Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Аутсорсинг – наш помощник. Каждый занят своим делом. В выигрыше все

Учительская газета, №49 от 4 декабря 2012. Читать номер
Автор:

Традиционно на августовских региональных педагогических совещаниях принято называть лидеров, а иногда, правда гораздо реже, и аутсайдеров образования в регионе. В Воронежской области в нынешнем учебном году бесспорное первое место было отдано Новохоперскому району, о чем «Учительская газета» уже писала в №32 от 7 августа. Мы по-настоящему порадовались за новохоперских учителей, потому что показатели средней ежемесячной заработной платы у них оказались одними из самых высоких в области – 22-24 тысячи рублей. Среди причин, способствовавших зарплатному росту, Светлана Козырева, начальник отдела по образованию, молодежной политике, опеке и попечительству администрации района, назвала аутсорсинг.

По данным Википедии, аутсорсинг (от англ. «outsourcing» (outer-source-using) – «использование внешнего источника/ресурса») – это передача организацией на основании договора определенных бизнес-процессов или производственных функций на обслуживание другой компании, специализирующейся в соответствующей области. В отличие от услуг сервиса и поддержки, имеющих разовый, эпизодический, случайный характер и ограниченных началом и концом, на аутсорсинг передаются обычно функции по профессиональной поддержке бесперебойной работоспособности отдельных систем и инфраструктуры на основе длительного контракта (не менее 1 года).Как бороться с непрофильными расходами Рассказывает Светлана Анатольевна Козырева: – Не могу сказать, что мы сначала взяли на вооружение само слово. Мы скорее начали с действия, с передачи всех непрофильных для школы функций – тепло, ремонт, питание, медицинское обеспечение – другим хозяйственным или коммерческим организациям. Ведь школа на самом деле должна заниматься только своим непосредственным делом – обучением и воспитанием детей. Сыграло роль и то, что мы перешли на нормативно-бюджетное финансирование, при котором средства выделяются именно на образовательную услугу. А создание условий, например содержание школьных зданий, в эти средства не входит. Мы озадачились этой проблемой, и глава администрации Виктор Тихонович Петров, в прошлом школьный учитель и педагог по первому образованию, постарался все эти непрофильные для школ и детских садов обязанности вывести из стен образовательных учреждений, чтобы передать их другим структурам. Позже, кажется, во время поездки в Москву на курсы или совещание, мы там услышали это новое слово – аутсорсинг, тоже достаточно долго его запоминали, изучали значение, и оказалось, что нам это новое понятие близко. Ведь речь не обязательно должна идти о передаче полномочий только бизнес-структурам, сейчас аутсорсингом называется даже передача полномочий какому-то учреждению, созданному на уровне муниципалитета. – Расскажите, что создано у вас? – В разных поселениях и по различным направлениям организованы свои структуры. Например, для решения проблем ЖКХ создана фирма «Уют», в которую мы на договорной основе передали всех операторов котельных. Раньше у нас все котельные принадлежали школам, и за них нес ответственность или директор, или завхоз, а кочегары всегда числились в штате школы. На сегодняшний день у нас ни одно образовательное учреждение в своем штате не имеет ни кочегаров, ни операторов котельных. Всего в районе 22 школы, одна из них, вечерняя, арендует помещение в школе №2, так что котельных получается 21,  и все они обслуживаются этой фирмой. Мы сейчас почти все котельные перевели на газ, осталось только три школы – в селах Терновка, Долиновка и Березовка, но Долиновская школа уже стала структурным подразделением, а в двух школах в этом году согласно областной программе ведутся необходимые работы, монтируются модульные котельные, которые уже обслуживаются данной фирмой. – И сколько в ней сегодня работает операторов котельных? – Теперь это проблема фирмы «Уют», и они сами решают, где и сколько должно быть операторов. – А если школьной котельной требуется ремонт, фирма проводит его на свои средства? – Все делается по договору и потом обязательно оплачивается, в том числе и какие-то внеплановые работы, и обязательная подготовка котельной к осенне-зимнему периоду. – Стал ли богаче школьный бюджет из-за того, что операторов котельных вывели из штатного школьного расписания?  – Конечно. Ведь субвенция осталась в школе! Поэтому появилась возможность повысить заработную плату самим учителям и всем педагогическим работникам, которые трудятся в школах. Например, в Краснянской школе есть свой договор с фирмой, обслуживающей жилищно-коммунальное хозяйство в селе Красное. Из школы выведены рабочие по обслуживанию здания, электрик, сейчас техничек готовятся вывести из штата школы, и уже эта фирма предоставляет школе услуги по обслуживанию здания. А все высвободившиеся средства идут на повышение заработной платы, например на увеличение стимулирующего фонда.  – Но район при аутсорсинге вынужден больше вкладывать. Ведь тем же операторам котельных надо тоже платить. – Конечно. Но с другой стороны, каждый должен заниматься своим делом, ведь раньше директор не знал, куда бежать – в котельную, на урок или создавать условия для образовательного процесса… Теперь район все непрофильные для директора обязанности старается взять на себя. Еще один пример. У нас на базе школ 19 транспортных единиц – автобусы и «газели». Водители сегодня в штате школ. Но в районе уже создан ТЭЦ – технико-эксплуатационный центр, в который мы планируем передать водителей. Школы будут просто получать услугу – подвоз детей, а всей технической стороной будет заниматься центр. Идея хорошая, но вопросов пока очень много. В нашем районе большие расстояния между населенными пунктами, и этой организации будет трудно отследить все машины, чтобы вовремя выпустить их на линию. Надо ведь будет заключать договор с медицинскими учреждениями, осматривать водителей перед рейсом, следить за машинами и так далее. Сейчас мы весь этот механизм продумываем, но считаю, что с января и водителей передадим в центр, выведем из штата школ. Обслуживание автобусов тоже будет производиться в ТЭЦ, а вот со стоянками будем решать индивидуально. В некоторых случаях машинам просто нет смысла ехать в Новохоперск на стоянку, ведь, например, у нас от районного центра до села Ярки-Подгорное 60 километров, выгоднее оставить автобус в селе. То же с Терновской школой. Поэтому вполне возможно, что автобусы будут стоять где-то рядом со школами, но водители – числиться за ТЭЦ, механики – обслуживать машины, проводить техосмотры, то есть мы освободим директора школы от непрофильных забот, а средства оставим в школе. Также у нас в процессе создание структуры, которая занималась бы организацией школьного питания. Пока в районе только две школы, где повара и работники столовой выведены из штатного школьного расписания, то же будем делать и по другим. Также планируем передать в обслуживание школьные столовые, тем более что сейчас мы их подготовили, отремонтировали, где необходимо, заменили оборудование. – Как сказалось такое перераспределение полномочий на учительских зарплатах? – Благодаря реорганизации, и в том числе аутсорсингу, средняя зарплата учителей в районе составляет 21 тысячу рублей, а сейчас появляется возможность выйти в конце года на сумму в 24 тысячи. – Вы подсчитывали, сколько дополнительно тратится средств из районного бюджета на новые формы организации непрофильных для школы работ? – В год более 3,5 миллиона рублей. Но это себя оправдывает, так как в школах высвобождается больше средств.  24 тысячи  не предел В Новохоперском районе есть школы, в которых новые бизнес-технологии позволили уже сегодня повысить среднемесячную учительскую заработную плату даже не до 24, а до 26 тысяч рублей. Рассказывает Вера Михайловна Капанадзе, директор Краснянской школы: – Я считаю, что созданные компании, в которые сегодня переведены наши бывшие школьные рабочие, являются моими настоящими помощниками. Например, если у нас в школе возникает проблема с электричеством, я решаю ее просто: звоню в эту службу. Ко мне приезжает бригада, и проблему устраняют. Или второй пример, были проблемы с сантехникой, я действовала по той же схеме, проблемы быстро устранили. Раньше у меня в штатном расписании числились рабочие по комплексному обслуживанию здания. Много ли их было? Семь лет назад  пять человек, немало. Постепенно их сокращали, но не убирали совсем, а вывели в состав нового образованного предприятия, которое называется «Муниципальное унитарное предприятие «Красное» – по названию нашего села. Были созданы рабочие места, и предприятие стало обслуживать не только школу, но и детские сады и больницу. Организация очень хорошая, и мне, как директору, оказывает большую помощь. Раньше при возникновении проблем с электричеством нужно было искать специалиста  или организацию, причем имеющую разрешение работать в школе, а теперь мне такого специалиста присылают по первому приглашению. Получается, что сэкономленные деньги мы можем направлять на улучшение условий обучения или на повышение заработной платы. Эта экономия идет в бюджет школы, то есть остается у нас. В итоге по школе средняя заработная плата составляет 26 тысяч рублей. Раньше у меня, как у директора, голова болела о многих вещах, в том числе хозяйственных, строительных, а сейчас я от них освобождена. Все решается по звонку – тут же приедут, все отремонтируют, и всегда по первому зову. КомментарийТамара БИРЮКОВА, председатель Воронежской областной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ: – Администрация Новохоперского района действительно нашла возможность снять финансовую нагрузку со школ на так называемые непрофильные затраты. Такую возможность предоставил аутсорсинг. Сегодня в районе действует муниципальный ресурсный центр с финансированием из муниципального бюджета, осуществляющий бухгалтерское и правовое обслуживание школ. На очереди передача школьных столовых на муниципальный бюджет, а школьных автобусных парков – в муниципальный технико-эксплуатационный центр. В рамках соглашений по передаче части полномочий с районного уровня на уровень поселений отработан механизм по обслуживанию школ муниципальным предприятием в сфере ЖКХ. Как говорит глава района Виктор Тихонович Петров, аутсорсинг сегодня является приоритетным направлением в работе администрации Новохоперского района. Новохоперск, Воронежская область


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту