20 лет работает в школе села Верхняя Маза Радищевского района Ульяновской области. Сейчас в маленьком музее этой сельской школы два зала. Первый – Давыдовский.

(Учитель показывает репродукцию портрета Дениса Давыдова кисти художника Доу.)

А где можно увидеть этот портрет Дениса Васильевича Давыдова? Да, портрет организатора партизанской войны против французов навечно установлен в галерее героев Отечественной войны 1812 года в Государственном Эрмитаже. Верхнемазинская школа носит имя этого славного сына России.

Известно, что десять последних лет своей недолгой жизни Денис Васильевич прожил в селе Верхняя Маза Сызранского уезда Симбирской губернии. Здесь он написал много стихотворений и воспоминаний о войне 1812 года, помогал крестьянам в неурожайные годы хлебом, нанял учителей и при барском доме учил дворовых детей грамоте. Но, к несчастью, 22 апреля 1839 года герой-поэт Денис Васильевич Давыдов внезапно скончался, едва закончив письмо князю Голицыну о предстоящей церемонии перенесения праха П.И. Багратиона на Бородинское поле… И в течение шести недель тело героя-поэта покоилось в склепе верхнемазинской церкви.

После смерти Дениса Васильевича его вдова распустила учителей, и школа закрылась. В 1845 году Софья Николаевна в память о муже построила белокаменную церковь. Когда и как сельские ребятишки снова начали учиться грамоте? Об этом можно узнать в краеведческом зале школьного музея.

2. Содержательно-операционный этап

Когда и кем была построена школа – об этом рассказывают сцены из музейного спектакля «В начале жизни школу помню я».

(Дети показывают сценку.)

Учитель: «Опросной лист» из архива Симбирской губернии рассказывает о том, что в 1867 году сын героя-поэта Д.В.Давыдова отставной штабс-капитан Николай Денисович Давыдов рядом с церковью построил деревянное здание и стал первым попечителем школы первой ступени. В 1872 году в селе Верхняя Маза было открыто волостное начальное народное училище.

Вам, наверное, известно, что многие из нас, живущих сейчас в России, – потомки крестьян. Хотите заглянуть в сельскую школу, в которой более 150 лет назад учились ваши предки? Хотите узнать, чему и как учили крестьянских детей? Договоримся: во время путешествия самые смекалистые и сметливые смогут музейные предметы в руках подержать или же заработать на память школьные денежные единицы, «зуны», с эмблемой фонда «Денис Давыдов – патриот России».

Чтобы идти в школу XIX века, надо было хорошо подготовиться. Как? Во-первых, надо одеться. Во что?

Отгадайте загадки:

Привяжешь – пойдут, отвяжешь – останутся.

Весь в крестах, а почета нету.

В лесу родился, в руках крестился, на ногах умер.

Из липы свито дырявое корыто, по дороге идет, клетки кладет.

Все вы догадались, о чем идет речь, но первым был…

(Учитель называет имя ученика.)

Учитель: Я с удовольствием даю померить эти лапти одному из первых учеников школы XIX века!

Вам, наверное, известно, что лапти в доме плели мужчины. А что же готовила для сына мать, отправляя его в школу?

(Дети пытаются ответить на вопрос.)

Учитель: Да, женщины из льняной и конопляной пряжи на ткацком станке ткали холст, а потом суровыми нитками шили одежду. Скажите, чего еще не хватает нам для обучения?

Учитель: Правильно, вот этой холщовой котомки, или сумы – сумки, сшитой суровыми нитками из домотканого холста.

Звенит звонок – начинается урок, урок не простой, а интересный – музейный.

Предлагаю разделиться на две группы, или «партии», как говорили в старину. Каждая «партия» может собираться в круг и советоваться.

Предлагаю «партиям» выбрать правильный ответ на вопрос:

Какие предметы изучали дети в начальной народной школе XIX века: 1) география; 2) Закон Божий; 3) математика; 4) арифметика; 5) история; 6) музыка; 7) родной язык; 8) гимнастика; 9) пение; 10) биология.

Посетив уроки в Верхнемазинском начальном училище, инспектор народных училищ отметил, что ученики показали удовлетворительные знания по Закону Божьему, родному языку, чтению. Он доложил директору народных училищ Симбирской губернии И.Н.Ульянову о том, что в день осмотра Верхнемазинского училища расписание уроков не было вывешено. Помогите «провинившемуся» учителю: составьте расписание на сегодняшний день.

(Ученики составляют свои варианты расписания.)

Учитель: Посмотрите на это расписание уроков, составленное одной из наших «партий», и скажите, нет ли ошибок, могло ли оно быть таким в XIX веке?

1. Арифметика.

2. Закон Божий.

3. Родной язык.

Учитель: В 1879 году, посетив уроки в Верхнемазинском начальном училище, инспектор народных училищ отметил, что уроки гимнастики не проводятся из-за тесноты классной комнаты, и рекомендовал проводить «гимнастику свободных движений». Кто догадался, что это такое?

(Дети высказывают предположения.)

Учитель: Вероятно, современная физкультминутка или физкультпауза.

Звенит звонок – на игру зовет.

Учитель: Какие русские народные подвижные игры вы знаете? Хотите поиграть на улице или в холле?

Догонялки «Дедушка-рожок».

Играющие делятся на две равные группы и занимают места на противоположных сторонах площадки, где линиями отмечены их «дома». Выбирают водящего, которого называют дедушка-рожок, дом его находится в стороне. Водящий громко говорит: «Кто меня боится?» Игроки ему отвечают: «Никто!» – и тотчас перебегают из одного дома в другой через все поле. Бегут и поддразнивают водящего: «Дедушка-рожок, съешь с горошком пирожок!» Дедушка-рожок может не сразу выбегать и ловить детей. В ответ на их дразнилку он говорит им: «Ваши быстрые ноги бегут по дороге! Но я вас догоню!»

Дедушка-рожок выбегает из своего дома и старается осалить игроков (дотронуться рукой). Тот, кого он осалил, вместе с ним ловит играющих. Как только играющие перебегут из дома в дом и водящий с помощником займут свое место, игра может возобновиться. Прежде чем перебежать еще раз, играющие просят водящего: «Дедушка-рожок, сядь на лавку, смотри в печь, как пироги будем печь!» Дети договариваются, после какого по счету повторения игры они выберут другого водящего или закончат догонялки.

Снова звенит звонок – на урок зовет.

Учитель: Как и Денис Давыдов, великий русский писатель Лев Толстой в своей усадьбе «Ясная Поляна» открыл школу для крестьянских детей и составил для них свою «Азбуку». А почему первоначальное пособие по обучению грамоте так назвали в старину?

Учитель: Верно, книги печатались с помощью букв славянского алфавита. Какие буквы заинтересовали вас? Какая буква в учебнике позапрошлого века встречается чаще других?

Учитель: Верно, ъ – ер. В X-XVII веках эта буква обозначала ослабленный, произносимый очень кратко (редуцированный) полугласный звук. Хотите узнать, когда в словах писался ъ (ер)? Нам поможет русский писатель, собиратель слов и пословиц Владимир Иванович Даль. Давайте обратимся к его словарю, который был издан в 1866 году: «Ъ – буква ер, твердая полугласная, а ныне безгласная; встарь ставилась и посреди слов, за согласною, чтоб придать ей легкий, неясный гласный звук (съвет, вместо совет и пр.); а ныне только перед мягкою согласною, чтоб согласная оставалась твердою, но переходила в й (съёжится, съедать, съюлить и пр.), либо перед и, обращая его в ы, которое состоит из ъ и и; затем, в конце слова, по твердой согласной, притупляя ее».

А сейчас ъ пишется только… Где?

(Ученики отвечают.)

3. Рефлексивно-оценочный этап

Учитель: Как вы думаете, трудно было учиться в XIX веке?

Учитель: А вам сегодня легко далось путешествие в школу XIX века? О чем захотелось еще узнать? Сколько «зунов» с факсимиле Д.В. Давыдова получили на память? Понравился ли вам этот музейный час? Попробуйте написать «отзыв» о нем.

Софья УЗБЕКОВА, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Верхнемазинской средней школы имени Д.В.Давыдова Ульяновской области

Координаты школьного музея:

Адрес: 433921, Ульяновская область, Радищевский район, с. Верхняя Маза.

Школа имени Д.В.Давыдова.

E-mail: davidow1784@rambler.ru

Cайт: www.vmssh.narod.ru

С «Учительской газетой» я знакома почти полвека. Помню, как в бревенчатом учительском доме с братьями листали старые подшивки, выбирали фотографии для своих «газетных альбомов». И только строгий отцовский «отбой личному составу» мог прервать это увлекательное занятие… Помню, как в 1976 году неожиданно получила письмо: редакция «УГ» просила меня, молодого педагога, рассказать об идеологической работе. «Работаю без году неделя, вся моя «идеология» заключается в обучении и воспитании сельских школьников, и писать об этом в такую большую газету нескромно», – решила я после недолгих раздумий. Однако остаться совсем незаметной и скромной как-то не удалось. Мои статьи о школьном музее Д.В.Давыдова, жизни и творчестве героя Отечественной войны 1812 года и поэта пушкинской плеяды не раз появлялись в журнале «Мономах», в газете «Восход». А в прошлом году по результатам второго тура Всероссийского конкурса «Русское слово» мое эссе включили в сборник творческих работ «Русский язык – ключ к профессиональному и жизненному успеху». В конце мая в числе двадцати пяти победителей-финалистов получила приглашение на второй фестиваль русской речи в Санкт-Петербурге.

И пусть только через тридцать лет, но я все-таки решилась написать в «УГ» об «опыте идеологической работы». Может быть, не только инновационные и «звездные» уроки, но и такие музейные часы кому-то тоже нужны? Ищу единомышленников!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте