Перед учителем иностранного языка возникает ряд трудностей: во-первых, не имея возможности использовать полученные знания по иностранному языку вне класса, учащиеся теряют интерес к его изучению; во вторых, при использовании традиционной методики преподавания с опорой на идею максимальной помощи учащимся в обучении происходит снижение уровня самостоятельности учеников. Таким образом, возникает конфликт между стилями учения и преподавания, который мешает реализации способности ученика учиться.
Разрешить данный конфликт помогает теория проблемного обучения (авторы Л.И. Лернер, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин). В начале учебного занятия предлагается создавать проблемную ситуацию и представлять ее вместе с коммуникативной задачей урока. Например, если раньше при изучении темы «Жизнь в селе имеет свои прелести» детям навязывалась точка зрения, что в деревне жить лучше, то сейчас при постановке проблемы «Где интереснее жить: в городе или в деревне?» детям предлагается высказать собственную точку зрения и обосновать ее.
Исходными идеями теории проблемного обучения являются развитие авторской позиции ребенка в образовательном процессе, безоценочный характер реакции на высказывания учащихся в ходе обучения. Этими идеями обусловлено использование опыта учащихся как источника учебного познания, запаса жизненных впечатлений учащихся в качестве вспомогательного материала. Ведущей педагогической идеей системы работы является идея сотрудничества. Учитель становится помощником ученика и организатором самостоятельного учебного познания, а также сотрудником в поиске решения проблем.
Таким образом, целью технологии проблемного обучения является содействие:
развитию у детей критического мышления, опыта учебно-исследовательской деятельности, возможности творчески осваивать новый опыт;
поиску и определению учащимися собственных ценностей;
созданию благоприятной социально-психологической атмосферы, необходимой для признания опыта окружающими.
Образовательный процесс следует организовать и проводить так, чтобы учащиеся всегда испытывали необходимость в преодолении посильных трудностей, чтобы у них возникала постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками. Это возможно благодаря проблемному обучению. Проблемные методы обучения направлены на организацию поисковой познавательной деятельности учащихся. Овладение учебным материалом есть следствие такой деятельности. При обсуждении проблемной ситуации учащийся выражает свое собственное суждение, формулирует стоящую перед ним как субъектом образовательного процесса проблему.
Можно обозначить принципы педагогической деятельности учителя, использующего технологию проблемного обучения:
проблемность обеспечивает интеллектуальное развитие учащихся;
ориентация обучения на развитие авторской позиции ребенка помогает творческому процессу самостоятельного познания и преобразования окружающего мира;
индивидуализация и дифференциация дают возможность устранить трудности, которые возникают у отдельных школьников, и развить способности учеников;
стимулирование творческой активности и познавательной самостоятельности обеспечивает создание благоприятной среды для решения новых задач и быстрой адаптации к новым условиям.
Система работы в рамках технологии проблемного обучения включает следующие компоненты:
Проектирование учебно-познавательной деятельности учащихся.
Использование технологии проблемного обучения как средства саморазвития личности школьника на разных этапах усвоения учебного материала.
Мотивационная основа саморазвития личности.
Диагностика уровня сформированности интеллектуальных способностей учащихся (ШТУР М.К. Акимова и др.).
Проблемное обучение – организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их разрешения, учится мыслить, творчески усваивать знания.
Логику проблемного обучения можно представить следующим образом:
1) постановка проблемы, поиск ее формулировки с различных точек зрения;
2) поиск фактов для лучшего понимания проблемы, поиск путей ее решения;
3) поиск идей, направленных на реализацию путей решения проблемы, одновременно с активизацией сферы бессознательного и подсознания;
4) поиск решения, при котором высказанные идеи подвергаются анализу, оценке;
5) поиск признания найденного решения окружающими.
При обучении иностранным языкам выделяют социально-бытовую, учебно-трудовую, социально-культурную сферы общения. Обсуждение проблем в рамках этих сфер способствует развитию социальных свойств личности. Использование в решении проблем интеллектуальных свойств личности: восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения, а также жизненного опыта учащихся создает условия для саморазвития учащихся.
Все проблемы обучения должны быть значимы для человека и соотнесены с его внутренним миром. Они не имеют окончательного решения, вернее, у каждого оно свое.
Многие проблемы, которые предлагаются ребятам в средних классах, затем повторяются, но рассматриваются на новом уровне, в другом аспекте.
«Как для всего найти время» – 6-й класс;
«Спорт: это хобби или здоровый образ жизни?» – 7-й класс;
«Активный отдых: это интересно?» – 9-й класс;
«Что такое свободное время?» – 10-11-е классы.
За счет этого повторяется материал, создаются предпосылки для его усвоения, происходит обучение всем видам речевой деятельности. Чем разнообразнее перечень проблем, используемых в обучении иностранному языку, тем больше знаний актуализируется в сознании учащихся.
Отметим, что поиск решения проблемы идет на иностранном языке, и одновременно формируется авторская позиция школьника. Какие же проблемные вопросы можно обсуждать с учащимися, чтобы способствовать саморазвитию их личности?
Социально-бытовая сфера
Досуг. Как для всего найти время?
Я хороший человек?
Хороший ли я друг?
Всегда ли правы взрослые?
Подарки – это проблема?
Отцы и дети: кто прав?
Конструктивный разговор – это мост между людьми?
Любовь – это счастье?
Как избежать конфликтов между сверстниками?
Что такое красота?
Быть современным: что это?
Какой ты видишь идеальную семью?
Что показывает квартира человека?
Как доставить радость другим?
Легко ли воспитывать себя?
Каким должен быть настоящий друг?
Покупки – это проблема?
Нужно ли бороться с вредными привычками?
Учебно-трудовая сфера
Везде ли одинаково начало учебного года?
Спорт: помощь или помеха?
Поездки классом по стране: это интересно?
Школа: радость или огорчение?
Зачем человек учится?
Любимый учитель: какой он?
Школьные обмены: что это?
Когда нужно выбирать профессию?
Сколько денег нужно человеку?
В чем смысл труда?
Может ли хобби стать профессией?
Собственный заработок – это хорошо?
Нужны ли детям карманные деньги?
Можно ли учиться с удовольствием?
Какие профессии ты считаешь престижными?
Легко ли в Германии найти работу молодому человеку?
Обязательно ли иметь высшее образование?
Социально-культурная сфера
С чего начинается Родина?
Где лучше жить: в городе или в деревне?
Что значит быть другом природы?
Чтение – это потеря времени или приобретение?
Автомобиль: это прогресс или регресс?
Кто вносит вклад в развитие мировой культуры?
Может ли мечта изменить мир?
Как мы будем жить завтра?
О чем говорят произведения живописи?
Как влияет музыка на человека?
Язык – это средство общения или взаимопонимания?
Имеет ли нация свой характер?
Какая из теорий происхождения языков справедлива?
Что ты ждешь от книги?
Какие фильмы нравятся людям?
Зачем людям памятники?
Имеют ли женщины такие же права, как и мужчины?
Могут ли международные организации предотвратить войну?
Для решения проблемы на иностранном языке учащиеся должны оперировать определенными языковыми средствами. Необходимо заранее продумать, какие лексические и грамматические единицы учитель может предложить учащимся. Так, при обсуждении проблемы «Автомобиль – это прогресс или регресс?» учащимся понадобятся такие выражения, как «быть виновным», «символ независимости», «быть спокойным», «загрязнение окружающей среды» и т.д.
Большую роль в поиске решения проблемы играет чтение. Это могут быть тексты, содержащие описание какого-то события, поступка, спорного субъективного утверждения, массового явления, «ненормального» положения вещей. Данный вид речевой деятельности может стать основой для совершенствования других видов, в том числе и говорения. Использование текста как основы для доказательства или опровержения определенного тезиса, мнения и др. особенно эффективно на старшем этапе обучения, когда учащиеся умеют читать на уровне продвинутой коммуникативной компетенции. Говорение на основе чтения – это предпосылка качественного ситуативного (неподготовленного) говорения. На старшем этапе взаимосвязанное обучение чтению и говорению представляется важным потому, что усложняется проблематика речи и текст служит стимулом для обсуждения самых разных проблем, связанных с современной молодежью, историей, культурой страны изучаемого языка и своей собственной страны. Тем самым создаются условия для перехода лексических единиц из пассивного запаса в активный.
Под взаимосвязанным обучением чтению и говорению подразумевается использование каждого из этих видов речевой деятельности и как цели, и как средства обучения, что обеспечивает положительное взаимное влияние на развитие каждого из них. Текст является важнейшим источником информации для доказательства наличия проблемы, поиска ее решения и основой будущего высказывания. Перед чтением текста необходимо поставить несколько задач: прогнозирование содержания по заголовку, поиск фактов, аргументов, выделение основной мысли, анализ информации. После прочтения делается вывод или создается свой текст, свое решение обсуждаемой проблемы.
Так как на уроке идет обучение в том числе и письму, предлагается записывать найденную информацию.
Использование технологии проблемного обучения на разных этапах усвоения учебного материала
Этапы учебного процесса при использовании технологии проблемного обучения:
1. При первичном ознакомлении с новым учебным материалом следует:
а) создать проблемную ситуацию и сформировать учебную цель;
б) решить проблему;
в) проанализировать, обобщить и оценить работу по решению проблемы и осуществлению учебной цели.
2. На этапе овладения новым учебным материалом необходимо:
а) создать учебную проблемную ситуацию и поставить учебную задачу;
б) решить данную задачу;
в) проконтролировать и оценить результаты учебной работы каждого ученика.
3. При анализе и обобщении изученного материала также создается проблемная ситуация, но с усложнением проблематики обсуждаемых вопросов.
4. Контролируя и оценивая результаты учебной работы учащихся, необходимо:
а) проверить умение ученика самостоятельно выявить связи и отношения между изученными понятиями, сделать самостоятельные выводы;
б) проверить умение перенести изученные закономерности на новые области, явления;
в) проверить умение решать задачи, содержащие какие-то новые элементы;
г) привлекать самих учащихся к контролю и оценке (самоконтроль, самооценка, взаимопроверка).
Овладение учебным материалом происходит путем развертывания проблемной задачи в более частные проблемные, исследовательские и учебные задачи. Например, частная проблемная задача по теме «Защита окружающей среды» может быть сформулирована так: «Что лучше, автомобиль или велосипед?». Сначала дети высказывают свое мнение без опоры на текст, затем читают два текста с противоположными суждениями и уже на основании прочитанного отстаивают свою точку зрения, подкрепленную аргументами.
В процессе использования технологии проблемного обучения происходит и усвоение материала, и развитие мыслительной деятельности учащихся. Они могут самостоятельно ставить проблемную задачу на основе новых ситуаций, подобных ранее изученным, и осуществлять поиск ее решения. Свои высказывания ребята строят по схеме: тезис – аргумент – резюме. Работа ведется в группах. Варианты решения проблемы должны быть признаны окружающими. Они являются содержательной основой для дискуссии по схеме.
Признание окружающих может быть достигнуто и путем бездискуссионного доказательства решения проблемы.
Для обобщения можно использовать такой прием: «Что такое прогресс? Запишите свои ассоциации при помощи трех существительных, двух прилагательных, двух глаголов. Дайте определение этому понятию, используя данные слова». Такая работа позволяет использовать опыт школьников по теме, активизировать необходимую лексику.
Один из вариантов постановки проблемного вопроса – привлечение к этому учащихся. Например, когда изучается тема «Взаимоотношения со сверстниками», приводится пример конфликта между коллегами: один участник диалога неадекватно реагирует на замечания другого. В данном случае дети сами формулируют проблему, дают, по возможности, несколько формулировок. Создав проблемную ситуацию, необходимо включить в нее учащихся и сформулировать учебную цель. Это достигается за счет мотивации, заложенной в заданной ситуации. Необходимо по каждой теме подобрать острую жизненную ситуацию, которую каждому ребенку необходимо обязательно разрешить.
Так, например, при изучении темы «Роль иностранных языков в жизни человека» можно рассказать случай из собственной жизни: «Я недавно познакомилась с девушкой, которая побывала на курсах изучения английского языка. Она отметила, что изучать второй иностранный язык гораздо легче, чем первый, и что для этого не нужно особого таланта. А как вы думаете: нужен ли особый талант для изучения иностранных языков?» Мотивационный этап позволяет быстро включить ученика в учебно-познавательную деятельность.
Мотивация – процесс, в результате которого определенная деятельность приобретает для индивида личностный смысл, превращает заданные извне цели во внутренние потребности личности. Мотивация – внутренняя движущая сила действий и поступков личности. Кроме мотивации необходимо еще, чтобы ученик сам активно учился.
Современная педагогика ориентирована не на прямое воздействие преподавателя на пассивный и послушный объект – ученика, а на раскрытие внутренних потенциалов последнего. Как отмечает Б.З. Вульфов, человек не может успешно развиваться, если он не осмысливает, не переживает происходящее с ним, чтобы строить свою дальнейшую жизнедеятельность. Таким образом, в ходе учебной деятельности должны создаваться условия, стимулирующие рефлексию своей учебной деятельности. Рефлексия – процесс познания человеком самого себя, своего внутреннего мира, анализ собственных мыслей; размышления о самом себе; осознание того, как воспринимают и оценивают человека окружающие люди. На занятии рефлексия может осуществляться следующими способами (см. рисунок).
По окончании занятия учитель просит ребят оценить занятие и свое самочувствие (в определенной части плоскости ставится точка).
г) Незаконченное предложение (на немецком языке).
Самым интересным для меня было…, потому что…
Самым скучным для меня было…, потому что…
Теперь бы я еще хотел узнать о…, потому что…
Я был бы рад…, потому что…
Мне понравилось…, потому что…
Мне не понравилось…, потому что…
д) Позициональная дискуссия (на немецком языке).
1) Работа на уроке была плодотворной, потому что…
2) Я согласен с тем, что мы хорошо поработали, так как…
3) Однако мы не узнали о…
4) Нельзя не согласиться с тем, что хотелось бы узнать о…
5) Несмотря на то что мы не узнали…, работа позволила…
Фрагменты учебных занятий
Тема: “Bьcher sind unsere Gefдhrten” (9-й класс)
Создание проблемной ситуации и постановка проблемы
Heute haben wir Besuch. Das ist ein deutsches Mдdchen. Es erzдhlt euch ьber sein Hobby. Hцrt seine Erzдhlung zu und sagt: was ist sein Hobby? Wie heissen solche Menschen?
– Hallo!
Ich bin Monika. Ich lese gern. Ich lese alles: Krimis, Fantasie – geschichten, Abenteuergeschichten, Zeitungen, Zeitschriften – was mir in die Hдnde kommt. Ich kann nicht ohne Lesen leben.
– Was ist Monikas Hobby?
– Wie heiЯen solche Menschen?
– Ist es gut, viel zu lesen?
Тема: «Was ist wichtiger: mein Aussehen oder mein eigenes Ich» (10-й класс)
Поиск решения проблемы. (См. таблицы 1 и 2).
Тема: «Umweltschutz» (10-й класс)
(См. таблицы 3 и 4).
Тема: «Ein Traum verдndert die Welt» (10-й класс)
Поиск фактов для лучшего понимания проблемы
(См. схему).
– Was wollte Schliemann?
– Was дnderte sein Traum?
– Was war sein Ziel?
– Wonach strebte er?
– Was entdeckte er?
– Was fand er?
Поиск признания найденного решения окружающими
Ja, diese Entdeckung verдnderte …
Weil neimand glaubte, dass …
Man dachte, dass …
Es gelingt ihm nicht nur …, sondern auch …
Dazu auch entdeckte er
Darum …
Тема: “Besonderheiten der Jugendsubkultur” (11-й класс)
Ich habe vor kurzem im Bus das Gesprдch zwischen 2 Frauen gehцrt. Sie haben ьber ihre Kinder sich geklagt. Eine Frau findet ihre Tochter egoistisch und faul, die andere meint, dass ihr Sohn nicht so bewusst und verantwortlich ist, wie sie frьher war. Und wie finden Sie die Jugend von heute: Ist sie wirklich nicht bewusst und nicht verantwortlich?
Ольга АЛИЕВА, учитель немецкого языка Волоконовской СШ №1, учитель года Белгородской области-2003
Комментарии