search
main
0

Авторские методики Комбинированная система обучения

Уроки N 5-6.
Тема “Власть в России”

Урок N 5
Изучение нового материала. Комбинированное семинарское занятие.
Цели: 1. Обеспечить в ходе урока усвоение понятий “суверенитет”, “суверенная государственность”, “референдум”. 2. Продолжить формирование умения работать с книгой. 3. Продолжить формирование гражданственности.
Задачи: объяснить, что такое государственность страны.
План урока: народ – источник власти. РФ – демократическая республика. Ты – будущий избиратель. Референдум и свободные выборы.
Методы преподавания: информационно-сообщающий (инструктаж, беседа).
Активные формы: анализ текстов и формирование понятий, тренинг “Правовое государство”.

Урок N 6.
Применение полученных знаний на практике. Пресс-конференция.
Цели: 1. Развивать умение применять полученные знания, правильно формулировать вопросы в ходе пресс-конференции. 2. Формировать умение вести дискуссию. 3. Формировать уважительное отношение к оппоненту.
Задачи: объяснить негативные последствия уклонения гражданина от участия в политическом процессе.
План урока: народ – источник власти. РФ – демократическая республика. Ты – будущий избиратель. Референдум и свободные выборы.
Методы преподавания: инструктивно-практический.
Оборудование и основные источники информации: учебное пособие, карточки с заданиями, кроссворд.
Активные формы: интерпретация символов. Решение кроссворда. Консультация с сотрудниками избирательной (местной) комиссии. Составление обращения к жителям района “Все на выборы”. Дискуссия.

Уроки N 7-8.
Гражданин Российской Федерации

Урок N 7.
Изучение нового материала. Вид урока: комбинированное семинарское занятие.
Цели: 1. Обеспечить в ходе урока усвоение понятий “гражданин”, “условия получения гражданства РФ”. 2. Продолжить формирование умения работать с книгой. 3. Способствовать формированию уважительного отношения к российскому гражданству.
Задачи: показать высокую ценность российского гражданства и перспективы ее возрастания.
План урока: гражданство РФ. Условия получения гражданства.
Методы преподавания: информационно-сообщающий (инструктаж, беседа).
Активные формы: обоснование вывода о демократичности регистрации гражданства в России.

Урок N 8.
Применение полученных знаний на практике. Дискуссия.
Цели: 1. Организовать применение учащимися знаний по теме и с целью формирования умения вести дискуссию. 2. Развивать эмоции учащихся. 3. Способствовать формированию уважительного отношения к российскому гражданству.
Задачи: развивать позитивное отношение к будущему России.
План урока: гражданство РФ. Что тебе дает гражданство? Гражданский поступок.
Методы преподавания: объяснительно-побуждающий.
Оборудование и основные источники информации: материалы периодической печати, литературно-художественные произведения.
Активные формы: оформление индивидуальных оценочных листов или сочинение-рассуждение, тренинг “Поступок, достойный гражданина”. Дискуссия.

Уроки N 9-10
Тема “Российская Федерация”

Урок N 9.
Изучение нового материала. Комбинированное семинарское занятие.
Цели: 1. Обеспечить в ходе урока усвоение понятий “унитарное государство”, “федерация”, “конференция”. 2. Закрепить умение работать с книгой. 3. Содействовать воспитанию уважительного отношения к другим народам и национальностям РФ.
Задачи: раскрыть принципы федерализма в сравнении с другими формами государственного устройства.
План урока: Федерация как форма государственного устройства. Субъекты Российской Федерации. Основные права субъектов Российской Федерации.
Методы преподавания: информационно-сообщающий (инструктаж, беседа).
Оборудование и основные источники информации: учебное пособие, карточки с уровневыми заданиями.

Урок N 10.
Применение полученных знаний. Комбинированный, с групповыми формами работы.
Цели: 1. Формировать умение самостоятельно применять знания; осуществлять их перенос в новые условия; умение дать оценку межнациональным отношениям в современной России. 2. Отрабатывать навык использования документа для подтверждения своей точки зрения. 3. Формировать умение работать в группе, развивать коммуникативные способности.
Задачи: показать некоторые проблемы межнациональных отношений в России и пути их разрешения.
План урока: проблемы межнациональных отношений и их разрешение. Федерация как форма государственного устройства.
Методы преподавания: объяснительно-побуждающий.
Оборудование: Конституция РФ, карточки для игр.
Активные формы: оценка ситуации развития межнациональных отношений в России сегодня. Работа в группах: анализ Конституции (ст.ст. 71, 72, 75). Игра “Федеративный договор или суверенитет”. Дискуссия.

Уроки N 11-12.
Организация государственной власти

Урок N 11.
Изучение нового материала. Комбинированное семинарское занятие.
Цели: 1. Обеспечить в ходе урока усвоение понятий “законодательная, исполнительная, судебная власть”, “разделение властей”. 2. Продолжить формирование умения сравнивать на примере положения личности в государстве с различными режимами власти. 3. Содействовать воспитанию уважительного отношения к государственной власти.
Задачи: показать виды власти.
План урока: государственная власть в России. Разделение властей.
Методы преподавания: информационно-сообщающий (инструктаж, беседа).
Оборудование и основные источники информации: учебное пособие, материалы периодической печати, карточки с уровневыми заданиями.

Урок N 12.
Применение полученных знаний. Практикум.
Цели: 1. Отрабатывать умения и навыки применения знаний по теме; осуществлять их перенос в новые условия. 2. Отрабатывать навык использования схемы “Органы государственной власти”; навык использования документа для подтверждения своей точки зрения. 3. Развивать коммуникативные способности учащихся. На примере конкретных ситуаций показать возможности активной гражданской позиции.
Задачи: показать значение принципа разделения власти, место и роль органов местного самоуправления.
План урока: государственная власть в России. Городская (районная) власть.
Методы преподавания: объяснительно-побуждающий.
Оборудование и основные источники информации: Конституция РФ, схема “Органы государственной власти”, карточки с заданиями.
Активные формы: работа в группах – анализ Конституции (гл. V-VII). Анализ ситуации. Составление схемы взаимодействия органов государственной власти. Групповая работа: дальнейшее написание проекта “Основной закон школы”.

Уроки N 13-14
Президент РФ

Урок N 13.
Изучение нового материала. Комбинированное семинарское занятие.
Цели: 1. Обеспечить в ходе урока усвоение понятий “президент”, “референдум”, “полномочия президента”. 2. Закрепить умение работать с книгой. 3. Содействовать воспитанию уважительного отношения к государственной власти.
Задачи: раскрыть содержание конституционных полномочий президента.
План урока: президентская власть. Выборы президента. “Клянусь при осуществлении полномочий Президента РФ…” Полномочия президента.
Методы преподавания: информационно-сообщающий (инструктаж, беседа).
Оборудование и основные источники информации: учебное пособие, карточки с уровневыми заданиями, Конституция РФ.
Активные формы: уровневые задания. Полномочия президента. Самостоятельная формулировка понятий.

Урок N 14.
Применение полученных знаний. Практикум.
Цели: 1. Обеспечить в ходе урока закрепление понятий “президент”, “полномочия президента”. 2. Закрепить навык использования документа для подтверждения своей точки зрения. 3. Развивать коммуникативные способности учащихся. 4. Содействовать нравственному воспитанию учащихся.
Задачи: Выработать представление о требованиях граждан к личности президента.
План урока: моральная и правовая ответственность президента.
Методы преподавания: объяснительно-побуждающий.
Оборудование и основные источники информации: Конституция РФ.

Уроки N 15-16.
Федеральное Собрание – парламент России

Урок N 15.
Изучение нового материала. Комбинированное семинарское занятие.
Цели: 1. Обеспечить в ходе урока усвоение понятий “Федеральное Собрание”, “полномочия Федерального Собрания”, “мажоритарная и пропорциональная избирательная система”, “депутат”. 2. Обеспечить в ходе урока формирование навыка планирования ответа. 3. На примере конкретных ситуаций показать возможности активной гражданской позиции.
Задачи: показать назначение парламента, его состав и роль. Показать работу парламента над созданием законов, порядок принятия законов.
План урока: Федеральное Собрание как представительный орган государственной власти. Полномочия Совета Федерации. Государственная Дума.
Методы преподавания: информационно-сообщающий (инструктаж, беседа).
Оборудование и основные источники информации: учебное пособие, карточки с уровневыми заданиями.
Урок N 16.
Применение полученных знаний. Практикум.
Цели: 1. Обеспечить в ходе урока закрепление понятий “Государственная Дума”, “депутатская деятельность”. Формировать умение самостоятельно применять знания, осуществлять перенос их в новые условия. 2. Продолжить отрабатывать навык использования документа для подтверждения своей точки зрения. 3. Продолжить формирование умения работать в группе.
Задачи: показать роль депутатов в принятии законов.
Методы преподавания: объяснительно-побуждающий.
Оборудование и основные источники информации: Конституция РФ, “Закон о выборах депутатов Государственной Думы”.
Активные формы: анализ статей Конституции. Заполнение рабочего листа. Анализ “Закона о выборах депутатов Государственной Думы”. Тренинг “Я голосую за тебя”. Составление наказа депутатам городской Думы.

Уроки N 17-18.
Правительство РФ

Урок N 17.
Изучение нового материала. Комбинированное семинарское занятие.
Цели: 1. Обеспечить в ходе урока усвоение понятия “правительство”. 2. Продолжить формирование навыка планирования ответа. 3. Содействовать воспитанию уважительного отношения к государственной власти.
Задачи: показать назначение правительства, его состав и роль. Показать работу правительства по исполнению решений парламента и указов президента.
План урока: Российское правительство: порядок его формирования. Задачи правительства.
Методы преподавания: информационно-сообщающий (инструктаж, беседа).
Оборудование и основные источники информации: учебное пособие, карточки с уровневыми заданиями, материалы периодической печати.
Активные формы: уровневые задания. Работа с общественно-политической информацией: составление схемы “Кто есть кто?”. Формулировка понятий.

Урок N 18.
Применение полученных знаний. Деловая игра.
Цели: 1. Обеспечить в ходе урока закрепление понятия “бюджет”. 2. Отрабатывать умение самостоятельно применять знания, осуществлять их перенос в новые условия в ходе деловой игры “Утверждение бюджета”. 3. Закрепить умение вести дискуссию.
Задачи: показать назначение правительства, причины возникновения правительственного кризиса и пути его разрешения.
План урока: задачи правительства. Формирование бюджета. Правительственный кризис и пути его разрешения.
Методы преподавания: объяснительно-побуждающий.
Оборудование и основные источники информации: Конституция РФ, карточки с заданиями.
Активные формы: игра “Утверждение бюджета”. Работа в группах: анализ Конституции (ст. 117), анализ вариантов разрешения правительственного кризиса. Дискуссия.

Уроки N 19-20.
Высшая судебная власть и прокуратура

Урок N 19.
Изучение нового материала. Комбинированное семинарское занятие.
Цели: 1. Обеспечить в ходе урока усвоение понятий “Верховного и Конституционного судов”. 2. Закрепить умение планировать ответ. 3. Способствовать воспитанию уважительного отношения к законам.
Задачи: показать назначение Верховного и Конституционного судов как противовесов власти президента, парламента и правительства.
План урока: высшие судебные органы. Судья Конституционного суда. Генеральная прокуратура. Судебная власть.
Методы преподавания: информационно-сообщающий (инструктаж, беседа).
Оборудование и основные источники информации: учебное пособие, карточки с уровневыми заданиями.
Активные формы: уровневые задания. Составление схемы “Высшие судебные органы”.

Урок N 20.
Применение полученных знаний. Пресс-конференция.
Цели: 1. Обеспечить в ходе урока закрепление полученных знаний. 2. Развивать способность сопоставлять различные точки зрения, анализировать ситуацию и выбирать решение. 3. Заставить задуматься о соответствии законов ситуациям в повседневной жизни, о том, почему “законы не работают”, понять различные аспекты действия закона.
Задачи: показать работу суда по справедливому решению гражданских дел, а также по рассмотрению уголовных дел.
План урока: прокуратура. Судебная власть.
Методы преподавания: инструктивно-практический.
Оборудование и основные источники информации: карточки с примерами судебных дел.
Активные формы: классификация примеров судебных дел с материалами рабочих листов. Дискуссия. Брифинг с работниками суда и прокуратуры.

Уроки N 21-22.
Конституция РФ. Обобщение и систематизация знаний. Урок теоретических и практических самостоятельных работ
Цели: 1. Обобщить и систематизировать знания по модулю “Конституция РФ”. 2. Развивать мышление: классифицировать факты, делать обобщающие выводы. 3. Проверить познавательные умения: составлять план ответа по изучаемому материалу.
Задачи: раскрыть наиболее острые проблемы современной общественной жизни и роль Конституции РФ в жизни общества и личности.
План урока: Конституция – договор между гражданами. Россия – федеративное государство. Разделение властей. Президент РФ и его полномочия. Федеральное Собрание. Правительство и его функции. Высшие учебные органы и прокуратура.
Методы преподавания: объяснительно-побуждающий.
Оборудование и основные источники информации: карточки с уровневыми заданиями, текст Конституции РФ, материалы периодической печати.

Урок N 23.
“Конституция РФ”. Контроль и коррекция знаний, умений, навыков. Контрольная работа.
Цели: 1. Проверить уровень усвоения знаний по модулю “Конституция РФ”. 2. Проверить умение самостоятельно применять знания, осуществлять перенос их в новые условия.
Задачи: показать значение Конституция для конкретного человека, умение использовать знание Конституции в конкретных ситуациях.
План урока: Конституция – договор между гражданами. Россия – федеративное государство. Разделение властей. Президент РФ и его полномочия. Федеральное Собрание. Правительство и его функции. Высшие судебные органы и прокуратура.
Методы преподавания: информационно-сообщающий.
Методы обучения: исполнительный.
Оборудование и основные источники информации: карточки с уровневыми контрольными тестами, карточки с примерами судебных дел.

Надежда ШУШАРИНА,
учитель истории и обществознания, Курганская область

Окончание. Начало в N 42

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте