Вот уже несколько лет в Дзержинском районе Калужской области реализуются программы гражданского образования и воспитания. Учащимся при этом прививаются следующие навыки:
способность защищать свои права, но при этом соблюдая права других граждан;
способность к конструктивному диалогу как с представителями власти, так и с объединениями других граждан;
умение делать свой выбор и нести ответственность за этот выбор, знать юридические и моральные обязанности перед обществом;
критически воспринимать все происходящее в окружающей жизни.
Главная цель гражданского образования – воспитание личности, обладающей определенными знаниями о правах человека, о государстве и государственной системе, умениями анализировать, сотрудничать с другими людьми, ценностями в виде толерантности, уважения к правам других граждан, а также желанием участвовать в общественно-политической жизни. Важной целью гражданского образования является социализация учащихся с акцентом на социальную практику.
Но для осуществления этих целей необходимо обеспечить условия для обучения учащихся и для их дальнейшей социализации, а именно:
Подготовить педагогические кадры, способные работать в сфере гражданского образования;
Создать специальный микроклимат в образовательных учреждениях и в районе в целом для внедрения гражданского образования.
Что уже сделано в Дзержинском районе по гражданскому образованию.
В 1996-1997 гг. в учебных планах четырех школ появился курс “Граждановедение”. Тогда же представители района в составе калужской группы стали постоянными участниками семинаров Совета Европы по проблемам переподготовки учителей в сфере гражданского образования. Это помогает выстроить модель системы гражданского образования в районе.
Для себя мы определили гражданское образование не только как один предмет или группу предметов, а как целую систему, охватывающую все аспекты как школьной, так и внешкольной жизни. Работа отдела по образованию строилась в тех же направлениях, что и составные части образовательного пакета.
Во-первых, нам пришлось обосновать идею необходимости гражданского образования перед руководителями школ, учителями, сформировать положительное мнение общественности и руководства района. Во-вторых, встал вопрос об обучении учителей-предметников. В-третьих, директорам и управленцам пришлось думать о создании демократического климата в школах.
В настоящий момент назрела проблема психолого-педагогической доподготовки всех категорий педагогических работников. Постепенно стала отрабатываться система по оказанию им методической помощи. Был создан творческий коллектив, в состав которого вошли: заведующий районным отделом по образованию, психолог районного отдела по образованию, директор средней школы, учитель истории и граждановедения, руководитель районного методического кабинета учителей граждановедения и истории.
Определились пилотные школы, которые стали разрабатывать свои модели гражданского образования. На их базе проходили открытые уроки, семинары для директоров. Для обсуждения предлагались различные темы, носившие воспитательный характер. На заседаниях методических секций проводились тренинги по отработке методов и приемов работы. Часть материала записывалась на видеопленку, часть публиковалась в местной прессе. Во всех школах прошли педагогические советы по обсуждению проблем гражданского образования.
Школы сами определяли место курса в учебных планах. Большая часть из них определила предмет как школьный компонент, в некоторых на него отведены факультативные часы. Успешно используются 10-15 процентов учебного времени, предусмотренные Базисным учебным планом. Гражданским образованием занимаются нередко и классные часы. И родители тоже вовлечены в гражданское воспитание детей.
Сегодня в школах пытаются воссоздать детские организации. Для этого явления существуют объективные причины: Во-первых, вереница выборов породила возникновение детских объединений через организацию своих школьных “президентских” выборов. Во-вторых, знания, получаемые на уроках граждановедения, не проходили даром – дети стали проявлять активность в жизни школы. В-третьих, районный отдел по образованию плодотворно сотрудничает с Российским Союзом Молодежи (РСМ) Калужской области. Через его систему ежегодных сборов актива учащихся, работающих по программе “Лидер”, проходит ежегодно большое количество старшеклассников. Была проведена конференция старшеклассников района. Сами ребята говорили о необходимости демократизации самоуправления в школах, о создании районной детской организации, о проведении стационарных лагерных сборов. Учащиеся приняли обращение к старшеклассникам о создании первичных детских объединений.
Переплетение учебного процесса с воспитательным, опора на предыдущий опыт и традиции школы позволили сформировать различные модели, в рамках которых реализуется гражданское образование.
Одной из них стала модель, основанная на предметном начале или во всех классах, или по ступеням (в начальном звене, основной школе, в старшем звене) или в отдельных классах.
Другая модель построена на региональном компоненте базисного плана. В этом случае на уроках истории, литературы, биологии и других предметах идут вкрапления, содержащие граждановедческую тематику.
В третьей модели гражданское образование воплощается через систему еженедельных классных часов в 1-11-х классах. Данные занятия проводят классные руководители, которых предварительно готовят творческие коллективы школ, специально созданных для этих целей.
В этой модели гражданское образование нашло отражение в воспитательной работе школы через детское самоуправление, через привлечение родителей, благоустройство микрорайона, краеведческую работу.
Последняя модель включает в себя все предыдущие модели.
В работе над проблемой гражданского образования Дзержинский отдел по образованию всегда находит помощь и понимание у руководителей муниципальных образований, находящихся на территории района. Районному отделу по образованию была оказана большая помощь в проведении олимпиады по граждановедению. Для участия в олимпиаде ребята готовили программы кандидатов на должность мэра города, главы района, губернатора. Дети в своих работах поднимали наболевшие вопросы региона, района, города и предлагали пути решения этих проблем. Ответы учащихся были не по-детски взрослыми, грамотными. Олимпиада проходила в два этапа: I этап – заочный, где оценивались сами программы. Второй этап – очный, где учащиеся выступали со своей программой публично перед заведующими районных отделов управы, перед своими конкурентами и отвечали на их вопросы. Олимпиада оставила яркий след в душах детей. Участники заинтересовались политической жизнью области. Чтобы создать модели гражданского образования в районе, определить варианты демократизации школьной жизни, отработать механизмы передачи опыта в другие территории, необходимо решить следующие задачи:
подготовить районную команду тренеров, способную обучать кадры для гражданского образования и команды из одного образовательного учреждения, в которую входит администратор;
создать условия для внедрения гражданского образования в школы через предметное обучение в рамках курсов граждановедческой тематики, через демократизацию школьной жизни посредством организации детских объединений, через интерактивные методы обучения;
обеспечить социально-практическую направленность деятельности учащихся как результат внедрения гражданского образования в образовательных учреждениях района;
сотрудничать с органами власти и общественными организациями в интересах гражданского образования.
Какие условия необходимы для внедрения гражданского образования:
демократизация школьной жизни;
учебно-методическое обеспечение (учебники, пособия, методические рекомендации, подписка);
подготовка кадров;
работа с родителями, социумом, органами власти для благоприятного внедрения гражданского образования в образовательных учреждениях.
Выбор конкретных методик и методов отслеживания:
анкетирование учащихся, родителей, педагогов в пилотных школах для выяснения необходимости и удовлетворенности от внедрения гражданского образования в данных образовательных учреждениях;
психологическое тестирование участников эксперимента для корректировки работы по внедрению гражданского образования;
социологическое наблюдение за результативностью гражданского образования;
проведение совещаний, “круглых столов”, семинаров по обмену опытом как внутри района, так и для соседних районов;
экспертиза программ по разработке моделей гражданского образования в образовательных учреждениях.
Контрольные образовательные учреждения: отобраны 4 школы.
Критерии оценки
Критерии результативности будут отслеживаться по направлениям через:
1. Обучение граждановедческим дисциплинам учащихся:
анкетирование в конце года;
психологическое тестирование по выявлению настроения учащихся.
2. Обучение кадров с помощью:
диагностирования для определения уровня подготовки кадров в сфере гражданского образования;
выполнение педагогами докурсовых заданий.
3. Психологическое тестирование работников РОО, РМК, администрации образовательных учреждений.
4. Мониторинг за активностью учащихся в жизни школ, района.
Прогноз:
а) результатов
Создание модели гражданского образования в районе позволяет:
подчинить единой цели коллективы образовательных учреждений района, что даст возможность функционировать им в едином ритме, но при этом сохранят школы свою индивидуальность;
позволит с меньшими затратами повышать уровень профессиональной подготовки педагогов по психолого-педагогическому блоку и даст возможность обучаться интерактивным методам работы с учащимися, создать мобильную систему оказания методической помощи педагогам в районе;
внедрение гражданского образования в образовательные учреждения повысит социально-гражданскую активность учащихся. Будет способствовать демократизации школьной жизни учащихся.
б) возможные потери:
Может возникнуть перекос в организации методическо-организационной работе в районе, т.е. меньше внимания станет уделяться:
методике преподавания отдельных предметов;
другим направлениям работы РМК, РОО,
в) необходимо производить ежегодную корректировку по совмещению деятельности РОО, РМК по различным направлениям.
Форма предоставления результатов:
ежегодный письменный отчет;
ежегодные доклады;
выработка методических рекомендаций.
Выход после создания системы гражданского образования в районе:
Районная группа тренеров сможет проводить обучение специалистов из других районов, проводить практические семинары на базе своих образовательных учреждений.
Некоторые итоги, полученные в результате реализации программы:
Создана команда тренеров в районе по гражданскому образованию, способная оказывать методическую помощь, передавать знания новым педагогам.
Повысился уровень активности учащихся в социальных проектах, работе органов школьного и районного ученического самоуправления.
Увеличилось количество школ, реализующих различные модели гражданского образования, в т.ч. используя межпредметный подход, организацию школьного климата и др.
Ольга БОРИСОВА,
Калужский областной центр воспитательной работы
Комментарии