search
main
0

Ау! В АУ сохранится воспитание?

​Новая аббревиатура «АУ» витает в нашем сообществе как синоним чего-то пугающе нового и неизвестного. Пока экономисты и менеджеры образования ориентируются в отборе эффективных механизмов финансового менеджмента, способного по-новому правильно организовать и преобразовать жизнь образовательных учреждений, педагогическое сообщество московских колледжей с беспокойством заглядывает в будущее.

Экономисты уверенно убеждают в социально-экономической эффективности новой модели финансирования, менеджеры говорят о новых свободах и ответственности, об эффективности управления образовательного учреждения, о новых регламентах работы при участии наблюдательных советов. Но никто пока не может дать убедительного ответа на тревогу заместителей директоров по воспитательной работе колледжей о том, сохранится ли воспитательная работа в автономных учреждениях, главным показателем которых является экономическая эффективность.В основе этой всеобщей педагогической тревожности лежит столкновение ценностей воспитания и цены вопроса – стоимости образовательных услуг бюджетного финансирования, потому что всем ясно, что воспитательная работа – самая затратная часть организации образовательного процесса, результаты и отдача которой отсрочены во времени, и, увы, не приносящая никакого дохода. Для знатоков законодательных и нормативных документов эта тревожность может показаться смешной, для практиков образования – оказаться основанием для сокращения штатных единиц (педагогов-психологов, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования), не приносящих реального внебюджетного дохода, а для государства и общества может обернуться социальными рисками.Интересно, а Антон Семенович Макаренко или Василий Александрович Сухомлинский, оставившие педагогическое наследие в своих книгах и учениках, могли бы просчитать и доказать финансово-экономическую эффективность системы воспитания, спланировать внебюджетный доход воспитательной работы? Как рассчитать социально-экономическую эффективность воспитательной системы Януша Корчака, который вошел в газовую камеру вместе со своими воспитанниками…Увы, не педагогика, а экономика устанавливает новые нормативы в образовании. Финансово-экономическая риторика современного менеджмента образования понятна: всем в образовании надо научиться внебюджетной деятельности по оказанию образовательных услуг потребителям. Воспитание не услуга, а служение, коренное содержание профессиональной деятельности каждого учителя, преподавателя, мастера производственного обучения. Можно довести ситуацию до абсурда, если затраченные на учеников дни, часы, минуты жизни профессионального учителя переводить в рубли, доллары, евро. Давайте гипотетически представим последствия «образовательного учреждения без воспитания» в реалиях социальных рисков для общества и государства, ведь при расчетах социально-экономической эффективности воспитательная работа образовательного учреждения окажется недоходной частью.Не в экономических механизмах перехода в автономные учреждения, а в государственной политике развития воспитания в образовании аргументация в необходимости сохранения и развития воспитательной работы в колледжах.Два важнейших государственных документа – проект закона «Об образовании в РФ» в последней редакции от 15.07.2011 года, государственная программа «Развитие образования Москвы на период 2012-2016 годы («Столичное образование»)» определяют задачи воспитания на государственном уровне.Значимость статуса воспитания закреплена в законопроекте «Об образовании в РФ» признанием единства воспитания и обучения в образовании, понятием воспитания: «Специально организуемая в системе образования деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося…». Сформулированный на государственном законодательном уровне статусный приоритет воспитания обозначает для руководства колледжей новизну задач в развитии воспитания, ответственного решения воспитательных проблем.Если внимательно читать текст государственной программы «Столичное образование», а также другие нормативные федеральные и региональные документы, то можно увидеть ключевые цели развития воспитания в профессиональном образовании:- обеспечение образовательных прав обучающихся и качества профессионального образования;- развитие личности обучающихся, создание условий для индивидуальных образовательных достижений и социальной успешности каждого обучающегося;- обеспечение московского стандарта качества, конкурентоспособности выпускников в инновационной экономике.Переход к ФГОС СПО нового поколения также заставляет нас найти новые задачи воспитания. Требования новых стандартов относительно организации воспитательного процесса в следующем:    «предусматривать при реализации компетентностного подхода внеаудиторную работу для формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся»;    «формирование социокультурной среды, условий для всестороннего развития и социализации обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов и т. п.»;    «в целях воспитания и развития личности, достижения результатов при освоении основной профессиональной образовательной программы в части развития общих компетенций обучающиеся могут участвовать в развитии самоуправления, работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов».В требованиях ФГОС СПО также указаны приоритетные формы воспитательной работы, основанные на организации социально активной, общественно значимой, творческой, коллективной деятельности студентов: общественные организации, спортивные и творческие клубы, объединения студенческого самоуправления. Ориентация на достижения обучающихся в области общих компетенций позволяет учитывать в личном портфолио достижений обучающихся внеучебные достижения и опыт разнообразной деятельности (творческой, волонтерской, спортивной, поисковой, общественной, проектной, предпринимательской и др.).Формирование общих и профессиональных компетенций во внеаудиторной работе, создание социокультурной среды и педагогических условий для всестороннего развития личности и социализации обучающихся, обеспечение образовательных прав обучающихся на достижение образовательных результатов – в этих задачах отражен инновационный механизм развития воспитания в колледже от «системы воспитательной работы» к «системе воспитания компетентной личности».И пусть не вводит нас в заблуждение экономическая необходимость расчетов доходности воспитательной работы при переходе в АУ. Помните и знайте, что есть государственная политика, значимость воспитания как общественного блага, вне которого можно потеряться и среди трех сосен и кричать: «Ау, ау, ау!». Пусть АУ нас услышат!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте