Августовский педсовет – смотр готовности к новому учебному году. Так было, есть и будет всегда, потому что, прежде чем сделать шаг вперед, нужно посмотреть, туда ли шагаем и есть ли крепкая основа, для того чтобы не упасть.
Обычно на педсоветах в августе, перед новым учебным годом, отчитываются о сделанном, говорят о готовности к новому учебному году, но, к сожалению, редко о тех серьезных проблемах, которые есть, часто переходят из года в год и приумножаются. Августовский педсовет на региональном уровне порой превращается в парадную витрину-презентацию, которую выстраивают так, чтобы и власть была довольна, и педагоги вдохновились достигнутым, и родители поняли, что о них помнят, хотя этой памяти хватает не более чем на день проведения форума. Между тем очень многие проблемы зависят от деятельности не только федеральных, но в основном региональных властных структур, которым перед выборами народ дает наказы, но потом о выполнении их практически никогда серьезно не спрашивает. Перед властью на августовских форумах педагоги если и ставят задачи, то весьма дозированно и с таким расчетом, что та их выполнит без особого труда, а власть шевелится только тогда, когда о проблеме скажет президент или председатель правительства, так было с повышением зарплаты учителей. Вроде бы эту задачу региональные власти решили, только вот то и дело раздаются тихие жалобы учителей, что нагрузка растет, а денег по-прежнему мало. Почему бы на августовском совете этого года не поговорить, не боясь, честно и откровенно о том, что происходит с зарплатами педагогов, какова тут позиция власть имущих и какие шаги ими будут сделаны, чтобы улучшить материальное положение педагогических работников? Но такой разговор должен неминуемо сопровождаться обсуждением прав и ответственности образовательных организаций, оценкой качества их деятельности, дополняться еще размышлением о правах педагогов, которые нарушают сплошь и рядом. Разговор о правах, как мне кажется, прерогатива отраслевого профсоюза, который на августовском педсовете должен не отчитываться об объемах оказанной материальной помощи, экскурсиях и путевках, а на конкретных примерах показать, какие ошибки совершают управленцы при выплате стимулирующих надбавок, при увольнении и приеме педагогических работников на работу, при их наказании и поощрении. Такой разговор помог бы избежать возникновения в будущем конфликтных ситуаций, жалоб, судебных процессов. С появлением российского рейтинга российских школ ситуация с оценкой их работы стала более острой. Как выпускники 9-х и 11-х классов сдают ЕГЭ, какие места занимают на Всероссийской школьной предметной олимпиаде, какова доступность для детей получения качественного образования? Все это показатели непростые, потому что непосредственно связаны с качеством работы педагогов, с миссией и статусом работников образования в свете поэтапного внедрения профессионального стандарта «Педагог», с аттестацией учителей. Потихоньку уходят времена, когда дефицит учителей в школах оправдывал то, что на работу туда приходили, мягко говоря, не очень опытные выпускники педвузов или люди, не очень подготовленные, но вынужденные выбирать школу в силу непростых жизненных обстоятельств. Увеличение зарплат должно быть прямо пропорционально связано с качеством работы учителя, сегодня уже в больших городах кандидатов на должность просят заполнить тесты ЕГЭ, чтобы понять, каков уровень их знаний, могут ли они в свою очередь давать требуемые знания своим ученикам. Часто выясняется, что не все и не всегда, и тут два выхода: либо не делать скидок и принимать только знающих и умеющих, либо заниматься переучиванием, то бишь кардинальным обучением тех, кто уже имеет дипломы педвузов или других вузов. Решение кадровых проблем, не только учительских, но и директорских, очень важный вопрос для августовского педсовета, который нужно обсуждать в своем педагогическом сообществе откровенно и честно. В каждом школьном коллективе известно все: кто и как работает, кто и как знает предмет, кто умеет воспитывать и обучать детей, а кому это не дано в силу лености, равнодушия или неумения. Переход к высокопрофессиональному коллективу школы – дело не только директора и его заместителей, но и проблема корпоративной этики. Если в школе есть несколько хороших учителей, то должны ли они мириться с тем, что есть и плохие? Быть равнодушным в этом случае неэтично, но что нужно делать, не провоцируя межпедагогические конфликты? Это тоже крайне актуальный вопрос для августовского педсовета.Педагогические коллективы собирают директора, но все ли они могут и хотят делать это так, как нужно в интересах общего дела, причем общего не только для самой школы, но и для тех, кто отдает в эту школу своих детей. Сегодня уже можно говорить о том, что далеко не все претенденты могут быть руководителями образовательных организаций, но как это определить, как не ошибиться с выводами, иными словами, какой должна быть аттестация кандидатов на должность директора. Элементарная вещь – директор должен знать законы и разбираться в нормативных документах, но, скажем, тестирование действующих директоров и кандидатов на должность показывает, что далеко не все обладают такими необходимыми компетенциями, а собеседования кандидатов с аттестационными комиссиями выявляют порой их полную непригодность к управленческой деятельности по причине неосведомленности даже в основах педагогики, психологии, менеджмента. Тут нельзя говорить о том, что знания придут со временем, потому что у директора нет времени на обучение – он должен работать здесь и сейчас, не совершая ошибок, потому что имеет дело с людьми. Правы те, кто говорит: директор не может быть семи пядей во лбу, у него должна быть компетентная команда, в которой у каждого свои обязанности, ей директор должен доверять на все сто процентов. Но кто должен входить в эту команду, сколько заместителей нужно директору в новых экономических условиях, при новой системе оплаты труда? Ответ на этот вопрос хорошо бы тоже поискать на августовском педагогическом совете, чтобы уж отправляться в новый учебный год с точным распределением обязанностей, а заодно и с новым – логично выстроенным и рабочим – штатным расписанием. Есть одно принципиальное соображение: сегодня итоги обучения оценивает тот, кто руководит их достижением, – заместитель по учебной работе. В Москве решили, что это неправильно, и вводят должность завуча по контролю качества обучения, которую должен занять человек, задача которого – объективно судить об этих итогах и помогать принимать управленческие решения по их улучшению. Неплохо было бы обсудить этот опыт на региональных педагогических советах.Чрезвычайно важна для обсуждения на августовском педсовете и тема прав учеников. Всегда ли реализуемы эти права? Пока тут одни декларации, хотя пора совершать и реальные шаги. Главное право детей – получение качественного образования и воспитания, августовский педсовет – время и место поговорить о примерных основных образовательных программах и концепции преподавания отдельных предметов; об изменениях в системе промежуточных и итоговых форм контроля, о составлении рейтингов образовательных организаций; о стратегии воспитательной работы; о сетевом и межсетевом сотрудничестве образовательных организаций, формировании устойчивых связей школа – вуз, например. Кстати, именно эти темы будут обсуждать на своем августовском форуме московские учителя – члены предметных ассоциаций.Важнейшая тема – реализация положений Закона «Об образовании в РФ» в части введения инклюзии. Еще недавно школы рапортовали о том, как они готовы к обучению детей-инвалидов и детей с ОВЗ – пандусы возвели, проемы входных дверей расширили. Сегодня этого уже не хватает – нужны оборудованные туалеты, подъемники, но главное – нужны школьные программы по введению инклюзии, включающие подготовку педагогов, введение в штатное расписание необходимых специалистов, сопровождающих-тьюторов. Как сказал недавно на конференции в МГППУ первый заместитель председателя Комитета ГД РФ по образованию Олег Смолин, сейчас все больше тех мам и пап, которые хотят, чтобы их дети получали качественное образование вместе со своими здоровыми сверстниками, а не в одиночестве на дому. Как же приступить к инклюзивному образованию? Об этом тоже хорошо было бы поговорить на августовском педсовете.О профессиональном образовании речь на педсовете должна идти особо. Критика ЕГЭ вроде бы постепенно сходит на нет: честность гарантируют, новые качественные КИМы разрабатывают, на базовый и профильный уровни экзамены делят. Но уже пора перейти к обсуждению важного государственного вопроса, связанного как раз со средним профессиональным образованием. Зачем мы всех выпускников заставляем сдавать ЕГЭ и загоняем в вузы? Понятно, что хорошо подготовленные и имеющие высокие баллы по ЕГЭ идут в престижные высшие учебные заведения, плохо подготовленные с небольшим количеством баллов – в те вузы, которые давно пора закрывать и которые закрывают. Куда и тем и другим деваться после получения диплома? Вуз дает знания, но не учит и не должен учить своих студентов работать руками, это прерогатива средних профессиональных учебных заведений. Но школа, некогда выпихивавшая слабо успевающих учеников в ПТУ, сегодня уже не мотивирует своих питомцев к получению рабочей специальности, а тянет всеми силами к окончанию 11-го класса, чтобы поступали в вуз. Теми, кто получает высшее образование, можно отчитываться и гордиться, рабочими, вообще людьми труда, гордиться почему-то перестали. Но кто будет работать в сфере экономики, в различных отраслях, когда уйдут нынешние мастера-пенсионеры? Об этом в масштабе государства серьезно никто не говорит. Так, может быть, на эту тему разговор с властью начнут на своих августовских педсоветах педагоги, может быть, они посоветуют власть имущим перенимать белорусский опыт, где законодательно гарантировано первое рабочее место юным выпускникам системы среднего профессионального образования?В последние годы в стране позакрывали или объединили с другими вузами много пединститутов. Основная причина – дескать, выпускники не идут на работу в школы. Пожалуй, впервые в этом году два педуниверситета – Московский педагогический госуниверситет и Московский городской педуниверситет – идеологически отстояли свое право на выпуск специалистов для социальной сферы, предложив считать это важной миссией высшего педагогического образования. В самом деле, почему не считать важной деятельность педагогов и психологов в тех сферах, которые связаны с людьми, например, в социальных центрах, детских комнатах полиции и детских центрах, в государственных фондах, кадровых службах? На педсоветах нужно обсудить эту проблему и довести эту идею до сведения власть имущих, чтобы сохранить те немногие педвузы, что еще остались.Наконец, есть еще одна важнейшая тема, без обсуждения которой вряд ли августовский педсовет можно будет считать плодотворно состоявшимся, – это государственно-общественное управление. Перед выходом номера «Учительской газеты», посвященного эффективному управлению школами, один из моих коллег решил поговорить с педагогами об управляющих советах, результат разговора обескуражил: мало кто из опрошенных придавал серьезное значение такому общественному органу, между тем именно он может решать очень много самых важных проблем деятельности и развития школы. Разговор об управляющих советах, их роли, полномочиях, выборах должен состояться на августовском педсовете и быть совместным разговором администраторов, педагогов, родителей и учеников. Когда-то бывший министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко сказал, что школе важно воспитывать грамотных потребителей. Тогда его слова вызвали штормовую волну критики и неприятия, но в свете реализации Закона «Об образовании в РФ» они нынче воспринимаются как должное. Вся страна – потребитель системы образования, а значит, она вправе грамотно пользоваться своими правами, иметь дело с такими грамотными людьми система образования должна быть готова. О том, что такое сегодня состояние готовности к удовлетворению запросов потребителя, и нужно по большому счету поговорить педагогам и управленцам.
Комментарии